Кроме того, для корпоративных лицензий существуют значительные санкционные риски запрета на поставку госсектору зарубежных программных продуктов, как это было с сервисами Zoom или отказом Microsoft продлить использование своих лицензий МГТУ им. Баумана.
Решение об использовании отечественных цифровых продуктов для коммуникаций всех видов назрело давно: обсуждению этого вопроса не меньше пяти лет. Сегодня из-за пандемии, которая массово вытолкнула в интернет даже тех, кто никогда бы там не оказался, сложились оптимальные условия для реализации давних задумок, говорит директор по исследованиям и разработкам агентства КРОС Ксения Касьянова.
“В целом повестка последних лет и стремительное развитие технологий выводят на передний план вопрос об информационной безопасности. В связи с этим максимально логично создать безопасный с точки зрения государства мессенджер и “пилотировать” его там, где действительно щепетильно относятся к информационной безопасности”, – соглашается управляющий директор Twiga Россия Сергей Оганджанян.
На международном уровне попытки предпринимаются давно, добавляет Касьянова: даже Еврокомиссия выступала с рекомендацией чиновникам общаться в мессенджере Signal. И это не единственный пример, в свое время о необходимости создавать собственный мессенджер говорили во Франции, а швейцарское правительство давно использует свою разработку под названием Threema. В Южной Корее большинство жителей предпочитают свой мессенджер KakaoTalk, а в Китае есть WeChat, который даже блокирует аккаунты с иностранными номерами.
Все опрошенные эксперты уверены, что разработка отечественных инструментов, которые позволят хранить информацию на российских серверах, – логичный шаг в развитии цифровых технологий в стране. Более того, крупные корпорации уже подхватили этот тренд, и такие системы уже создаются, говорит директор по инновациям “Меркатор Холдинг” Павел Теплов. “Например, неплохие результаты показал Сбер, спозиционировав один из продуктов своей экосреды как ведомственное средство коммуникации, будущий “правительственный мессенджер”, и это движение в правильном направлении”, – рассказывает эксперт.
О том, что в России есть достойные продукты, говорит и директор РАЭК Сергей Плуготаренко. При этом он отмечает, что пока не очень понятно, о каких конкретно решениях идет речь. “Что есть “отечественное решение”? Считаются ли “Яндекс” или Telegram “отечественными” разработками? – задается вопросами эксперт. – Возникает еще вопрос относительно использования зарубежных средств коммуникации чиновниками и учителями в личных целях – как это будет контролироваться, останется ли возможность использовать зарубежные аналоги в личных целях?”
Также остается вопрос в наполнении отечественных служебных мессенджеров нужной информацией, говорит директор “Биорг” по работе с госзаказчиками Илья Веригин. “Например, в случае с той же перепиской не очень технологично делать так, чтобы пользователь мог искать информацию только по адресу, имени или номеру документа – а именно по таким параметрам обычно регистрируют информацию в системе электронного документооборота (СЭД)”, – поясняет он, добавляя, что для простого обмена документами ведомства должны достичь определенного уровня цифровой трансформации, когда возможна их глубокая индексация.
Ответы на все эти вопросы будут получены в ближайшее время, прогнозирует Плуготаренко. Пока же, уверен Садыков, распространения использования отечественных мессенджеров на все сферы ожидать не следует. “Для частного общения всегда будет доступен широкий выбор разнообразных средств связи и сопутствующих программных продуктов”, – заключает эксперт.
Юлия Акиньшина