Галадж С.К. – Галинский А.Р. – Гальперин Ю.М. – Ганф Ю.А. –
Гаранин А.С. – Гарри А.Н. –Герцик В.Б. – Гиляровский В.А. – Гладков А.К. – Голованов Я.К. – Голубев В.Н. – Горбунов-Посадов И.И. – Гранат А.Н. и Гранат И.Н. –Грановский Н.С. –
Грачев Л.П. – Грекова О.И.– Грибанов Н.М. – Гронский И.М. – Гусев В.М. –Гюне Л.В.
ГАЛАДЖ СЕМЁН КИРИЛЛОВИЧ (1910, Варшава, Царство Польское – 1984, М.), кинооператор. Отец – горный инженер, мать – артистка драмы и кино. После завершения учебы в сред. шк. работал в 1927–31 киномехаником. Будучи студентом оператор. ф-та ВГИКа, с 1932 одноврем. служил ассист. оператора на столич. киноф-ке «Союзкино». Окончив ин-т (1934), стал оператором «Союзтехфильма», вскоре был призван в РККА. В 1936 начинает работать на к/ст. «Мосфильм». Ассист. оператора в фильмах «Волга-Волга» (1938, реж. Г.В. Александров), «Девушка с характером» (1939, реж. К.К. Юдин), «Сердца четырех» (1941, реж. Юдин). В перв. месяцы войны эвакуирован в Алма-Ату. Срочно завершив съемки короткометраж. ф. «Мать и сын», Г. в окт. 1941 возвращается в столицу и вступает в ополчение (3-я Моск. коммунистич. див. Киевского р-на). Назначен. ком. отряда истребителей танков, Г. прибыл на оборонит. позиции в ближ. Подмосковье с киноаппаратом. 24 нояб. оперативно зафиксировал все свидетельства схватки однополчан с превосходящими силами противника. К этим перв. кадрам летописи див. моск. ополченцев оператор день за днем прибавлял новые киностраницы. В нач. 1942 снял одну из перв. успешн. контратак на укрепл. траншеи гитлеровцев у безымян. подмоск. села. Постоянно накапливаясь, разнообразн. кино- и фотоданные о боях и походах воинов-москвичей составили большое ист. докум. полотно. Перед объективом Г. прошли практически все воины див., кот к тому времени уже носила название 53-й гвард. стрелк. Тартусск. див. Ему же довелось снять и незабываемые кадры ее возвращения в столицу. Вернувшись в павильоны студии, Г. с бригадой мосфильмовцев сразу приступил к подготовке для проката снятых на войне кинороликов, из кот. составился подготовл. к сер. 1947 ф. «В боях за Родину» (хранится в РГАФД). В послевоен. период Г. трудился на «Мосфильме». Оператор картин: «Три встречи» (1948, режиссеры В.И. Пудовкин, С.И. Юткевич, А.Л. Птушко), «Большой концерт» (1951, реж. В.П. Строева), «Морской охотник» (1954, реж. В.В. Немоляев) и др. Ряд лет возглавлял профсоюз. к-т «Мосфильма».
Жил на ул. Пудовкина, 3. Похоронен на Востряковском кладб.
Источник: Архив к/ст. «Мосфильм».
Лит.: Миронов Н. Война батарейца Рыжова // Веч. М. 1995. 17 авг.; Кинограф. 2008. № 19.
© Н.Н. Митрофанов
***
ГАЛИНСКИЙ АРКАДИЙ РОМАНОВИЧ (1922, Киев–1996, М.), журналист. С 1940 в Кр. Арм. Во время боев. действий на западе Украины дважды побывал в окружении, был захвачен в плен, бежал из лагеря, преодолев почти 500 км до линии фронта у Харькова. Великую Отеч. войну закончил в Берлине в звании капитана. После окончания филол. ф-та Киевск. ун-та корр. «Лит. газеты» (1950–56) и «Сов. спорта» (1957–68) в УССР. Как одаренный радио- и телекомментатор был взят в штат спорт. редакции ЦТ. Его репортажи со стадионов и спорт. состязаний, отличавшиеся своеобразн. аналитич. манерой, привлекали мн. любителей телетрансляций, в особенности футбольн. болельщиков М. Однако высказываемые им самостоят. суждения о порядках, бытовавших за кулисами большого спорта, вскоре вызвали отрицат. реакцию ЦК КПСС, Госкомспорта и Гостелерадио. Соображения Г. о «заказном» характере результатов некот. матчей, о застойных явлениях в отеч. спорте были расценены как компрометирующие выпады против партийно-гос. руководства спорт. движением, ему наклеили даже ярлык «Солженицына сов. спорта». В вину Г. были поставлены обнародованные им аргументы в защиту фигуристов Белоусовой и Протопопова, подвергшихся травле некот. спорт. руководителями. После увольнения с телевидения Г. работал обозревателем ж-ла «Физкультура и спорт» (1971–72). Вслед за этим кратким периодом он вообще был лишен возможности работать в сфере спорт. журналистики. Лишь в 1989 газ. «Сов. спорт» заказала ему ст., вслед за чем началось новое вхождение Г. в профес. деят-сть, от кот. он был отлучен на 17 лет. В посл. годы жизни регулярно выступал в программе «Прессинг» радиостанции «Свобода».
