Для российских СМИ, бизнеса и блогеров этот год стал годом перемен:
на рынке оказались под запретом американские соцсети,
а их российские аналоги “выстрелили” с новой силой,
частично приняв у себя аудиторию, ушедшую из Facebook* и Instagram*.
Печатные СМИ не стали исключением.
21 марта Тверской суд Москвы удовлетворил заявление Генпрокуратуры о признании Meta** экстремистской организацией и запрете ее деятельности в РФ. Доступ к ее соцсетям Facebook* и Instagram* был заблокирован на территории России. Администраторы сообществ в этих соцсетях предложили подписчикам перейти в свои сообщества во “ВКонтакте”, “Одноклассниках” и подписаться на каналы в Telegram, чтобы у пользователей оставалась возможность следить за обновлениями и новым контентом изданий.
Начиная со второй половины апреля интерес к новостной повестке стал падать. Люди устали от потока новостей и стали искать не только оперативную информацию, но и развлекательный контент, который позволял бы отвлечься. В мае наступил первый массовый период отпусков, темпы прироста аудитории медиа в соцсетях замедлились.
Перспективные направления в социальных сетях
Длительное время в России лидирующей соцсетью был Facebook*), говорит гендиректор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков. По его наблюдениям, многие СМИ ставили там гиперссылки на свои материалы, повышая тем самым трафик и прочтения новостей. “Не могу сказать, что запрет Facebook*) бесследно сказался. Все-таки “ВКонтакте” и “Одноклассники” не могут на 100% заменить ту отдачу, которая была от Facebook*) и Instagram*), – считает Кусков. – В любом случае, там сейчас практически все основные СМИ уже не ставят никаких постов, оставляя их в российских соцсетях. Не думаю, что в ближайшее время что-то изменится”.
В перспективах американских соцсетей эксперт также сомневается – неизвестно, какой пост может оказаться заблокированным. Рассчитывать в таких условиях на планомерную работу не приходится.
От аккаунтов российских печатных СМИ на платформах, принадлежащих Meta**), пользователи продолжают отписываться – ежемесячно теряется до 1-2% подписчиков.
Отечественные СМИ сейчас активно ищут новые форматы общения с аудиторией на доступных ей площадках, которые бы позволяли пользователям не переходить на сайт СМИ, а читать все самое интересное внутри соцсетей, обращает внимание директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров Владимир Зыков. От гиперссылок в постах пресса давно отошла, на передний план вышло продвижение специального, самостоятельного контента в соцсетях.
Если посмотреть на мировые тренды, то в ряде стран крупнейшие медиа даже начинают диктовать свои условия соцсетям. Первопроходцем в этом деле стала Австралия, которая в прошлом году приняла закон, обязывающий IT-гигантов типа Google и Meta**) (а именно Facebook*)) платить изданиям за контент, который публикуется на их платформах, или проще говоря, за ссылку на них. Такое “справедливое вознаграждение”, по оценкам местных властей, должно поддерживать общественную журналистику, в случае если сама платформа не смогла договориться с изданием о коммерческих условиях. Великобритания и Канада пристально следили за процессом принятия закона в Австралии и готовятся также сделать подобный шаг. России до этого пока далеко – соцсети здесь сами диктуют условия работы медиа.
*) и **) – перечисленные компании признаны экстремистскими, их деятельность запрещена на территории РФ