Издательство «Аргументы недели» выпустило роман Дмитрия Епишина «Иосиф».
Иосиф Виссарионович Сталин нечасто становится главным действующим лицом художественных произведений. Из наиболее известных на память приходят разве что
пьеса М.А. Булгакова «Батум» и повесть Алексея Толстого «Хлеб».
Это не удивительно, ведь автор берёт на себя ответственность по созданию образа одного из самых известных политиков ХХ века, о котором существует масса противоречивых мнений. Сделать такую личность центром творческого рассмотрения и не сбиться на фальшивую тональность весьма непросто. При всём количестве информации о И.В. Сталине выбрать из неё наиболее достоверную и суметь положить её в основу работы — задача самой высокой сложности.
Если, конечно, речь не идёт о создании пропагандистской поделки.
Роман «Иосиф» пропагандистской поделкой не является.
Если, конечно, речь не идёт о создании пропагандистской поделки.
Роман «Иосиф» пропагандистской поделкой не является.
Автор ведёт рассказ, не впадая в симпатии или антипатии к главному герою. Такая отстранённость вкупе с неотступным следованием за реальными событиями в жизни Иосифа создаёт атмосферу доверия. Драматическая биография героя подаётся читателю как естественное явление эпохи. В романе разворачивается повествование о жизни обычного человека, в котором вихри истории вызвали глубинные силы характера, развили интеллект и сделали выдающимся политиком.
Д. Епишин выбрал для этого давно известный, но не очень распространенный сегодня приём внутреннего монолога. Практически весь роман – это воспоминания Иосифа о прожитой жизни, которые приходят к нему после клинической смерти, когда душа ещё витает рядом с телом, но уже освобождена от всех тягот и зависимостей земного мира. В этом состоянии Иосиф перемещается из осознания своего величия в осознание своей ничтожности перед Вечностью, и все рассуждения его обретают непривычный для него ход.
В своих воспоминаниях Иосиф возвращается лишь к наиболее важным для него событиям и людям. Роман не даёт полного обзора всех дел Сталина, но и этого материала достаточно для того, чтобы увидеть эту личность под необычным углом зрения.
В романе Иосиф признаёт свои ошибки и не ищет себе оправданий. Но одновременно в его размышлениях открываются многие обстоятельства, мало известные широкой публике. Например, это касается жестокой схватки с оппозицией в тридцатые годы, в которой карательный аппарат стал играть самостоятельную роль, совсем для него не предназначавшуюся.
Также необычно выглядит взгляд Иосифа на начало войны с Германией, когда он обнаружил, что главная причина поражений заключается в неготовности командного состава к современной войне. Иосиф признаётся себе, что именно он упустил главное в подготовке к этой войне – изучение военного искусства немецкого Генштаба, теории и практики «молниеносной войны», создал у командиров в корне неправильное представление о начальном периоде после ожидаемого нападения.
Не менее интересны и неожиданны для читателя его размышления о соперничестве с Л.Д. Троцким, которого он рассматривает не как политического врага, а как представителя другой, враждебной России цивилизации.
Воспоминания Иосифа о драматическом периоде коллективизации, создании атомной бомбы и других эпизодах своего правления пронизаны размышлениями о судьбах людей и жестокой необходимости эти судьбы ломать, перешагивая через душевную боль и понимание собственной жестокости.
Особая тема — отношение Иосифа с церковью. Здесь автор предлагает ряд новых, неожиданных аспектов, которые объясняют разворот главного героя лицом к церкви в последнее десятилетие его жизни. Причины этого разворота глубинны и до сих пор мало изучены.
Весьма необычно в романе рассматривается вопрос о том, был ли приход Иосифа во власть закономерным явлением эпохи и был ли он органической частью русского народа? Это главная тема романа, от которой берут начало все остальные сюжетные линии.
В качестве эпиграфа в романе стоит известный афоризм Шарля де Голля «Сталин не ушёл в прошлое. Он растворился в будущем».
Эта несколько пугающая мысль великого француза в ходе книги становится понятной. Каждая эпоха приносит с собой великих людей. Сталин закономерно стал великим политиком великой революционной эпохи. Но и ХХI век, сделавший заявку на смену диктата международного капитала другим типом общественно-экономических отношений, неизбежно принесёт с собой новых вождей. Появится такой вождь и в России. Каким он будет, никто не знает.
Автор считает, что он, по примеру Иосифа, начнёт новую стройку. Потому что это свойство великих людей.
И свидетельства романа о драматическом опыте Иосифа сослужат пользу новому строителю.
И
В своих воспоминаниях Иосиф возвращается лишь к наиболее важным для него событиям и людям. Роман не даёт полного обзора всех дел Сталина, но и этого материала достаточно для того, чтобы увидеть эту личность под необычным углом зрения.
В романе Иосиф признаёт свои ошибки и не ищет себе оправданий. Но одновременно в его размышлениях открываются многие обстоятельства, мало известные широкой публике. Например, это касается жестокой схватки с оппозицией в тридцатые годы, в которой карательный аппарат стал играть самостоятельную роль, совсем для него не предназначавшуюся.
Также необычно выглядит взгляд Иосифа на начало войны с Германией, когда он обнаружил, что главная причина поражений заключается в неготовности командного состава к современной войне. Иосиф признаётся себе, что именно он упустил главное в подготовке к этой войне – изучение военного искусства немецкого Генштаба, теории и практики «молниеносной войны», создал у командиров в корне неправильное представление о начальном периоде после ожидаемого нападения.
Не менее интересны и неожиданны для читателя его размышления о соперничестве с Л.Д. Троцким, которого он рассматривает не как политического врага, а как представителя другой, враждебной России цивилизации.
Воспоминания Иосифа о драматическом периоде коллективизации, создании атомной бомбы и других эпизодах своего правления пронизаны размышлениями о судьбах людей и жестокой необходимости эти судьбы ломать, перешагивая через душевную боль и понимание собственной жестокости.
Особая тема — отношение Иосифа с церковью. Здесь автор предлагает ряд новых, неожиданных аспектов, которые объясняют разворот главного героя лицом к церкви в последнее десятилетие его жизни. Причины этого разворота глубинны и до сих пор мало изучены.
Весьма необычно в романе рассматривается вопрос о том, был ли приход Иосифа во власть закономерным явлением эпохи и был ли он органической частью русского народа? Это главная тема романа, от которой берут начало все остальные сюжетные линии.
В качестве эпиграфа в романе стоит известный афоризм Шарля де Голля «Сталин не ушёл в прошлое. Он растворился в будущем».
Эта несколько пугающая мысль великого француза в ходе книги становится понятной. Каждая эпоха приносит с собой великих людей. Сталин закономерно стал великим политиком великой революционной эпохи. Но и ХХI век, сделавший заявку на смену диктата международного капитала другим типом общественно-экономических отношений, неизбежно принесёт с собой новых вождей. Появится такой вождь и в России. Каким он будет, никто не знает.
Автор считает, что он, по примеру Иосифа, начнёт новую стройку. Потому что это свойство великих людей.
И свидетельства романа о драматическом опыте Иосифа сослужат пользу новому строителю.
И
Справки о приобретении романа по тел. 8 495 980 45 60.
Издательство «Аргументы недели».
Издательство «Аргументы недели».
Статья подготовлена и опубликована
с использованием средств Фонда содействия развитию гражданского общества
и политической системы государства «Народ и политика».
с использованием средств Фонда содействия развитию гражданского общества
и политической системы государства «Народ и политика».