«КП» выяснила, сколько платят работникам ТВ – от администратора «на побегушках» до звезд первой величины
Красавец-ведущий в кадре – лишь макушка айсберга. На условного Ивана Урганта или, допустим, Владимира Соловьева работает целая армия «бойцов невидимого фронта» – администраторов, продюсеров, сценаристов, операторов, режиссеров, видеоинженеров и т. п. О том, какие суммы ежемесячно поступают на банковские карты работников ТВ, «КП» на условиях анонимности рассказали несколько бывших и действующих сотрудников крупнейших российских телеканалов, а также компаний, производящих программы по их заказу. Кроме того, мы изучили резюме работников телевидения, размещенные в открытом доступе на сайте одного из рекрутинговых онлайн-сервисов. Так что цифры у нас получились хоть и неофициальные, но, смеем надеяться, близкие к реальным.
От «главного по печенькам» до шеф-редактора
С чего начать, если опыта у вас никакого, но вы юны, полны энтузиазма и бредите телевидением? С должности администратора (40-50 тысяч руб.), конечно.
«В команде ток-шоу это самая низовая позиция, куда берут без опыта, – объясняет наш источник. – Он встречает гостей, распихивает их по студиям и гримеркам, составляет списки на «проходки», отвечает за проезд машин; следит, чтобы в редакции не кончались чай-кофе-печеньки, относит кассеты в монтажку, бумаги в бухгалтерию – словом, человек незаменимый. Все так и норовят его чем-то озадачить».
Несколько больше получает младший редактор ток-шоу (50-60 тысяч руб.) его задача – искать интересные темы для программы. Это «низовой планктон»: он разрабатывает истории, вызванивает героев – уговаривая их на съемки, может и приврать. Нужно уметь общаться с людьми, втираться в доверие. У группы младших редакторов есть «локальный начальник» – старший редактор (80-100 тысяч рублей). Его задача — креатив, концепция и личная разработка наиболее важных историй.
Наконец, венчает эту пирамиду шеф-редактор ток-шоу (120-180 тысяч руб.) «Раньше и до 200 тысяч доходило, но сейчас это редкость. Зато у шеф-редактора есть возможность подработать – например, написать сценарий. Или премию за хороший рейтинг дадут», – говорит наш источник.
Заметно больше платят шеф-редактору реалити-шоу (150-250 тысяч руб.). Но надо понимать, что это надбавка за подчас круглосуточную работу: «Было и побольше, но нас же кризиснуло года три назад». Сейчас на ТВ, кстати, бум реалити, спрос на профи есть.
Над документальными программами, в изобилии предлагаемых любым каналом, трудятся продюсеры (60-100 тысяч руб) «Это «гибридная» профессия, когда ты делаешь все, – рассказали «КП». – Сначала сидишь на телефоне – ищешь истории и спикеров, сам выезжаешь на съемки, потом сидишь с видеоинженером на монтаже».
Зарплата зависит от крутизны канала, времени эфира: «Есть программы на не очень крупных каналах, где продюсерам платят 30-40 тысяч. Текучка там страшная — люди набираются опыта и уходят».
«Надо сильно постараться, чтобы заработать на ТВ меньше 50 тысяч, – откровенничает бывший сотрудник ток-шоу Первого канала. – Считается, что «шоколаднее» всего на НТВ – там стабильно, надежно и зарплаты немного выше, чем в среднем по рынку. А скромнее всего платят на «России 1». Мой друг, чтобы дотянуть до «стольника» (100 тысяч рублей. – Авт.), вынужден пахать там в двух проектах сразу».
Я б в ведущие пошел
Элита телеэфира – ведущие. Оказывается, меньше всего им платят в новостях и в утренних программах.
«250 тысяч рублей максимум! – вздыхает наш информатор с интонацией «ну и как прикажете жить на такие деньги?»
Речь не о суперзвездах вроде Екатерины Андреевой, а о рядовых, но узнаваемых ведущих.
