О мировом опыте поставок прессы в киоски
Оськин А.В. Вице-президент СППИ (ГИПП)

В условиях борьбы с пандемией коронавируса медиарынки в подавляющем большинстве зарубежных стран претерпели серьезную деформацию и падение. Международная организация Distripress в канун своего юбилейного двадцатого конгресса, который планируется в октябре с.г.
в онлайн-режиме, опубликовала ряд материалов о тенденциях, сложившихся на различных континентах на рынках печатной продукции среди издателей и дистрибьюторов.

Надо иметь в виду, что Distripress уже много лет занимается отслеживанием тенденций развития прессы по всему миру, анализом опыта отраслевых организаций. К октябрю 2020 года готовится презентация полного отчета об актуальных ключевых проблемах мирового рынка печатной прессы и тенденциях его развития. Сейчас международная организация подготовила материал Pulse update. Суть его в обобщении и анализе «фидбека», обратной связи от участников рынка по вопросам текущих торговых условий, возможностей и угроз. Distripress сознательно не указывает страны и названия компаний,
когда приводит высказывания издателей и дистрибьюторов.

В тексте материала говорится о том, что есть два основных фактора, отрицательно влияющих на многих издателей. Это падение доходов от рекламы и высокая конкуренция медиабрендов на рынке. В то же время отмечается, что у издателей сохраняется много возможностей
для цифрового распространения контента и цифровой подписки на их продукцию, что является важным позитивным фактором.

В свою очередь, у распространителей возможностей меньше, чем у издателей, так как они зависимы от крупных игроков издательского рынка, находясь в нижней части «цепочки поставок», но и у них есть свои преимущества, связанные с возможностью реализации наряду
с печатной продукцией товаров категории FMCG. К примеру, они могут быстрее реализовывать стратегии вертикальной интеграции: через более тесное сотрудничество с ритейлерами и активную работу с потребителем (доставка на дом, ориентированные на потребителя веб-сайты, локализованные рекламные кампании и т.д.)

Самые ограниченные возможности, отмечается в материалах Distripress, сейчас у ритейлеров. Они являются, по сути, физически запертыми в рамках своих магазинов и зависят от государственных планов по борьбе с коронавирусом и потребительских привычек.

Опрошенные участники европейского рынка прессы в большинстве своем поделились на две группы: те, кто с тревогой относится к происходящему на рынке и те, кто настроен более оптимистично. Первые сосредоточены на сокращении расходов и преодолении убытков, вторые – ждут обновления и «освежения» медиаиндустрии. Они надеются увидеть, как их конкуренты терпят неудачу. Однако эти участники рынка готовы к сотрудничеству даже со своими конкурентами, заинтересованы в диверсификации и в инвестициях.

Тем не менее, сомнений нет в том, что медиаотрасль в целом станет меньше, компактнее, начнет эффективнее работать, легче адаптироваться. В то же время, очевидно и то, что ряд компаний ожидает банкротство или слияние с более крупными предприятиями.

Общее впечатление участников европейского рынка также состоит в том, что, несмотря на тяжелую ситуацию в мире, не так уж всё плохо
для медиаотрасли: импровизированные «обходные пути», которые искали на рынке во время пандемии, в частности, удаленная работа, являются ценным опытом и открывают хорошие перспективы новых способов успешного ведения бизнеса.

Среди издателей наблюдается тенденция деления на три основные группы:

  • те, кто привержен продажам печатной прессы и работает с партнерами через активный и гибкий диалог;
  • те, кто активно занимается переходом на цифровые платформы;
  • те, кто паникует и не знает, что делать дальше.

В материале отмечается, что в некоторых странах стабильная и успешная деятельность крупных издателей, независимо от пандемии, обеспечивает сильную поддержку рынка прессы. В качестве примера того, как такие издатели могут повлиять на всю индустрию, приводятся компании Bauer в Австралии, TI Media в Великобритании. Также говорится о ситуации в Германии, где на рынке продаж печатной прессы
за счет его сплоченности создана позитивная издательская среда для развития и поддержки розничной цепочки поставок.

Вот одна из цитат, приведенных в материалах Distripress:: «Продажи газет выходного дня у нас идут хорошо, так как люди приходят
по выходным и покупают их, чего они не делают в течение рабочей недели, потому что работают они из дома. Продажи журналов упали больше, чем продажи газет из-за их большей зависимости от нескольких крупных уличных торговых точек и туристических центров».

