12 июля Почта России отмечает день рождения
За последние годы ей удалось преодолеть представление о себе как о неповоротливой консервативной компании. Сейчас сложно представить, но еще несколько лет назад (в 2014 году) почти 80 тысяч рабочих мест сотрудников почты не были оборудованы компьютерами, почти 8 тысяч почтовых отделений не были подключены к интернету, а еще у 6 тысяч отделений интернет-соединение было крайне плохим.
За эти годы компании удалось выстроить совершенно новую систему работы, модернизировать почтовые офисы и внедрить большое количество цифровых сервисов. Поменять свое мнение в отношении Почты России пришлось даже скептикам.
“Буквально за несколько лет у всех на глазах “Почта России” превратилась в очень перспективную экосистему, которая объединяет миллионы пользователей и тысячи предприятий малого и среднего бизнеса по всей стране на своей современной высокотехнологичной платформе”, – говорит Игорь Лисиненко, член генерального совета “Деловой России”.
Обновленный сайт почты и мобильное приложение стали удобными инструментами для клиентов. Приложение позволяет отслеживать посылки, записываться в отделение, оформлять различные почтовые услуги и получать электронные извещения.
На начало 2020 года в системе было зарегистрировано более 10 млн пользователей, ежемесячная аудитория приложения составляла 5,5 млн пользователей, количество просмотров портала достигло 100 млн в месяц. И на платформе iOS, и на Android мобильное приложение Почты России имеет очень высокие оценки – 4,7 и 4,8 баллов соответственно.
“Все больше клиентов почты получают услуги именно по цифровым каналам, и что особенно важно для нас – высоко оценивают их качество, – рассказал “РГ” Сергей Емельченков, замглавы “Почты России” в День российской почты (в 2020 году он пришелся на 12 июля). – Мы часто входим в топ-10 по популярности в категории “Покупки”, это высокий показатель и свидетельство того, что удалось сделать нужный и удобный продукт”.
При подготовке годового отчета за 2019 год компания впервые отдельно посчитала выручку, полученную по цифровым каналам. Объем продаж почти в 3 раза превысил уровень 2018 года и составил 21 млрд рублей – около 10% от всех продаж Почты России.
“Почта России находится в процессе цифровой трансформации из традиционного почтового оператора в первоклассную почтово-логистическую компанию, – говорят в компании. Судя по результатам, Почта России на верном пути.
Для юридических лиц компания запустила сервис “Личный кабинет юридического лица”. Сервис помогает сделать перерасчет пересылки, создать отправление со штрих-кодом, отслеживать посылку. В 2019 году сервисом воспользовались более 69 тыс. корпоративных клиентов почты. В месяц с помощью сервиса отправляется около 8 млн писем и посылок на сумму 1,1 млрд рублей.
“Личный кабинет клиентов настроен на полную цифровую работу по всем тарифам почтовых отправлений, в том числе и международным. В нем уже реализована очень важная интеграция с Федеральной таможенной службой, в частности процесс декларирования”, – отмечает Лисиненко.
Раньше юридические лица сами оформляли таможенные документы или нанимали специальных брокеров. Теперь предпринимателю, у которого прошла продажа за рубеж на маркетплейсе или в онлайн-магазине, необходимо лишь заполнить форму на платформе export.pochta.ru и отнести вещь в одно из почтовых отделений, говорит Алексей Мурзенок, директор по международным партнерским программам Российского экспортного центра. В дальнейшем сервис будет усовершенствован за счет интеграции с платформой “Одно окно” для экспортеров.
Это дополнительное упрощение экспортных процедур, что особенно важно для интернет-торговли. В ближайшие годы электронная коммерция будет расти. По данным Data Insight, в 2019 году количество интернет-заказов в России выросло на 41% (по сравнению с данными 2018 года) до 425 млн заказов, а к 2023 году аналитики прогнозируют резкий рост рынка на 16%. Почта России готова принять вызов, тем более что уже сейчас подавляющее большинство посылок из-за рубежа доставляются через нее.
Компания продолжает развиваться и внедрять новые технологии и опции для своих клиентов и по другим направлениям. В 2020 году расширилась география получения электронных извещений, сотни почтовых отделений оборудованы сервисом “электронная очередь”, все большей популярностью пользуются push-уведомления для подтверждения почтовой отправки- эти и многие другие удобства теперь доступны клиентам почты.
За последнее десятилетие число пользователей интернета в России в возрасте от 16 лет выросло с 25 до 75%. Все более привычными становятся онлайн-операции, в том числе и банковские. В компании прекрасно отдают себе отчет в том, что услуги традиционной почтовой отрасли вытесняются электронными форматами. E-mail, мессенджеры, смс – все это приходит на замену бумажным письмам. Но умение подстроиться под новые веяния и создавать современных технологичные сервисы позволяют Почте России держать высокую планку. Именно поэтому одна из основных целей компании, обозначенных в стратегии развития до 2030 года, – развиться в передовую государственную мультифункциональную компанию.
Ирина Алпатова