В Театре Российской армии состоялась премьера «Так называемая личная жизнь» по повести Константина Симонова «20 дней без войны». Главную роль фронтового корреспондента Лопатина сыграл Андрей Кайков.
Проза Константина Симонова о войне особенная. Как лирик он в центр своего повествования всегда ставил человеческие чувства и переживания, несмотря на то что всегда точно описывал военный быт, который знал не понаслышке.
— Работая над спектаклем, я еще раз убедился в том, что такие люди, как он, Твардовский, Гроссман, работавшие в неимоверно тяжелых условиях, запечатлели для нас эпоху победителей, — поделился артист Андрей Кайков. — Лопатин для меня — человек чести, пожертвовавший всем в своей жизни ради дела, ради победы. Тогда таких людей были тысячи, и сейчас их становится все больше.
Главная цель военкора Лопатина — документировать происходящее, рассказывая о героях. Он ночует в редакции, когда туда решительно заявляется супруга Ксения (Анастасия Бусыгина), на которой тяготы войны, кажется, совершенно не отразились. Безупречный костюм, завитые тугие локоны, шляпка с кокетливой вуалью — поверить, что эта идеальная женщина на самом деле жена человека в гимнастерке, нервного, проводящего все ночи без сна, почти невозможно. Новость о ее уходе не становится неожиданностью, ведь очевидно, что существуют они в разных мирах. Прожитая жизнь супругов разлетается, как стопка листов бумаги со стола в редакции — сценографические решения, в которых бытовой пласт соединяется с метафорическим, придумала художник Ольга Кузнецова.
Отчужденные отношения бывших супругов в браке не помешают им сохранить дружбу. Лопатин, оказавшись в командировке в Ташкенте, попадает к бывшей жене в гости и встречает там Нику (Мария Белоненко) — девушку, на которую смотрел в поезде. Их разговор похож на дуэль, и ритм его речи становится отчетливым, как пулеметная очередь, но именно из этого и рождается спасительная любовь. Именно она и становится спасением для потерянного Лопатина, привыкшего к жизни в поездах, к кратким минутам спокойствия в пути с одного фронта на другой, и дает ему смысл и надежду.
Мария Федосова создала по-женски теплый, нежный спектакль, со всей бережностью подойдя к сложному миру человеческих чувств. В этой постановке многое остается между строк, где главное не то, что проговорил, а то, что остается на уровне неловких прикосновений, интонаций и взглядов.
Вторым пластом проходит тема отражения фронтовых событий в искусстве — на экранах и в жизни, поскольку все герои так или иначе профессионально связаны с творчеством. Рассуждения о поиске верного языка, чтобы не только задокументировать события, но и выразить чувства людей, становятся пронзительно актуальными в наше время.
Мария Федосова, режиссёр спектакля:
В этом спектакле война проявляет в людях лучшие стороны, но бывает обратное, когда люди по малодушию разделяют себя и судьбу страны. И если этого не делать и воспринимать все, что с тобой происходит, через призму происходящего со страной, то это и есть личная жизнь.
Зрители увидят спектакль, где будет разговор о том, что такое человек, что с ним происходит на фоне каких-то очень крупных и страшных событий. Как меняется человек, как в нем отражается судьба целой страны.