Перенестись в Москву нашей молодости
вы можете, посетив музей «Московский транспорт»
на улице Рогожский Вал, 9/2.
Здесь вы увидите машины времени, машины прошлого века,
которые прежде колесили по нашим улицам.
В залах музея, который расположен в здании старинного гаража, находится более 300 ретроавтомобилей. Среди них есть поистине уникальные машины. Особенно интересны авто, снимавшиеся в популярных художественных фильмах.
Красивейший лимузин «Хадсон» снимался в нашумевшем сериале «Стиляги», повествующем об интереснейшем времени хрущевской оттепели. Ездил на нем герой актера О.Янковского и учил своего безалаберного сына правильному отношению к жизни. Роскошный «Паккард» светился наряду с главными героями в фильмах о Любови Орловой, Г.Жукове, С.Королеве. Перечислять можно долго.
Любители не кино-, а настоящей истории обходят со всех сторон вороненую «Чайку». Там есть чему удивляться. Бронированный красавец снаружи оборудован стальными толстыми подножками и такими же стальными поручнями на крыше. Многие приняли бы его за автомобиль каскадеров. И сильно ошиблись бы. Лимузин в 1973 году участвовал в визите Л.И.Брежнева в Варшаву. На этой «Чайке» ездила личная охрана Генсека. На подножках стояли сотрудники 9-го Главного управления КГБ. Стояли снаружи, на ходу, когда кортеж двигался. Двигался подчас со скоростью 90-100 километров в час. И каждый висящий снаружи лимузина держался за поручень на крыше всего одной рукой. Вторая была спрятана под плащом и держала оружие. Представляете, какой силой и ловкостью надо было обладать?!
Что касается времени менее отдаленного, то даже нам, живущим в XXI веке, почти сказочным кажется стенд завода «Москвич» – «АЗЛК». Многие могут улыбнуться, вспоминая не самую популярную и совершенную в техническом отношении марку. Но сейчас они поменяют мнение. На отдельном постаменте расположились два красавца. Два настоящих гоночных болида по версии «Формулы-1». Это невероятно, но факт.
В 60-е годы Н.С.Хрущев загорелся идеей участия советской команды в суперпопулярных мировых гонках. Именно инженеры-конструкторы «Москвича» разработали мощные гоночные авто, ни сантиметра не уступающие западным образцам.
Рядом с болидами стоит еще один автомобиль «Москвич». Кузов у него обычный, привычный всем. А вот «начинка»! Под капотом вместо бензинового двигателя – аккумуляторы. Да-да. Тестовую модель выпустили более двадцати лет назад. Модель электромобиля. Заряжать его можно было от обычной розетки. Инженерная мысль в нашей стране и тогда была впереди планеты всей.
Из залов музея можно не выходить часами. Здесь интересно все… Сюда часто приходят пожилые, приводя с собой малышню. Они рассказывают о веке минувшем, о хорошем и не очень, о надеждах и разочарованиях, о трудностях и успехах. Вот и сейчас напротив стенда
с велосипедами бабушка что-то увлеченно рассказывает своим внукам, показывает пальцем на трехколесный «велик», бегавший по московским дворикам в далекие пятидесятые.
А на выходе из гостеприимного музея вспоминаются слова песни Б. Окуджавы,
слова из пятидесятых, шестидесятых, семидесятых…
«Последний троллейбус по улицам мчит, верша по бульварам круженье».
Троллейбус из прошлого.
Вениамин Протасов
№1 (001) 2018 г.