На сегодняшний день 18 из 30 крупных зарубежных рекламодателей ушли из России.
Это резко осложнило финансовое положение СМИ.

Вещательные организации полагают, что в связи с этим им бы помогла оптимизация структуры расходов. Платежи за авторские права традиционно являются для СМИ необходимой статьей затрат. На встрече вещателей и обществ по коллективному управлению правами (ОКУПов), прошедшей в Общественной палате РФ, обсуждались подходы к взаимной поддержке представителей индустрии СМИ и авторского сообщества.

Общественная палата РФ о взаимопонимании авторских обществ и современной журналистики
Фото предоставлено пресс-службой Общественной палаты РФ
Председатель Союза журналистов России (СЖР) Владимир Соловьев отметил, что в пандемию организации совместно с Национальной ассоциацией телевещателей (НАТ) удалось добиться включения СМИ в список особо пострадавших отраслей. Это позволило помочь более чем 30 тысячам СМИ: “Мы работаем в таком формате постоянно. И сейчас, когда возникла новая сложная ситуация, мы естественно тоже стали собирать предложения от коллег – как помочь, как смягчить удар, чтобы они смогли выжить и продолжить работу”.

Владимир Соловьев отметил, что взаимопонимание в работе с авторскими обществами – в числе основных приоритетов и Союза журналистов, и СМИ, особенно региональных. Он выразил убежденность в том, что пользователям и правообладателям через диалог удастся решить спорные вопросы.

Представители СМИ подтвердили свою принципиальную позицию о необходимости оплаты авторских прав – это требование закона.

Среди вопросов, интересовавших профессиональное сообщество, были в том числе формирование ставок авторского вознаграждения, возможности сокращения облагаемой базы, работа с правообладателями из недружественных стран и артистами, допустившими антироссийские высказывания.

Некоторые вещатели недоумевали, почему РАО и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) продолжают собирать деньги в пользу правообладателей из недружественных стран, ведь даже выводя за скобки политический аспект, из-за санкций они просто не могут перевести на Запад причитающееся вознаграждение. Исполнительный директор РАО и генеральный директор ВОИС Алексей Карелов пояснил, что в соответствии с недавним президентским указом вознаграждение таким правообладателям перечисляется на специальный рублевый счет “О” в уполномоченном российском банке. Вывести с него деньги правообладатели смогут только с разрешения специальной правительственной комиссии, в состав которой входят и представители ЦБ.

У стремления сделать бесплатным доступ к контенту из недружественных стран есть очевидное печальное последствие: если иностранный контент станет бесплатным, а отечественный останется платным, то есть угроза того, что к последнему снизится интерес. Люди перестанут смотреть и слушать российское или появится дополнительный стимул скачать музыку пиратским способом – с чем так долго боролись.

Вопросы ставок и доходной базы, от которой высчитывается вознаграждение, потребовали детального рассмотрения. Часть вещателей обратили внимание на то, что их доходы могут иметь непрофильный характер: не вполне понятно, почему доход от сдачи помещения в аренду должен учитываться при расчете авторского вознаграждения. Представители РАО заверили, что в подобных вопросах всегда идут навстречу пользователям и готовы использовать в расчетах только релевантную облагаемую базу. Более сложный вопрос – должна ли подобная база включать деньги, полученные в рамках государственной субсидии? С одной стороны, это не доход, а компенсация расходов, с другой стороны, у многих вещательных компаний просто нет других доходов, кроме государственных дотаций на ведение деятельности и закупку контента. Единодушно была принята компромиссная рекомендация – в процедуру госзакупки в интересах СМИ выплаты в РАО стоит закладывать заблаговременно.

Вместе с тем, говоря о готовности РАО идти навстречу пользователям в сложных экономических обстоятельствах, представители СМИ согласились с тем, что это требует понятной сдержанности. РАО – только посредник между авторами и бизнесом. Для многих композиторов, особенно пожилых и одиноких, вознаграждение за использование произведений – единственный оставшийся источник дохода, и в этой ситуации РАО обязано защищать их интересы. На это обратил внимание исполнительный директор Общества Алексей Карелов: “Доходы в эти тяжелые времена точно так же падают у авторов. Нельзя сказать, что они на ком-то наживаются. Однако нам, безусловно, есть над чем поработать вместе с вещателями – в первую очередь в вопросе фиксированных выплат. В пандемию мы не шли в суды и не применяли штрафных санкций и ровно то же готовы делать сейчас. Мы готовы взаимодействовать с отраслью и совместно решать все вопросы в рамках рабочей группы”.

Представители ОКУПов также напомнили, что с 2015 года инфляция обесценила ставку вознаграждения РАО на 60%, при этом рекламный рынок вырос на 40%, однако индексации ставок с тех пор не проводилось. По словам представителей РАО, ставка авторского отчисления в России (около 2%) приблизительно в четыре раза ниже аналогичных ставок зарубежных ОКУПов.

В ходе дискуссии выяснилось, что часть проблем отрасли не имеет отношения к обществам по коллективному управлению правами. Так, фотографы, с которыми часто спорят и судятся СМИ, управляют своими авторскими правами самостоятельно. Это как раз пример проблемы, от которой работа с ОКУПом защищает. Как отметила генеральный директор компании IPCodeх Наталья Полианчик – один раз заключив договор с Обществом, пользователь уже не должен тратить силы на дискуссии с каждым правообладателем в отдельности.

Участники встречи, которую в качестве модератора провел председатель комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, руководитель регионального департамента ВГТРК Рафит Сабитов, согласились и в том, что для более глубокой аналитики поступивших от СМИ предложений, для подведения итогов обсуждения и выработки конкретных формулировок для предлагаемых компромиссных решений целесообразно создать рабочую группу с представительством юридических служб всех заинтересованных сторон.

Общественная палата РФ о взаимопонимании авторских обществ и современной журналистикиВо встрече также приняли участие секретарь Союза журналистов России, сопредседатель Общественной коллегии по жалобам на прессу Михаил Федотов, генеральный директор Национальной ассоциации телерадиовещателей Александр Широких, руководитель управления по работе с вещательными организациями Российского авторского общества Игорь Куницын, композитор, аранжировщик, звукорежиссер, музыкант, продюсер, певец, председатель совета и основатель компании “Студия современной музыки Studio S” Евгений Кобылянский, представители, заместитель генерального директора по развитию и правовым вопросам телеканала “Санкт-Петербург” Кирилл Калинин и другие.

QR Code Business Card