Во время самоизоляции случались задержки выпусков, отмены тиражей, закрытия предприятий, но многие виды журналов процветали. Наиболее часто среди таких изданий упоминаются пресса из сегмента кроссвордов, сканвордов и головоломок, молодежных изданий, изданий для дома и глянцевых журналов. Новостные газеты и журналы продавались хаотично, были взлеты и падения. Хуже всех пришлось спортивным и новостным изданиям.

Продажи зарубежных изданий резко упали. Продажи местных – выросли в локальных торговых точках, но сократились продажи
в магазинах с высоким трафиком.

Во время пандемии на падение продаж и увеличение расходов одновременно влияли следующие факторы: расходы на перевозку
и логистику, социальное дистанцирование, карантинные меры в офисах и на складах, необходимость поддержки персонала, работающего
на дому.

Продуктовые магазины, аптеки, многочисленные торговые точки и магазины товаров для дома – все они отмечали небольшое снижение или иногда даже рост печатной продукции. Продажи в аэропортах, книжных магазинах и специализированных каналах распространения прессы сократились более чем на 90%.

В материалах Distripress выражается надежда, что печать и впредь будет положительно восприниматься потребителями: читая печатное издание, они будут испытывать чувство облегчения после продолжительного потребления информации с электронного экрана во время карантина.

Вот цитата о чтении из материала: «Согласно исследованиям, дополнительное время тратилось на чтение во время первой фазы самоизоляции. 68% потребителей ежедневно тратят на чтение ежедневной газеты на 30 минут больше, и столько же времени тратят
на чтение печатных журналов 70% потребителей».

«Мы не относимся к будущему отрицательно, но мы ожидаем, что в нашей отрасли будет меньше игроков во всей цепочке поставок.
Это открывает много возможностей на рынке», – говорят участники опроса.

Большинству участников рынка удалось сохранить запасы газетно-журнальной продукции и ее доступность на очень высоком уровне.
С точки зрения изменений в цепочке поставок, рынок делится на три группы: стабильность, компромиссные решения и значительные изменения.

Ключевые изменения на сегодняшний день такие: продление сроков возвратов, аннулирование физического возврата непроданных экземпляров.

Важным изменением стало и то, что уменьшилась частота доставки журналов до киосков и павильонов прессы: в период пандемии поставки прессы осуществлялись один раз в неделю.

Также одним из ключевых изменений в этот период стала консолидация грузов на магистральных маршрутах без промежуточной обработки.

Наблюдалось противоречие в управлении импульсными продажами газет и журналов, так как потребители по-разному реагировали
на данный вид продукции с учетом изменившегося спроса. Радикальным, но логичным решением явилось разделение двух цепочек поставок – газет и журналов.

Следует отметить, что в некоторых странах наблюдалась обратная тенденция – объединение в единую цепь поставок печатной продукции
и сопутствующих товаров, включая напитки и закуски.

Среди других тенденций отмечается: в некоторых странах разработаны проекты для улучшения механизмов заказа и доставки прессы
и сопутствующих товаров. Часто доставка производится курьером на дом, обеспечивается это силами участников рынка розничной торговли.

Кроме того, отмечается, что для всей цепочки поставок характерно расширение рынка за счет ослабления конкуренции, слияний
и поглощений.

Газеты и журналы (а иногда и книги) включаются в консолидированные розничные поставки. Количество поставок журналов в киоски
и павильоны сократилось до одного раза в неделю, количество торговых точек пересматривается. Оптовые поставщики сближаются
с розницей через увеличение количества вспомогательных услуг, развитие покупательских групп и независимых торговых точек, внедрение стратегии вертикальной интеграции.

В заключение материала Distripress приводятся следующие прогнозы о возможных вариантах развития рынка прессы:

  • ситуация на рынке разрешится с небольшими убытками – около 5% для всех его участников.
  • объем рынка прессы сократится на 30-40% до конца 2020 года.
  • неизбежно сокращение дистрибьюторского бизнеса, и после пандемии нужно будет начинать деятельность заново, в инновационном цифровом ключе.

Таким образом, описанные тенденции в материале Distripress дают четкое представление о том, что события на рынке прессы России
в период пандемии коронавируса находятся в общем тренде процессов, происходящих в различных странах и континентах. Нам необходимо учесть зарубежный опыт, принять во внимание прогнозы о будущем отрасли, но, как принято говорить, идти своим путем и решать наши проблемы с учетом наших реалий и особенностей. Главное – понимать общемировые процессы и принимать оптимальные решения
на медиарынке России.

О мировом опыте поставок прессы в киоски_
Оськин А.В.

Вице-президент СППИ (ГИПП)

QR Code Business Card