Если слегка дополнить крылатую фразу, то она вполне подойдет в качестве эпиграфа для круглого стола по проблематике детского российского кинематографа, прошедшего в  Союзе журналистов Москвы.  

В день защиты детей, 1 июня 2016 г. Союзом журналистов Москвы проведен круглый стол на тему: «Производство и прокат детского кино в России. Получит ли юный зритель качественный фильм отечественного производителя?».

SONY DSC

Участие в мероприятии приняли как кинематографисты, так и представители кинобизнеса. Обсуждались вопросы сегодняшнего состояния отечественного детского кино, перспектив его развития, роли государства в этом процессе, а также о причинах, по которым детское кино является важнейшим из искусств для полноценного развития общества.

По мнению специалистов, такой «легковесный», на первый взгляд, вопрос как детское кино должен являться первостепенным для любого государства, претендующего на высокое звание суверенного. Идеи, образы и духовные ценности, попавшие в крайне восприимчивое детское сознание и подсознание, формируют общество  по мере взросления детей.

В России, как и в большинстве других стран, в детском сегменте доминирует американское кино. Дети с большим интересом смотрят картины про человека-паука, трансформеров, черепашек-ниндзя и прочих отважных нелюдей.  Герои таких фильмов являются положительными даже на самый притязательный взгляд: борются с ужасными злодеями, спасают мир от уничтожения, совершают множество других поступков, достойных восхищения и подражания. Однако, все интересные и захватывающие события происходят в Америке, что, по мнению специалистов,  прочно формирует в детском подсознании определенную программу и делает их в последующем не патриотами своей родины, а почитателями совсем другой страны. Не может быть нормального общества, где ребенок не идентифицирует себя со своей страной. Необходим серьезный отечественный противовес зарубежной киноэкспансии. Как же обстоят дела с нашим «ответом Чемберлену»?

В настоящее время на российском кинорынке отмечается устойчивое развитие сегмента отечественной мультипликации. В прокат поступают качественные мультипликационные фильмы, в том числе полнометражные, которые не только вызывают интерес у детей, но и приносят серьезную прибыль. Вместе с тем, как отметил исполнительный директор кинокомпании «Люксор Дистрибьюшн» Сергей Сорочкин, игровые детские фильмы отечественного производства не являются прибыльными, их мало производят и не продвигают на рынке.

Пытаясь переломить тенденцию, в дни осенних школьных каникул компанией Люксор при поддержке Фонда кино проведен «Детский кинофестиваль», который заключался в одновременной демонстрации отечественных детских кинокартин в большом количестве кинотеатров по всей стране. При этом сеансы проводились в утренние часы и билеты были в несколько раз дешевле обычных. Десятки тысяч детей попали на просмотр отечественных фильмов.  К сожалению, данная акция проведена лишь раз – в 2014 году.

КНеплохих финансовых результатов добился недавно фильм «12 месяцев. Новая сказка» продюсера Игоря Калёнова. По его мнению, российский кинорынок в состоянии «проглотить» до 10 отечественных детских игровых фильмов в год, однако кинопроизводство за таким количеством не может угнаться. Детское кино должно приносить прибыль, использовать государственную поддержку и обязательно быть интересно детям.

Показ отечественных детских фильмов в эфире телеканалов практически прекращен после законодательного запрещения демонстрации рекламы. Попытка уберечь неокрепшие детские умы от тлетворного влияния рекламы окончилась снятием с эфира всех детских фильмов, как экономически нерентабельных для каналов.

DSC_0124Кинорежиссер Сергей Русаков полагает, что такие ограничения тормозят популяризацию и продвижение российских детских фильмов. Положительным исключением является канал «Рен-ТВ», демонстрирующий в праздничный «прайм-тайм»  русские полнометражные мультфильмы: «Алеша попович и Тугарин змей», «Илья Муромец и Соловей разбойник» и другие прекрасные работы студии «Мельница»,  а также некоторые неэфирные кабельные каналы, аудитория которых, впрочем, значительно меньше федеральных.

Владимир Алеников, автор знаменитых советских фильмов про Петрова и Васечкина, отметил отсутствие какой-либо государственной политики в сфере детского кино, что является серьезным просчетом государства. В СССР отлаженно функционировала целая машина по производству фильмов для детей. Такого уровня уже не добиться, что-то, возможно, было и излишним и затратным, но четкая и последовательная политика государства, поддержанная финансово, организационно и идеологически должна иметь место.

К сожалению, представители Министерства культуры, приглашенные для участия в мероприятии, его проигнорировали,  и собравшимся не удалось узнать взгляд чиновников на обсуждаемую проблематику.

32Риторика профессионального сообщества, прозвучавшая на круглом столе, внушает существенный оптимизм и надежду на возрождение отечественного детского кино, способного воспитывать здравомыслящих людей, любящих свою Родину. Хорошим подспорьем для решения этой важной задачи может стать поддержка журналистов и средств массовой информации, обративших внимание на данную проблематику.

Сергей Юровский
2 июня 2016 г.

QR Code Business Card