16 ноября исполнилось 90 лет Генриху Боровику,
знаменитому журналисту, публицисту, писателю и сценаристу,
имя которого в советские времена было известно каждому,
кого интересовали события в мире.
Уровень журналистики в «Огоньке» в это время был очень высок, он фактически приближался к литературе. Совсем еще молодой Генрих Боровик оказался среди маститых авторов, личностей большого масштаба, многие из которых прошли Великую Отечественную войну.
Иногда его посылали в командировки вместе с легендарным военным фотографом Дмитрием Бальтерманцем. Всю войну он работал на фронте военкором «Известий».
Генрих Боровик учился у него фотографировать и научился это делать прекрасно. В его фотоархиве тысячи снимков. В 2011 году Пушкинский музей устроил выставку его фотографий «Увидеть время», она имела большой успех.
Работал он всегда очень много. Очень много, очень тщательно. Истинный трудоголик. Ни дня без строчки. Ни дня без работы.
Уже через три года после начала трудовой карьеры в библиотеке «Огонек» вышла его первая книжка очерков о Вьетнаме. Но большой успех пришел позже, в 1960 г., после очерков о революционной Кубе и книги «Повесть о зеленой ящерице», написанной на их основе. Потом по этим очеркам Боровик написал сценарий документального фильма о Кубе «Пылающий остров». Фильм снял режиссер-документалист Роман Кармен.
Жизнь ему улыбалась. Мало кто в советские времена имел возможность ездить в такие экзотические командировки, в какие направляли его. Но все подарки судьбы он отрабатывал с лихвой. Пахал день и ночь. Никогда не почивал на лаврах, не останавливался на достигнутом.
В 1966 году Боровик был направлен в США в длительную командировку — корреспондентом Агентства печати «Новости». Он уже был женат, росли дети, Марина и Артем.
В Штатах Генрих Боровик работал с 1966 по 1972 год. Переломное время для Америки. Очень яркое и безумно интересное. Смена общественных ориентиров, протесты против войны во Вьетнаме, громкие политические убийства.
Огромным везением было оказаться в Штатах в такое время, когда люди показывали себя в полный рост.
У Генриха Боровика были, конечно, определенные идеологические взгляды, они были ему органичны. Но он хотел адекватно понять страну и честно ее описывать. В Америке он эту задачу решал ежедневно.
Как и будучи корреспондентом «Огонька», он мог общаться здесь с выдающимися людьми, масштабными личностями, яркими представителями страны и эпохи. И он использовал эту возможность на сто процентов. Позже по материалам, собранным в той командировке, Генрих Авиэзерович написал документальный роман «Пролог».
Семья вернулась в Москву в 1972 г., и следующие десять лет Боровик работал спецкором АПН и «Литературной газеты». Опять ездил в командировки, писал книги и сценарии.
В 1980-м попал в немилость из-за критики войны в Афганистане. «Совок» еще был очень силен, но представители творческой элиты уже начинали формулировать невозможные прежде вопросы, и в обществе подул легкий ветерок ожидания перемен, проникавший сквозь щели «железного занавеса».
В конце 80-х и начале 90-х годов Генрих Боровик в качестве главного редактора руководил журналом «Театр». Странный на первый взгляд поворот от «горячих точек» к театральным подмосткам имел свое объяснение. Генрих Авиэзерович родился в театральной семье: отец — дирижер симфонического оркестра, мама — актриса. Они были одними из основателей Пятигорского театра музыкальной комедии, так что театр вошел в жизнь Генриха Боровика прямо с детства.
Первые свои пьесы он писал в 60–70-х годах. Всего у него их пять: «Мятеж неизвестных», «Человек перед выстрелом», «Три минуты Мартина Гроу», «Интервью в Буэнос-Айресе», «Агент 00». Пьесы Генриха Боровика широко ставились и в России, и за рубежом.
Театр его увлекал по той же причине, что и писательство. Он очень много видел, знал, понимал благодаря журналистской работе. Поэтому вел дневники, писал пьесы, киносценарии, романы, повести, исследования. Писал, писал, писал…
А в 2000-м случилась трагедия — авиакатастрофа. Погиб сын Артём. Он возглавлял медиахолдинг «Совершенно секретно». Ходили слухи, что катастрофа была не случайной. Артёму приходилось вступать в конфликты: ведь в изданиях холдинга публиковались расследования в отношении очень известных людей, занимавших высокие посты. Расследование к однозначному выводу не пришло…
90-летний юбилей — время итогов. Какой период своей профессиональной деятельности Генрих Боровик считает самым продуктивным и интересным, а какой — самым упадническим и тяжелым?
“Конечно, гибель Артёма — страшный удар, — сказал Генрих Авиэзерович, отвечая на вопрос «МК». — Удар по всей семье”.
“Что касается моей работы, — продолжил Генрих Авиэзерович, — то я как-то не привык делить ее на периоды. Мне всегда было интересно. Ну а ваш термин «упадническое», думаю, вообще ко мне не применим. Я никогда не скучал, всегда был оптимистом и остаюсь им. Верю в процветание, благополучие и мир».