Мое знакомство с Владиславом Александровичем состоялось
одновременно с началом работы в «РГ» осенью 2005 года.
И стало, не скрою, одним из самых запоминающихся событий
в моей журналистской жизни.
До этого я тринадцать лет проработал в «Литературной газете» в лучшие и не лучшие ее времена. Потом был печальный опыт фрилансерства – денег мало, а нервотрепки много.
И наконец, Валерий Кичин, который тогда возглавлял культуру в «РГ», позвал меня в свой отдел.
С Валерием Кичиным мы были давно знакомы, и его я очень уважал. Но в «РГ» шел с большим сомнением. Правительственная газета, к тому же «daily», а не еженедельник, где материалы сдаются за месяц до публикации. О-о, думал я, будет много оперативки и будет совсем не до литературы. Поэтому хотелось поставить себя сразу как-то поосновательней. Намечалось 75-летие Владимира Максимова – замечательного русского писателя, основателя парижского журнала «Континент». Вот, подумал я, и узнаем, нужна в «РГ» литература или нет. Подал заявку. И тут же был вызван в кабинет главного.
– Летишь в Париж, – сказал он тоном, не допускающим возражений.
– Зачем?
– Будешь возлагать венок на могилу Владимира Емельяновича в Сен-Женевьев-де-Буа. Он был замечательный журналист и большой русский писатель.
– Владислав Александрович, я и в Париже-то ни разу не был. У меня визы нет.
– Визу сделаем. Сейчас «Континентом» руководит Игорь Виноградов? Полетите вместе.
Звоню Игорю Ивановичу Виноградову, легендарному критику «Нового мира» времен Твардовского, которому Максимов когда-то передал руководство «Континентом».
– Игорь Иванович, хотите в Париж?
… Через два дня летели в Париж. У Виноградова там жила дочь Настя, которая сейчас в Лозанне преподает. А я в Париже знал только Эйфелеву башню и Нотр-Дам, да и то – по картинкам.
Встретили. Разместили. На следующее утро с собкором Второго канала были в Сен-Женевьев-де-Буа и возлагали венок на могилу Максимова от «Российской газеты». В тот же день вышел репортаж на Втором. Короткий, но впечатляющий. Вечером в центре Парижа в квартире Максимова пили водку с его вдовой и Виноградовым. Там же диктовал по телефону свой репортаж в газету. На следующий день утром
в самолете уже читал его на первой полосе в свежем номере «РГ», который развозила стюардесса на тележке. И только сойдя с трапа
в Шереметьеве, подумал: «А что это было?»
Тогда я понял, что такое «Российская газета» и что за человек Владислав Фронин. До этого я был уверен, что «медийность» и литература две вещи несовместные. Что быстро культурные события не делаются.
Делаются. Редко, но делаются. Когда сочетаются настоящий культурный энтузиазм и мощный опыт газетчика. Когда любовь к газете соединяется с любовью к литературе.
Тогда рождается вспышка.
Но все, конечно, зависит от конкретного человека. Наверное, это и есть в самом хорошем смысле «культ личности».
Павел Басинский