Программа, 11-го фестиваля «Фотобиеннале» как всегда разнообразна – более сорока выставок, а ещё мастер-классы, лекции и специальные события. Нынешний смотр – феноменальный по продолжительности. На радость поклонникам фотоискусства он будет длиться до сентября. Главные темы – «Япония», «Идентичность» и «Вне Москвы и Санкт-Петербурга». В центре внимания – параллельные и взаимодополняющие истории от разных фотографов.
Подробная программа на http://mamm-mdf.ru/festivals/photobiennale-2016/
«Хироси сугимомто: прошлое и настоящее в трех частях» – Мультимедиа Арт Музей. С 2 марта по 8 мая.
Сюрреалистические видения модного японца.
«Кандида Хефер. Эрмитаж. Дворцы санкт-Петербурга» – Мультимедиа Арт Музей. С 10 марта по 8 мая.
Фотографии музеев, дворцов, театров и библиотек Санкт-Петербурга.
За несколько десятилетий архитектурные серии Кандиды Хефер включили в себя многочисленные художественные сокровищницы по всему миру – залы Лувра и галереи Уффици, Португальской королевской библиотеки в Рио-де-Жанейро и оперного театра Ла Скала в Милане, театра Олимпико в Виченце и многих других. Летом 2014 года художница почти две недели работала в Санкт-Петербурге и его пригородах. Фотографии, сделанные в России, органично продолжают развитие основных архитектурных и функциональных направлений, интересующих Хёфер: музеи, дворцы, театры, библиотеки.
«Аркадий Шайхет. 1945–1959. Эпизод 4-й» – Мультимедиа Арт Музей. С 11 марта по 10 апреля.
Неисчерпаемые советские фоторепортажи.
«The Cal: Pirelli Calendar 2016. Энни Лейбовиц» – Мультимедиа Арт Музей.
Экспозиция посвящена календарю Pirelli. В этом году из-за смены концепции к календарю приковано еще больше взглядов. Место полуголых девушек заняли Йоко Оно, Патти Смит, Серена Уильямс, Наталья Водянова, Эми Шумер, борец за расовое равенство Мелоди Хобсон, патрон Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев в Китае Яо Чэнь и другие женщины, выбранные фотографом Энни Лейбовиц не только и, разумеется, не столько из-за красивых ног. Гораздо больше о них говорит дело, которому они посвятили жизнь. До 6 марта.
«Фотографии Российской империи 1860-1870-х годов» – Мультимедиа Арт Музей.
Экспозицию составят снимки из коллекции Павла и Анастасии Хорошиловых, сделанные в 1860–1870-е годы Вильямом Карриком.
Каррик родился в Эдинбурге в 1827 году. Вскоре его семья перебралась в Кронштадт, а затем и в Петербург. Будущий фотограф учился в Академии художеств, где его наставником был Александр Брюллов. Обстоятельства вынудили его покинуть Россию в 1857 году. Оказавшись в родной Шотландии, он стал изучать искусство фотографии.
В Петербург он вернулся несколько лет спустя, открыв в городе на Неве фотоателье. Снимки Каррика, повествующие о быте жителей российских городов и деревень, понравились публике. В 1862 году Каррик сделал портрет великого князя Николая Александровича. Изображение пришлось по вкусу заказчику, и тот пожаловал мастеру кольцо с бриллиантом.
Каррик много сотрудничал с художниками — Михаилом Зичи, Виктором Васнецовым, Николаем Ге. Он запечатлевал их произведения, а затем проявленные снимки продавались в качестве открыток. Фотограф часто выезжал в российскую глубинку. В 1871 году он побывал в Симбирской губернии. Результатом этого путешествия стали десятки работ, рассказывающие о жизни русских и мордовских крестьян, чувашей, татар.
Выставки Каррика проходили в Москве, Париже, Лондоне. В 1876 году он получил собственную студию в Академии художеств. До 8 марта.
«Грациано Аричи. Венеция. Мировая культура в лицах» – ЦВЗ «Манеж».
Грациано Аричи — один из самых известных фотографов-документалистов Италии. Своё творчество он посвятил наблюдению за людьми искусства, создав множество ярких эмоциональных портретов. Его архив насчитывает около миллиона фотографий и непрерывно расширяется. Сейчас мастеру 66 лет, но он продолжает активно трудиться. Помимо жизни художников, артистов и режиссёров, в объектив его камеры попадают пейзажи разных уголков мира. До 20 марта.
«Эволюция взгляда. 1991-2016» – ВЗ «Манеж».
К 25-летию Союза Фотохудожников России. До 17 марта.
«Москва трех Александровых: фотографы и режиссер» – Музей архитектуры имени А.В. Щусева.
В рамках Года российского кино.
