«ВЕСЕЛЫЙ БЫЛ! РЕПОРТАЖИ ПИСАЛ КРАСИВО»
Владимир Сунгоркин работал собкорром «Комсомольской правды» на БАМе с начала великой стройки. Собственно, это было началом и его журналистской карьеры (вряд ли тогда он, молодой выпускник дальневосточного журфака, мог представить, что станет главным редактором крупнейшей газеты страны). Ветераны БАМа помнят Сунгоркина до сих пор. Его собкоровская квартира в Тынде всегда была открыта для друзей. Ночевали по-спартански, прямо на полу, зато все помещались.
Многие вспоминают агитпоезд «Комсомольской правды», который привозил к строителям писателей и спортсменов, космонавтов и лучших артистов СССР. Помнят, как на этом поезде приехал и выступал перед комсомольцами даже знаменитый американский певец Дин Рид. Сунгоркин ездил по всему БАМу на этом поезде и на десятках других, писал о молодежи, оставившей уют городов ради романтической и тяжелой, очень нужной стране миссии — строительства Байкало-Амурской магистрали.
— Сунгоркин? Я помню его! Весёлый был и репортажи красивые писал, – рассказал уже сегодняшнему спецкору «КП» Николай Бадмаевич Добханов, ветеран БАМа и бывший зам. главы Муйского района Бурятии. — Приезжал к нам на поезде «Комсомольской правды» с артистами из Индии. Такие танцы были!
И вот, к 50-летию БАМа, одну из станций этой легендарной магистрали переименовали в честь бывшего главреда «Комсомолки» Владимира Сунгоркина (его не стало в 2022 году). Это не совсем станция, скорее – платформа. Но раньше у неё был только номер 1095. Она находится прямо на берегу Байкала. Рядом расположен посёлок Душкачан, один из самых старых на БАМе.
Мне удалось увидеть эту станцию-платформу и пройтись по посёлку.
ЗДЕСЬ МЕРЗЛОТА, НО ВИШНЮ СОБИРАЮТ ВЕДРАМИ
Когда-то на месте Душкачана находилась стоянка северобайкальских эвенков. Позже здесь появилась русская промысловая деревня. Били оленя, лося, изюбря, соболя. Ловили рыбу. И пасли скот на заливных лугах. Сохранились черно-белые фотографии, на которых деревянные дома промысловиков соседствуют с чумами эвенков.
осёлок Душкачан старше Иркутска, но пострадал от прогресса, случившегося на берегах Байкала. После строительства Иркутской ГЭС уровень воды в озере поднялся, и заливные луга затопило водой. Пастись коровам стало негде: на месте лугов образовался так называемый Байкальский Сор — мелководье. Мимо этого Сора идёт однопутная железная дорога.
Рядом с берегом роями летают комары и мошки. Такой рой — как летающий муравейник. Обойти сложно, а зайдешь внутрь — не обрадуешься. Нужно надеть на себя всё, что найдешь — натянуть шапку до бровей, замотать лицо шарфом, а пальцы втянуть в рукава рубашки.
Платформа лежит прямо на земле. На ней табличка «Прыгать запрещено». Прыгать никому и не пришло бы в голову, платформа слишком низкая. Поют птицы, растут сосны, зудит комар, вдали гудит локомотив. Типичный БАМ.
Вместе с новым названием поменяли облик остановочного пункта. Старую железную будку убрали, поставили новую просторную со стеклянными окнами. Заменили ограду, установили новый фонарь. И даже саму бетонную платформу заменили.
Поезд на этой станции останавливается раз в сутки в одну сторону и еще раз – в другую. Часто приезжают дачники. Большая часть посёлка — дачи жителей Нижнеангарска и Северобайкальска.
Пожилые дачницы рассказывают, что в этих местах хорошо растёт вишня. За сезон с участка собирают по три ведра. Ещё груша плодоносит и слива. Здесь даже абрикосы выращивают, несмотря на выпирающие из земли линзы вечной мерзлоты. Вроде бы холодный край, а богатый.
БУДЕТ МОДНОЕ МЕСТО
Постоянных жителей в посёлке не много, мужики на вахтах — строят железную дорогу.
В Душкачане живет местный краевед Илья Наумов, коренной житель, охотовед и биолог, к которому я зашёл в гости. Он прочитал мне историческую лекцию.
По его словам, Душкачан был столицей эвенков! Их здесь жило 4-5 тысяч. Сегодня в посёлке постоянно живёт лишь 42 человека.
Эвенки торговали пушниной. В 1646 году сюда пришли казаки, поставили на Верхней Ангаре острог. Строить дома рядом с эвенками царь русским переселенцам запретил. Лишь в середине XIX-го века здесь появились первые деревянные избы. А в середине XX-го началась большая стройка.
Железная дорога прошла по краю озера. Это окончательно изменило облик посёлка. Байкальская рыба и таежный зверь перестали быть главным промыслом. Кормить местных жителей начала железная дорога.
В жизненном круговороте всё меняется. Может быть с присвоением имени Владимира Сунгоркина местной железнодорожной платформе посёлок снова станет популярным местом? Например, здесь будут селиться писатели, поэты, художники. Если в краю вечной мерзлоты плодоносят вишня и абрикосы, то почему бы в старинном посёлке на берегу Байкала не расцвести культуре и творчеству? Всё возможно.
Редакция “Комсомольской правды” сердечно благодарит АО “РЖД” за появление станции имени Сунгоркина. Для нас это не просто жест внимания, не просто станция. Это наша общая история. Владимиру Сунгоркину, проработавшему на БАМе почти 10 лет, газета обязана многим. Особенно приятно, что это не просто смена таблички. А полное обновление станции. Местные жители такое ценят. Теперь эта платформа – одна из самых нарядных на Байкало-Амурской магистрали.