На сегодняшний день 18 из 30 крупных зарубежных рекламодателей ушли из России.
Это резко осложнило финансовое положение СМИ.
Вещательные организации полагают, что в связи с этим им бы помогла оптимизация структуры расходов. Платежи за авторские права традиционно являются для СМИ необходимой статьей затрат. На встрече вещателей и обществ по коллективному управлению правами (ОКУПов), прошедшей в Общественной палате РФ, обсуждались подходы к взаимной поддержке представителей индустрии СМИ и авторского сообщества.
Владимир Соловьев отметил, что взаимопонимание в работе с авторскими обществами – в числе основных приоритетов и Союза журналистов, и СМИ, особенно региональных. Он выразил убежденность в том, что пользователям и правообладателям через диалог удастся решить спорные вопросы.
Среди вопросов, интересовавших профессиональное сообщество, были в том числе формирование ставок авторского вознаграждения, возможности сокращения облагаемой базы, работа с правообладателями из недружественных стран и артистами, допустившими антироссийские высказывания.
Некоторые вещатели недоумевали, почему РАО и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) продолжают собирать деньги в пользу правообладателей из недружественных стран, ведь даже выводя за скобки политический аспект, из-за санкций они просто не могут перевести на Запад причитающееся вознаграждение. Исполнительный директор РАО и генеральный директор ВОИС Алексей Карелов пояснил, что в соответствии с недавним президентским указом вознаграждение таким правообладателям перечисляется на специальный рублевый счет “О” в уполномоченном российском банке. Вывести с него деньги правообладатели смогут только с разрешения специальной правительственной комиссии, в состав которой входят и представители ЦБ.
У стремления сделать бесплатным доступ к контенту из недружественных стран есть очевидное печальное последствие: если иностранный контент станет бесплатным, а отечественный останется платным, то есть угроза того, что к последнему снизится интерес. Люди перестанут смотреть и слушать российское или появится дополнительный стимул скачать музыку пиратским способом – с чем так долго боролись.
Вопросы ставок и доходной базы, от которой высчитывается вознаграждение, потребовали детального рассмотрения. Часть вещателей обратили внимание на то, что их доходы могут иметь непрофильный характер: не вполне понятно, почему доход от сдачи помещения в аренду должен учитываться при расчете авторского вознаграждения. Представители РАО заверили, что в подобных вопросах всегда идут навстречу пользователям и готовы использовать в расчетах только релевантную облагаемую базу. Более сложный вопрос – должна ли подобная база включать деньги, полученные в рамках государственной субсидии? С одной стороны, это не доход, а компенсация расходов, с другой стороны, у многих вещательных компаний просто нет других доходов, кроме государственных дотаций на ведение деятельности и закупку контента. Единодушно была принята компромиссная рекомендация – в процедуру госзакупки в интересах СМИ выплаты в РАО стоит закладывать заблаговременно.
Вместе с тем, говоря о готовности РАО идти навстречу пользователям в сложных экономических обстоятельствах, представители СМИ согласились с тем, что это требует понятной сдержанности. РАО – только посредник между авторами и бизнесом. Для многих композиторов, особенно пожилых и одиноких, вознаграждение за использование произведений – единственный оставшийся источник дохода, и в этой ситуации РАО обязано защищать их интересы. На это обратил внимание исполнительный директор Общества Алексей Карелов: “Доходы в эти тяжелые времена точно так же падают у авторов. Нельзя сказать, что они на ком-то наживаются. Однако нам, безусловно, есть над чем поработать вместе с вещателями – в первую очередь в вопросе фиксированных выплат. В пандемию мы не шли в суды и не применяли штрафных санкций и ровно то же готовы делать сейчас. Мы готовы взаимодействовать с отраслью и совместно решать все вопросы в рамках рабочей группы”.
Представители ОКУПов также напомнили, что с 2015 года инфляция обесценила ставку вознаграждения РАО на 60%, при этом рекламный рынок вырос на 40%, однако индексации ставок с тех пор не проводилось. По словам представителей РАО, ставка авторского отчисления в России (около 2%) приблизительно в четыре раза ниже аналогичных ставок зарубежных ОКУПов.
В ходе дискуссии выяснилось, что часть проблем отрасли не имеет отношения к обществам по коллективному управлению правами. Так, фотографы, с которыми часто спорят и судятся СМИ, управляют своими авторскими правами самостоятельно. Это как раз пример проблемы, от которой работа с ОКУПом защищает. Как отметила генеральный директор компании IPCodeх Наталья Полианчик – один раз заключив договор с Обществом, пользователь уже не должен тратить силы на дискуссии с каждым правообладателем в отдельности.
Участники встречи, которую в качестве модератора провел председатель комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, руководитель регионального департамента ВГТРК Рафит Сабитов, согласились и в том, что для более глубокой аналитики поступивших от СМИ предложений, для подведения итогов обсуждения и выработки конкретных формулировок для предлагаемых компромиссных решений целесообразно создать рабочую группу с представительством юридических служб всех заинтересованных сторон.
Во встрече также приняли участие секретарь Союза журналистов России, сопредседатель Общественной коллегии по жалобам на прессу Михаил Федотов, генеральный директор Национальной ассоциации телерадиовещателей Александр Широких, руководитель управления по работе с вещательными организациями Российского авторского общества Игорь Куницын, композитор, аранжировщик, звукорежиссер, музыкант, продюсер, певец, председатель совета и основатель компании “Студия современной музыки Studio S” Евгений Кобылянский, представители, заместитель генерального директора по развитию и правовым вопросам телеканала “Санкт-Петербург” Кирилл Калинин и другие.