Выставочный проект представляет оригинальный кураторский взгляд на архитектурные достопримечательности Москвы и ее окрестностей. В объективы фотографов Ивана Александрова (1860-е–1930-е (?)), Алексея Александрова (1914–1982) и режиссера Григория Александрова (1903–1983) попадали знаковые постройки столицы: Кремль, Манежная площадь, особняки модерна, Петровский путевой дворец, Троице-Сергиева лавра, усадьбы «Коломенское» и «Архангельское». «Виды Москвы прошедших времен всегда привлекали людей, – говорит куратор проекта Мария Рогозина. – Все с интересом рассматривают картины и гравюры XVIII–XIX веков, а также старинные фотографии. В ХХ веке к этому присоединилось кино. В нашем проекте мы пытаемся охватить виды города на протяжении почти целого века: с 1890 по 1980-е годы. В это время работали два прекрасных фотографа-однофамильца Иван и Алексей Александровы. Первый из них делал виды города на рубеже XIX и XX веков, второй работал во время хрущевской оттепели. Период 1930–1950-х годов на выставке представляют фильмы режиссера Григория Александрова. Зритель, увлеченный сюжетной линией, игрой актеров, музыкой, редко обращает внимание на изображение городского пространства, в котором происходят события фильма. На выставке будут представлены кадры из кинолент «Веселые ребята», «Цирк», «Светлый путь», «Весна», «Русский сувенир»».
До 20 марта.
«Без/Предельность. Фотографии Аддо Тринчи» – Музей архитектуры имени А.В. Щусева.
На выставке итальянского художника и фотографа Аддо Тринчи представлены несколько серий снимков, отпечатанных в оригинальной авторской технике – на наждачной бумаге. Первая серия посвящена архитектуре: интерьерам, деталям, фрагментам, видам из окна. Модернистские формы, простая и строгая геометрия, многослойность пространства, взятого в перспективе, отстраняются художником техникой съемки (мягкий фокус и расфокусировка) и способом печати (наждачная бумага смягчает контраст, выявляя фактуру). Так, архитектурные сюжеты превращаются в абстракцию, итальянские традиции которой от Джакоммо Баллы до Франко Фонтаны, развивает Аддо Тринчи.
Оммажем другому итальянскому художнику-минималисту становится серия фотографических натюрмортов, вдохновленная посещением дома Джорджо Моранди. Любимые сюжеты «метафизика» Моранди – кувшины, чайники, вазы с фруктами – теряют в фотографиях Тринчи привычные резкие очертания, превращаясь в архитектурные фигуры на горизонте.
Ландшафтам и морским пейзажам посвящена третья серия фотографа: здесь стихии воды и земли делят кадр напополам, а люди абстрактными цветными точками заполняют пространство отпечатка.
Аддо Лодовико Тринчи родился в 1956 году в Пистойе, Тоскана, где живет и работает по сей день. Автор фотографических серий, скульптур, инсталляций. Участник международных выставок («Documenta», Кассель, Германия, 1992; «(In)Visibile (In)Corporeo», Нуоро, Сардиния), фестивалей («Extension», Ситтард, Голландия, 1999). Инсталляцией Тринчи (совместно с Даниелой ди Лоренцо) открылось выставочное пространство «e/static» в Турине. До 23 марта.
«Вера Мыльникова. Мистика женщины» – Галерея искусств Зураба Церетели. С 1 по 20 марта.
«Мир впечатлений и впечатления от мира. Путешествия Доктора Живаго» – Галерея искусств стран Европы и Америки. С 1 марта по 24 апреля.
В названии выставки содержится небольшой трюк. Имеется в виду, конечно же, не герой романа Пастернака, а “другой доктор Живаго” — знаменитый ученый-египтолог, путешественник, фотограф и сотрудник Пушкинского музея, завещавший ГМИИ свою обширнейшую коллекцию после смерти в 1940 году. Эта выставка представляет Живаго прежде всего как одного из пионеров русской стереофотографии. Модное в конце позапрошлого века развлечение было для путешественников одним из главных способов сохранить впечатления от поездок в иллюзии достоверности. Здесь снимки Живаго и его друзей предстанут в соседстве с шедеврами модернизма из коллекции ГМИИ (Мане, Ван Гог, Мунк и другие). Взаимовлияние языков живописи и технологии на примере одной частной истории путешествий.
«Квартал удовольствий» – Государственный музей Востока. С 2 марта по 10 апреля.
На редкость эксцентричная выставка для такого академического места, как Музей Востока. Это, собственно, история токийского “квартала красных фонарей”. Квартал Есивара появился в городе Эдо в 1617 году и действовал до середины прошлого века. Образ жизни гейш и биографии самых знаменитых из них, устройство развлечений. Как водится, за японской индустрией удовольствий вставали довольно трагические истории. В экспозиции — гравюры из собрания музея и частных коллекций.
«Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» – ГМИИ имениА.С. Пушкина. C 4 марта по 15 мая.
Впервые в России произведения Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553) и Лукаса Кранаха Младшего (1515–1586) будут собраны вместе. Пушкинский музей покажет 50 живописных работ, 4 рисунка и более 50 ксилографий из музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Берлина, Касселя, Готы, Мадрида, Будапешта и нескольких частных коллекций. Кураторы задались целью показать индивидуальную красоту стиля двух поколений художественной семьи, на примере которых прослеживается переход от Возрождения к маньеризму.