С чего все началось
Первый номер «Огонька» вышел 9 декабря (21 декабря по новому стилю) 1899 года в качестве приложения к «Биржевым ведомостям» (Санкт-Петербург). Обложка этого номера рекламирует новинку тогдашнего театрального сезона — пьесу Петра Боборыкина «Накипь». Когда-то Боборыкина считали конкурентом Чехова, но в истории он остался, скорее, как изобретатель слова «интеллигенция» и закусочного салата «Ерундопель».
Рецепт салата «Ерундопель»: 110 г паюсной икры, четыре сардинки, один свежий огурец, пять вареных картофелин, покрошить лук, по вкусу оливковое масло, уксус, горчица. Отличная закуска к водке.
В 1-м номере также сообщалось об освящении нового здания Народной библиотеки-читальни имени А.С. Пушкина (эта библиотека существует до сих пор), об англо-бурской войне, печаталось жизнеописание Джорджа Вашингтона, рассказывалось об американских женщинах на госслужбе и еврейской колонии в Китае. Завершался журнал научно-популярной статьей о различных экспертизах (по крови или, скажем, волосам) на службе правосудия.
Русский язык обязан «Огоньку» словом «викторина»: наш журнал не только открыл для читателей неведомую игру, но и придумал ей название. Правда, сама игра была заграничной, американской, но, как подчеркивали мы в первом номере за 1928 год, она была «реорганизована и приспособлена к нашему быту».
Цветная вкладка — еще одно изобретение «Огонька». Она впервые появилась в номере 18 за 1946 год: отмечая первую годовщину окончания Великой Отечественной войны, журнал опубликовал картину Аркадия Пластова «Сенокос» — своего рода образ мирной жизни. Позднее такие вкладки стали фирменным стилем «Огонька», их вешали на стены вместо картин. В советскую эпоху в «Огоньке» запустили литературное приложение — знаменитую «Библиотечку». Маленькие книжки известных писателей выходили с 1925 по 1992 год, раз в неделю, и продавались отдельно от журнала. У нас печатались Михаил Зощенко, Александр Твардовский, Илья Ильф и Евгений Петров, Алексей Толстой, Владимир Маяковский, Исаак Бабель. Выпуск книжек был возобновлен в 2008 году.
Жанр «Как живет…» (позднее — «День такого-то») тоже был впервые придуман в «Огоньке». Среди первых героев, к примеру, члены президиума III Государственной думы октябрист Николай Хомяков и князь Владимир Волконский (см. № 7 за 1908 год), они рассказали и показали корреспондентам журнала, как живут и работают. В дальнейшем «Огонек» приглашали к себе граф Витте, министр торговли и промышленности Василий Тимирязев, Петр Столыпин и другие политические и общественные деятели старой России. А в советское время — уже представители новой власти, например Алексей Рыков и Лев Троцкий.
Многие художники почитали за честь рисовать специально для «Огонька» или публиковать первые репродукции своих картин именно у нас. Вот несколько примеров.
Илья Репин — репродукция его картины «Черноморская вольница» появилась на обложке «Огонька» с автографом автора (№ 8 за 1909-й).
Константин Сомов — нарисовал акварель специально для новогоднего номера «Огонька» (№ 1 за 1908-й).
Лев Бакст — изобразил для нашего журнала Айседору Дункан с натуры (№ 18 за 1914-й). Рисунок назывался «Дункан на пляже в Венеции (Лидо)».
Александр Дейнека — в 1928 году иллюстрировал повесть Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Светлая личность» для «Огонька» (повесть печаталась с продолжением).
Сам «Огонек», кстати, награжден орденом Ленина — «за плодотворную работу по коммунистическому воспитанию трудящихся, освещению общественно-политической жизни советского народа» (2 апреля 1973 года).
Изображение ордена было помещено на обложку журнала.
Правда, в годы реформ орден с обложки все-таки убрали, что даже вызвало протесты.