Мариинское Евангелие – один из самых древних памятников словесности, который связывает народы Европы. Это общий памятник, он очень важен для русской культуры, для понимания православия, и он необычайно важен для мировой европейской мысли… Это Евангелие не имеет цены, и его невозможно вписать ни в один реестр, оно уникально, как уникальны памятники культуры, определяющие русскую жизнь, русское сознание, Россию”, – сказал спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой на церемонии в Доме Пашкова.
Работа по исследованию и восстановлению поврежденной рукописи длилась более двух лет лучшими специалистами РГБ. На сегодняшний день в мире насчитывается 11 древнейших рукописей, написанных глаголицей, Мариинское Евангелие – одно из них. Директор РГБ Вадим Дуда отметил, что в научный отдел РГБ возвращается “великая книга”, и она будет доступна исследователям и читателям библиотеки.
Мариинское Евангелие интересно тем, что оно является символом единства славистической науки, символизм того, что происходит – это возвращение возможности для исследователей соприкоснуться с этим раритетом”, – сказал журналистам настоятель храма Святителя Николая отец Борис (Даниленко).
Мариинское Евангелие – книжный памятник ранней славянской глаголической письменности. В болгарской и македонской научной литературе это Евангелие, известное в западных исследованиях как Codex Marianus, датируется рубежом X-XI веков. Принято считать, что Евангелие было найдено известным ученым и коллекционером Виктором Григоровичем (1815-1876) на Афоне, в русском скиту Успения пресвятой Богородицы (Ксилургу).
Экземпляр Мариинского Евангелия лишен начала и окончания, но утраты невелики – два листа в начале и шесть в конце. Два начальных листа обнаружил хорватский коллекционер Антон Миханович и передал австрийскому и словенскому лингвисту Францу Миклошичу (в научной литературе их называют листами Михановича или Миклошича). В настоящее время они хранятся в Австрийской национальной библиотеке в Вене.
Рукопись украшена плетеным и растительным орнаментом, в книге есть три миниатюры, на которых красками и чернилами изображены евангелисты Марк, Лука и Иоанн. Исследователи предполагают, что миниатюра евангелиста Матфея была в начале рукописи, но оказалась утраченной.