«А за что им платить? – иронизирует другой источник. – Они же читают новости с суфлера, тут много ума не надо. Ток-шоу сложнее вести. Я вел дневные новости на федеральном канале в начале нулевых. Тогда начинающим ведущим вообще платили $1700 (109 тысяч рублей по нынешнему курсу. – Авт.)».
Неплохо платят спортивным комментаторам. На портале hh.ru мы нашли объявление спортивного журналиста, автора популярного youtube-канала, в послужном списке которого работа на чемпионатах мира по хоккею и футболу, матчах Лиги наций по футболу. Его устроила бы работа с полной занятостью с зарплатой 350 тысяч рублей. При этом он не так известен, как, скажем, Дмитрий Губерниев.
Сколько платят ведущим дневных политических шоу? В Сети пишут, что доход Артема Шейнина составляет до 2 млн в месяц. «При всей их нагрузке и узнаваемости от силы 600-800 тысяч руб., – сомневается наш источник. – У его коллег рангом пониже и того меньше. Денег на телевидении сейчас немного».
Светит нам богатая звезда
Если зарплаты рядовых сотрудников ТВ известны более или менее точно, с ведущими первого эшелона все сложнее – доплата за «звездность» может быть самой разной. Как-то пролил свет Андрей Малахов – в интервью Ксении Собчак он признался, что на Первом канале ему платили $50 тысяч в месяц (3,2 млн руб.). И это, с его слов, было много меньше, чем зарплата Ивана Урганта и Владимира Познера. Впрочем, Иван Ургант сам назвал размер своих доходов в интервью рэперу Басте: около $3 млн в год, то есть 16 млн руб. в месяц. В сравнении с заокеанскими коллегами Иван – форменная беднота: американская телезвезда Эллен Дедженерес, у которой тоже свое шоу, по данным СМИ США получает $50 млн в год (то есть по 267 млн руб. в месяц, но минус налоги, конечно).
«Наша главная звезда – это Андрей Малахов. Сейчас он ведет две программы, одна из них ежедневная, плюс он сам их продюсирует. Рискну предположить, что теперь его ежемесячный доход может составлять в районе 10-15 млн руб., – считает наш источник. – Но ведущих такого калибра у нас буквально человек пять на все каналы».
Иногда ведущим платят не ежемесячный оклад, а гонорар за пакет программ или ставку за съемочный день. Это касается в первую очередь приглашенных ведущих из числа актеров кино.
«Ставка топового актера за съемки в шоу для прайм-тайма в 500 тысяч руб. в день – обычное дело, – полагает наш информатор. – Допустим, съемки идут десять дней — значит, его гонорар 5 млн рублей. Чаще платят, как у нас говорят, «аккордом»: половину суммы до съемок, половину после. 500 тысяч — ставка за день у Дмитрия Нагиева. Но за «Голос» ему могут платить меньше — тут свою роль играет, что это все-таки Первый канал, а это очень престижно».
На заре телекарьеры, утверждает источник «КП», 500 тысяч руб. за неделю работы получала Настя Ивлеева, когда ее впервые заманили из Сети на ТВ – в программу «Можно все!» на канале «Ю». Это было значительно меньше, чем главной звезде шоу — блогеру Стасу Давыдову. Позже Настя стала звездой и ТВ, и Сети, она давно зарабатывает больше, а Давыдов прозябает в Интернете, теряя просмотры.
В документальных тележурналах, научных или исторических фильмах даже ведущим-звездам предлагают не так много, как в праймовых шоу – в районе 200 тысяч рублей за съемочный день.
КСТАТИ
Кто ищет работу на ТВ
Из реальных объявлений на портале вакансий.
1. Режиссер, оператор. Работал в программах «Непутевые заметки», «Поедем, поедим!». Желаемая зарплата: 80 тысяч руб.
2. Исполнительный продюсер. Работал в программах «Большой вопрос», «Экстрасенсы против детективов», «Авиаторы». 200 тысяч руб.
3. Продюсер. Работал в шоу «ДНК». 80 тысяч руб.
4. Координатор. Работал в шоу «Ты супер!» 65 тысяч руб.
5. Шеф-редактор. Работал в программе «Служу Отчизне». 100 тысяч руб.