В рамках проекта «Московское долголетие» в Перовском парке прошел День ретро-кино, а на Поклонной горе состоялся музыкальный вечер, посвященный Дню российского кино, который отмечался 27 августа. А мы сегодня продолжаем экскурсию по музею «Мосфильма» (см. «МД» № 3).
Где можно увидеть корону Российской империи? В Алмазном фонде и… на «Мосфильме». Не только люди старшего поколения, но и их дети, конечно, смотрели захватывающий, практически первый в СССР боевик Эдмонда Кеосаяна «Корона Российской империи, или Снова неуловимые». Там отважные мстители сражались за возвращение короны, похищенной неприятелем. В семидесятые годы прошлого века родилась легенда, что Алмазный фонд решил поместить настоящую корону с сотнями алмазов в музей киностудии. Там-де безопасно и надежно. Почему? Все просто. Очень многие москвичи после посещения Алмазного фонда приходили на «Мосфильм». Реакция у большинства была одинаковая: «Так у вас в музее настоящая корона! Она изу-
мительно сверкает всеми цветами радуги! Настоящие алмазы! А в фонде — копия с тусклым свечением камней!» — и добавляли: «Надо же! В фильме снимали настоящую корону Российской империи!» Этот миф довольно долго путешествовал из уст в уста.
А ларчик открывался очень просто. Копию короны сотрудники «Мосфильма» заказали в Чехословакии. Все камни были сделаны из богемского хрусталя и сверкали намного ярче, чем настоящие алмазы. Знаменитый головной убор появлялся позже в картинах «Романовы», «Молодость императрицы».
Еще одна необычная «шапка» обязательно привлечет внимание всех. Нет, наверное, ни одного представителя старшего поколения, который не смотрел бы по многу раз комедию Леонида Гайдая «Джентльмены удачи». Все до слез смеялись над приключениями жуликов, похитивших золотой шлем Александра Македонского. Он тоже часть экспозиции. Само происхождение шлема необычно. Его не отливали в специальной форме, не вытачивали на станке. Мастера киностудии взяли обычную каску пожарного и очень искусно украсили ее атрибутами, которые, по легендам, были на настоящем шлеме, — головой леопарда и завитыми рогами. Затем шлем покрыли специальной краской под золото. Головной убор получился блестящий в прямом и переносном смыслах.
Блестящими экспонатами можно назвать экипажи и кареты. Их история тоже удивительна. В послевоенные годы сотрудники киностудии разыскивали их по всей стране. Неожиданно много целых экипажей нашли в Прибалтике, в городах, далеких от светской жизни столиц империи. В просторном зале соседствуют пролетка из кинофильма «Трактир на Пятницкой», карета из «Войны и мира» и «Анны Карениной», ландо из фильма «Дворянское гнездо». Последний экспонат воистину уникален. Экипаж-ландо, построенный в начале XIX века, сохранился полностью в первозданном виде, ни разу не ремонтировался. Даже обивка на сиденьях подлинная. Таким может похвастаться не каждый крупный европейский музей!
«А теперь горбатый! Я сказал: горбатый!» — все москвичи старшего возраста и не только помнят капитана Жеглова из фильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». А на чем ездили муровцы? На «Фердинанде», автобусе ЗИС-3, тоже актере одной роли. Он был отремонтирован на киностудии и стал звездой. Самое интересное, что кинолавры автобуса пытаются оспорить близнецы из Тольятти, Санкт-Петербурга и других городов. Но не сомневайтесь — герой киноленты находится в Москве.
Вениамин Протасов, Михаил Бибичков (фото)
№ 4(004) 27 августа 2018 г.