Испорченный праздник
Юрий Крылов

Ежегодная и, пожалуй, самая ожидаемая книжная ярмарка non/fiction№ 
в связи с ковидными временами перенесена на март следующего года.
Вместо привычного формата устроители придумали новый:
онлайн-встречи с авторами и издателями.

Казалось бы, чем плохо? Авторы выступают, читатели внимают….

Во-первых, плохо издателям, которые не относятся к «лидерам рынка».
Книжная ярмарка (ключевое слово — ярмарка) — это нечастая возможность получить обратную связь через прямые продажи. Зачастую издатели сами стоят на стенде и продают книги, с тем чтобы пообщаться с покупателями, да и, чего греха таить, — заработать денег, и в этом смысле онлайн-встречи с авторами в контексте ярмарки для них никакой не инструмент продвижения, но головная боль. Собственно, издатели и без выставок-ярмарок вполне бойко проводят видеоконференции и онлайн-встречи в течение всего года.
Мало того, многие в поисках новых форматов давно и регулярно делают онлайн-чтения с участием своих авторов и приглашенных экспертов, и это уже в меру привычное направление издательской деятельности.

Во-вторых, страдают авторы.
Площадка ярмарки вовсе не уникальна — скорее, наоборот — все кучкуются и толкаются плечами с целью, которая… размыта.
Внимание зрителя рассеивается. Невольно возникает мысль: уж не для отчетности ли проводятся подобного рода мероприятия?
По крайней мере другая прагматика не очевидна. Собственно, это видно и по составу участников события (их аж 17, включая посольство
Дании), названного в этом году «non/fiction№/weekend/online».
Из заметных конференций — беседа с Оливией Лэнг, встреча с историком Карло Гинзбургом (известным затворником),
также диалог шведского писателя Никласа Нат-о-Дага с переводчиком Сергеем Штерном (и для любителей жанра встреча с Ю Несбе), понятное дело, всегдашние наши Улицкая — Водолазкин — Юзефович тоже были там. Откровенно маловато событий на два уикэнда. Но галочка стоит…

В-третьих, страдают читатели.
Мероприятие, проведенное в течение выходных дней двух последних недель, вызывает больше вопросов, чем удовольствия
от общения с авторами. Читатели не купили книг, не получили автографы. Все понятно — такой регламент мероприятия, собственно,
и не предполагалось ничего подобного. Но почему тогда «ярмарка»?

Произошедшее скорее напоминает эклектичный, второпях склеенный литературный фестиваль…
Событие, о котором говорили весь следующий за ним год и которое во многом проявляло (и направляло) книжную моду, вдруг стало для всех обузой…

Возникает желание процитировать граффити, часто встречающееся на московских стенах “ЗАЧЕМ?”

Юрий Крылов

Испорченный праздник

QR Code Business Card