Жил на Цветном бул.; Голубинской ул., 3; Зубовском бул. Урна с прахом в колумб. Донского кладб.
Соч.: Не сотвори себе кумира. М., 1994; В эфире программа «Прессинг» // Футбольн. правда. 2005. Март. № 21.
Лит.: Приходько В. Отверженный на семнадцать лет // Веч. М. 1996. 22 мая; Рафалов М. Поклонимся великим мастерам… Изд. 2-е. М., 2002.
©Н.Н. Митрофанов
***
ГАЛЬПЕРИН ЮРИЙ МАНУИЛОВИЧ (1918, Пг.–2000, М.), радиожурналист, писатель.. Из семьи адвоката. Окончил Энгельсск. воен. авиац. уч-ще (1938). Уч-к Великой Отеч. войны. С 1946 комментатор моск.радио. Профессионал-ведущий прямых репортажей об общественно-полит. событиях и спорт. состязаниях, мастер актуальн. новостных передач. Уч-к перв. прямых телерепортажей с Красной пл., со встреч космонавтов в М. Посвятил несколько книг иск-ву радиокорр.: «Внимание, микрофон включен!» (1960), «Слово в эфире» (1962), «Человек с микрофоном» (1971) и др. Цикл вечерн. воскресн. радиопередач Г. «Лит. вечера» (ок. 200) о примечат. страницах жизни и творчества моск. писателей был популярен в 1960–70-е. (фрагментарно их мат-лы вошли в кн. «Лит. вечера», 1974 и «Дорисовывая портреты», 1991). Неиспольз. оригинал. записи позволили Г. восстановить незабываемый цикл в эфире «Радио–1» (1997–98). Он – автор историко-публицист. расследования о судьбах рус. летчиков-добровольцев, воевавших во франц. авиации в гг. Перв. мир. войны (кн.: Воздушный казак Вердена. М., 1981; Первый главком. М., 1988).
Жил на Б. Садовой ул., 10; ул. Дружбы, 2/19. Похоронен на Донском кладб.
Лит.: Андроников И. Говорящий журнал // Правда. 1969. 4 марта; Ваншенкин К. Сто лит. вечеров // ЛГ. 1969. 5 марта; ЛГ. 1988. 13 июля; Таратута Е.А. Юрий Гальперин реанимировал «Лит. вечера» // ЛГ. 1997. 13 авг.
©Н.Н. Митрофанов
***
ГАНФ ЮЛИЙ АБРАМОВИЧ (1898, Полтава – 1973, М.), график, карикатурист, плакатист, иллюстратор; з. д. иск-в РСФСР (1945), нар. худ. РСФСР (1964). Род. в семье потомств. гравера – резчика по металлу. Брат художника-графика И.А. Ганфа (псевд. Янг), дочь – Н.Ю. Ганф, художник по стеклу. В 1901 семья Г. переехала в Харьков. Учился на юрид. ф-те Харьковск. ун-та (1916–19), занимался в студии «Художественный цех» (1918–19) скульптурой у Э.А. Блох, живописью у Э.А. Штейнберга. Ушел из ун-та с 3-го курса, работал в «Окнах сатиры УкРОСТА» (1919–22); руководил графич. мастерской производств. мастерских Главполитпросвета Украины. Ощущая недостаток в систематич. худож. образовании, Г. в 1922 уехал в М. для его продолжения. Учился во ВХУТЕМАСе (1922–24) у И.И. Нивинского, Н.А. Шевердяева, В.А. Фаворского, Н.Н. Купреянова, Л.С. Поповой и А.М. Родченко и др., переходя от одного педагога к другому.
Рисовал полит. карикатуры и сатирич. рисунки для ж-лов «Червоний перец» (Харьков), «Красный перец», «Крокодил» (в редакции кот. проработал 49 лет, с 1924; худож. ред. ж-ла в 1942–47), «Заноза», «Безбожник», «Прожектор»; для газет «Правда», «Комсомольская правда», «Труд» и др. Иллюстрировал книги для изд-в: Детгиз, «Правда», «Молодая гвардия», «Советский писатель» и др. Среди них: «О том, как приехал шоколад в Моссельпром» Е. Тарховской (1925), «Записки старого гуся» Н.Н. Плавильщикова (1926), «Кондуит и Швамбрания» Л.А. Кассиля (1935; 1959) и др. Работал в «Окнах ТАСС» (1941). Карикатуры художника отличают острота, изобретательность, ясность и доходчивость. В нач. творч. пути Г. много экспериментировал; затем пришел к более доступн. и ясному рядовому читателю языку, став одним из создателей худож. стиля ж-ла «Крокодил». Художник обладал неистощимой выдумкой, практически всегда сам придумывал подписи к своим рисункам, часто «дарил» тему для рисунка или меткое высказывание к нему др. художникам.
Уч-к выставок с 1926. Чл. и экспонент объединений: Ассоциация художников-графиков (1926), Объединение работников рев. плаката (1931–32; чл.-учредитель), МОССХ (с 1932).
