Михаил Булошников: "Помню Невский пятачок..."Михаил Яковлевич Булошников
родился 15 мая 1921 г. в Одессе.

В декабре 1939 года Михаил Яковлевич добровольцем ушёл на Советско-финскую войну со 2-го курса Одесского института инженеров водного транспорта. В 1940 году участвовал в присоединении территории Эстонии в состав СССР. Начало Великой Отечественной войны встретил на границе с Финляндией на реке Вуокса, в первые дни пришлось отступать до Ленинграда. Прошло всего два с половиной месяца после начала войны, а фашистские войска вступили на территорию Ленинградской области. 8 сентября 1941 г. началась блокада.

Мл. сержант, водитель понтонной машины – Н2П. Воевал все 872 дня блокады ( с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 г.) на Ленинградском фронте (21-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон – 21 омпомб 7 гв. армии). Принимал участие в боях на Невском плацдарме (напротив Невской Дубровки). Ежедневно на защитников пятачка обрушивалось до 50 000 снарядов, мин и авиабомб. Потери стрелковых частей достигали 95 % от первоначальной численности) обороне, прорыве и снятии блокады Ленинграда.

М.Я. Булошников вспоминает: “Наша задача была – прорывать блокаду. Наиболее уязвимым местом, где стоило это делать, был так называемый Невский плацдарм, или Невский пятачок. Это короткий отрезок земли на вражеской стороне, левый берег Невы. Мы делали переправу на этот берег. Только как подобраться к кромке воды? Настоящее болото. Стоило воткнуть сапёрную лопатку, чтобы сделать окоп, как на этом месте появлялась вода. Тяжёлая техника не могла тут двигаться. А переправлять надо было на железных лодках – понтонах. Весят они по полторы тонны. Их грузили на машины и кое-как ехали по бездорожью к самому урезу воды, пытаясь соблюдать маскировочную тишину, хотя на самом деле, когда машина двигалась, – это было как бой в набат. Делали мы это только ночью. В светлое время по понтонам били прицельно. Но и ночью это была просто страшная картина. На той стороне немцы запускали осветительные ракеты. Они падали медленно, такой мертвящий свет. Вода кипела от осколков мин и снарядов. Туда отвозили людей, обратно – ни раненых, ни убитых не отдавали. Вот что такое переправа. Однажды, в начале зимы, когда река уже начала покрываться шугой, течение реки стало уносить понтон, и чтобы его удержать мне пришлось бросится в ледяную реку и удалось зацепить понтон солдатским ремнем.
Самая дорогая мне награда – это медаль «За боевые заслуги». Я получил её в начале 1942 года – моя первая медаль. Позже был награждён медалью «За оборону Ленинграда». Орден Красной Звезды я получал перед строем в том же 1942 году”.
После снятия блокады Ленинграда воинская часть М.Я. Булошникова освобождала Таллин, затем длительный переход через Белоруссию и Украину, и уже в составе 2-го Украинского фронта участвовала в освобождении территории Румынии, Венгрии, Австрии. М.Я. Булошников встретил день Победы под Брно, Чехословакия.

Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда» «За взятие Вены», «За взятие Будапешта», и другими наградами. Особенно гордится почетными знаками Невская Дубровка Невский плацдарм, почетным билетом Ветеран инженерных войск Ленинградского фронта
После войны получил юридическое образование. Когда М.Я. Булошникова в 1958 г. пригласили в Аппарат Президиума Академии Наук Узбекской ССР он начал заниматься журналистской тематикой. С 1965 г. заведовал отделом научных изданий Всесоюзного научно исследовательского института советского государственного строительства и законодательства при Верховном Совете СССР (Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации), заслуженный юрист. Работал редактором журнала «Проблемы совершенствования современного законодательства». Член Союза журналистов Москвы.
По мнению М.Я. Булошникова, лучшая песня, передающая атмосферу военных лет – «Вставай, страна огромная!», а наиболее яркое произведение о войне – книга Виктора Платоновича Некрасова «В окопах Сталинграда».

QR Code Business Card