Крупные торговые сети увеличат ассортимент и количество торговых точек для продажи печатных изданий.
Процесс расширения доступности российской печати для покупателей в супермаркетах входит в завершающий этап. Успеха по возвращению прессы на полки магазинов удалось добиться благодаря активному взаимодействию издателей и участников рынка ритейла с Министерством промышленности и торговли РФ и Минцифры России. Инициировали этот процесс Союзы журналистов России и Москвы, а реализовать его в жизнь получилось благодаря конструктивной позиции главы Минпромторга, вице-премьера Дениса Мантурова. Уже достигнутые успехи и имеющиеся договоренности обсудили 19 марта участники совещания по вопросу реализации печатной продукции в торговых сетях.
Необходимость возвращения печатной прессы на полки российских магазинов стала остро ощущаться ещё в 2021 году, когда ритейлеры, ссылаясь на то, что граждане в период пандемии коронавируса почти перестали ходить по магазинам, решили сократить ассортимент газет и журналов у себя в торговых точках. Однако уже к декабрю этого года ситуация может резко измениться в лучшую сторону, что даст стимул развития и торговым сетям, и российскому издательскому бизнесу, а также пойдет на пользу конечному потребителю, то есть всем читающим россиянам. На совещании в Минпромторге со статс-секретарем – заместителем Министра промышленности и торговли РФ Виктором Евтуховом были подведены первые итоги переговоров с руководством ведущих торговых сетей России. Были достигнуты договоренности об увеличении ассортимента представленной на полках магазинов печатной продукции, количества торговых точек, где можно будет купить прессу, и числа регионов, где они расположены. «Мы видим конструктивную позицию наших партнеров», — заявил Евтухов в ходе заседания.
Напомним, что в начале года Минпромторг по поручению вице-премьера Дениса Мантурова направлял письмо участникам рынка ритейла с просьбой поддержать систему распространения периодической печати и сохранить взаимодействие с дистрибьюторами. Тем торговым сетям, которые уже сократили ассортимент печатных СМИ, ведомство настоятельно посоветовало восстановить его, а остальным – расширить количество наименований. Владельцы торговых точек откликнулись на призывы властей и даже оказались готовы частично поменять свои бизнес-процессы, добавляя полки с печатной продукцией в те точки, где они не были предусмотрены дизайном торговых залов. Такая отзывчивость получила высокую оценку как от представителей самого Минпромторга, так и от издателей.
От происходящих изменений должны выиграть все участники — и сами торговые точки, и их посетители, и печатная пресса. По мнению руководителя Союза журналистов Москвы, главного редактора «Московского комсомольца» Павла Гусева, принимавшего участие в совещании, бумажная версия любого издания отличается от электронной более качественной подачей журналистского материала, что стимулирует граждан покупать именно её. «Надеемся, что доступность прессы с учетом усилий, проделанных Минпромторгом, торговыми сетями и издателями, приведет к стимулированию спроса на прессу в супермаркетах», — подчеркнул он, добавив, что особое значение печатная продукция приобрела в последнее время. В условиях проведения СВО в новых регионах и на приграничных территориях возможность получения информации с использованием привычных гаджетов минимальна из соображений безопасности или отсутствия связи. «И «МК», и «Комсомольская правда», и «АиФ» – мы бесплатно отправляем тысячными тиражами прессу в эти регионы, которая идет и населению, и в наши вооруженные силы, за что министерство обороны уже выражало благодарность, — добавил Гусев. — Это тоже один из моментов, который показывает, что традиционная печатная продукция нужна стране, что нельзя от нее отказываться, что в любых сложных ситуациях она не подведет». Главный редактор «МК» выразил надежду, что в будущем рост тиражей позволит привести издательский бизнес к точке безубыточной и ускорит решение проблемы скорости доставки, из-за чего и розница, и подписка будут удовлетворять многих читателей. Он отметил, что сегодня Минпромторг решает важнейшую задачу и для людей, и для журналистики в целом. Газеты и журналы по-прежнему являются основным средством агитации и возможностью донесения информации до абсолютного большинства населения в России. Журналистское сообщество, безусловно, благодарно руководству Минпромторга и вице-премьеру Денису Мантурову за конструктивный подход и понимание проблем отрасли.
«Предпринятые Минпромторгом совместно с ритейлером меры поддержки прессы — это беспрецедентная история, крайне важная для рынка распространения СМИ, которой не было много лет, особенно актуальная в связи с событиями последних лет, — отметила генеральный директор «МК-АПП» Татьяна Паршкова. — Есть целые поколения людей, которые выросли на российской прессе, но есть и те, кто прошел мимо этого этапа, а сейчас возвращается возможность очередному поколению наших граждан вырасти на российской прессе. Мы понимаем, что та информация, которая печатается у нас, — честная, доступная и необходимая жителю Россию». Средства массовой информации сегодня — это важнейший инструмент формирования общественного сознания, добавила Паршкова. Она выразила уверенность, что произошедшие на рынке изменения в результате совместных действий Минпромторга, издателей и торговых сетей станут новой страницей в истории распространения и развития печатных СМИ в России.