Летописцы Великой Отечественной…На стыке 2018 и 2019 гг. увидела свет книга-альбом«Военные корреспонденты», посвященная работе печатных СМИ в годы Великой Отечественной войны
(М., Издательство Патриот, 2018).
Её автор Виталий Гапон,
в прошлом военный журналист,
преподаватель Военного университета Министерства обороны РФ
.

Автор  предпринял попытку охарактеризовать деятельность СМИ в один из самых драматических периодов страны и показать военных корреспондентов, тех,  кто силой фотографии и печатного слова освещал героизм народа, которые спустя десятилетия превратились в летопись Отечества.С первых строк текст вводит читателя в то время.  В главе «Роль военной печати в начальный период войны» автор несколькими строками, словно художник мазками, пишет о том спокойствии, которое было в тот первый день 22 июня. А ведь уже шла война, бойцы и командиры Красной Армии отражали наступление врага. Лишь в 12 часов по радио прозвучало заявление
В.М. Молотова, что коварный враг напал на нас.  В книге почему-то не упоминается,  кто выступил с Заявлением. Через 45 минут после этого заявления в эфире  появился первый военный выпуск «Последних известий». А уже вечером в «Последних известиях» шли сообщения с фронтов. Правдиво и откровенно рассказывается об отсутствии опыта подготовки наших СМИ к освещению войны.

Вместе со страной газеты и радио перестраивались на военный лад.  Как это было сложно, когда противостояла отлаженная пропагандистская машина нацистской Германии. Где  все  до мелочей было продумано, и весь шквал гитлеровской пропаганды обрушился на наших людей.  Наша пропаганда не могла этому противостоять. Лишь 29 июня 1941 года СНК и ЦК ВКП(б) приняли  директиву «Партийным и советским органам прифронтовых областей», ставшая первой программой мобилизации всех сил партии и народа на разгром фашистов. В этом документе содержались меры по перестройке всего пропагандистского аппарата и СМИ страны в военное время. Сформулированные в этой директиве и последующих документах задачи фронтовой печати оставались практически актуальными до самого Дня Победы.

Текстовую часть автор подкрепляет статистикой (в стране издавалось 1360 военных газет), знакомит с образцами красноармейских газет, изданий  на национальных языках. Кроме того, главное политическое управление выпускало газеты «Вести с Советской Родины», которые отправлялись во  временно оккупированные территории. И делалось это руками журналистов. В столице возобновился выпуск «Окон ТАСС», создано Совинформбюро. Их деятельность подкрепляется большим иллюстративным материалом. Подобраны редкие по нынешним временам фотографии.  Невозможно без волнения смотреть на фото, где Герой Советского Союза В.А.. Талалихин дает задание лётчику В.А.Самодурову (август 1941 года), или конструктор В.А. Дегтярев в цехе по производству пулеметов его системы (1943 год). Фотокамера запечатлела моменты отправки газет жителям блокадного Ленинграда, воинов, получающих газету у полевого почтальона…

Дивизионные, корпусные и фронтовые газеты, нередко и армейские набирать в сложнейших условиях, которые мы видим на снимках. Корреспонденты добывали материал в окопах. В этой связи показательно фото: «Корреспондент газеты «Уничтожим врага» А. Мендыбаев записывает рассказ пулеметчика».

Мало, в наших СМИ о войне, рассказывалось о партизанской печати. Восполняет этот пробел глава «Подпольная и партизанская периодическая печать». И опять статистика.К концу 1943 года в тылу врага действовало 250 тысяч партизан.  В отрядах издавались газеты «Партизанская правда», «Народный мститель». «Партизан Украины», «Красный партизан». Образцы газет представлены в главе. Надо сказать, что каждой главе предшествует иллюстрация и она словно  отражает дух времени. Фотографии предваряют текст и как бы сообщают читателю, чему посвящена глава.

Есть фотографии, которые не всегда разрешали публиковать. В частности, фото «Красноармейцы на передовой везут аппаратуру для трансляции пропагандистских программ». Воины волокут по снегу сани, груженные техникой.Жаль, что не указан  автор этого шедевра. Фото обнажает неподготовленность нашей пропаганды к войне. Не обходит автор острые вопросы, связанные с освещением политико-воспитательной работы среди личного состава, неправильного отношения отдельных воинов к местному населению. В книге анализируется состояние газет заключительного этапа войны, когда армия воевала за рубежами Родины.

С большим тактом написана   глава «Творчество журналистов», называя фамилии,   автор расставляет наиболее ярких журналистов  в алфавитном порядке, не деля их по заслугам и рангам. Здесь упоминается почти 70 корреспондентов и фотографов. Причем есть большие мастера, но, к сожалению, не так широко известны сегодняшнему читателю Анатолий Архипов, Наталья Боде, Георгий Угринович….

Заключительную  главу  «Память» предваряет снимок: памятник погибшим журналистам во дворике Центральном дома журналиста. А потом на фоне клятвы «ПОМНИМ!» опубликованы имена коллег на мемориальной доске, не пришедших с  фронтов Великой Отечественной. Думается, что список неполный.  Ведь в союз поступают письма с новыми именами. Поиск продолжается… И очень хорошо, что книга появилась, в год, предшествующий 75-летию Победы.

Наум Аранович

QR Code Business Card