Произв. Г. находятся в ГТГ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, ГРМ, в Тверск. обл. картин. галерее и др. музеях и частн. собраниях.
Жил сначала в отгорожен. ширмой коридоре в д. по Кропоткинскому пер., 26; с 1928 – на Б. Грузинской ул., 56; в посл. гг. жизни – на ул. Черняховского, 5.
Лит.: Костин В.И. Юлий Абрамович Ганф. М., 1955; Ю. Ганф: Мастера советской карикатуры. М., 1972; Абрамский И.П. Смех сильных: О художниках журнала «Крокодил». М., 1977; Павлов Г.Н. Оружия любимейшего род. Из истории журнальной карикатуры Москвы и Ленинграда 1920-х годов. М., 2002; Ю. Ганф. Графика. М., 2006 ● Каталог собрания ГТГ: Рисунок XХ века. Серия «Рисунок XVIII-XX вв.». Кн. 2. Т. 3: Г-И. М., 2012.
© Ю.Н. Половцева
***
ГАРАНИН АНАТОЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ (1912, М. — 1989, М.), фотограф, мастер фотоиск-ва. Первоначально – фоторепортер газ. «Вечерняя Москва». В перв. пол. 1930-х его снимки охотно берут мн. столич. изд. С 1939 – корр. «Иллюстрированной газеты», издаваемой «Правдой». Поместил там несколько фотоочерков, наиб. известность из кот. получил «Если завтра война». Великую Отеч. войну прошел в кач-ве корр. ж-ла «Фронтовая иллюстрация». Его воен. репортажи, по мнению специалистов, относятся к лучшим произведениям этого. жанра, созданным в гг. Втор. мир. войны всемирно признанными сов. мастерами (Евг. Халдей, Дм. Бальтерманц и др.) Издатели и коллеги обращали внимание на способность Г. удивительно точно определять момент съемки. Его снимок «Смерть солдата» по праву занимает видное место в перв. ряду фронтовой репортажной классики. Этот выразит. кадр был снят на бегу, в бою на Крымск. полуострове летом 1942. В нем – незыблемая правда боевой атмосферы, никакого признака «постановочной» деят-сти фотожурналиста. Гаранинские кадры времен войны, как правило, скромны, просты, непафосны, фронт на них – это просто будни, тяжелая работа. После войны Г. – один из вед. фотокорреспондентов ж-ла «Советский Союз». В общей сложности в фотоиск-ве и фотожурналистике он проработал почти 60 лет. С 1964 по 1990 занимался выставоч. проектом, посв. моск. Т-ру на Таганке. На выставке, состоявшейся в Музее совр. истории России в 2008 под названием «Фототеатр Таганка. Анатолий Гаранин», были представлены 80 ярких запоминающихся портретов. Экспозиция включала сцены из спектаклей, репетиции, эпизоды закулисн. жизни легендарн. учреждения культуры. «Гаранин лучший, кто снимал Таганку за все эти годы. Хотя он не просто снимал: он был другом театра, а это уже совсем иная категория – ему нравилось то, что здесь происходит» (Ю.П. Любимов). Сам фотограф воспринимается как соавтор любимовск. постановок. «Цель подлинной фотографии, – считал Г., – не остановить время, а продлить мгновение, в результате чего снимок, являющийся подлинным произведением искусства, как бы становится звучащим мгновением» (1976). Как фотопублицист Г. охватывал широкий круг тем. Свое продуман. и отв. отношение к репортажу он довел до высш. степени артистизма. Это особенно заметно на снимках, иллюстрирующих среду, ему близкую, – сцену и концерт. залы. Гаранинск. индивидуальность, оригинал. стиль фотогр. мышления – в особом умении проникнуть в то, что он собирался запечатлеть на пленке, способность осмыслить объект съемки, а не просто его зафиксировать, умение дать изображаемому определен. психол. оценку, всегда, в каждом отдельн. случае непременно связан. с личн. отношением фотографа.
Жил в 1930—40-е в 1-м Щемиловском пер., 12 (не сохр.), с 1952 – в 3-м пр. Алексеевского студгородка; с 1965 – на ул. Б. Галушкина, 17.
Сыновья Г., Алексей и Никита, передали архив отца в Рос. агентство междунар. информации РИА Новости, где проводится науч. обработка колл. Великолепно сохранившееся уник. наследие (ок. 50 тыс. ед. хр.) представляет значит. ист. и худож. ценность. В год 100-летия со дня рождения Г. проект «FotoFond – территория фотографии» показал как знаменитые снимки мастера, относящиеся к воен. репортажу и истории Моск. т-ра на Таганке, так и совершенно «нового» для зрителя Г., кот. не видели даже самые искушен. эксперты и знатоки иск-ва светописи.
Лит.: Воробьев Е. Анатолий Гаранин. Доля секунды и долгие годы // Советское фото. 1979. № 8; Ремеш В. Прелюдия жизни Анатолия Гаранина // Фотография. 1974. № 4.
© Н.Н. Митрофанов
***
ГАРРИ (БРОНШТЕЙН) АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1902, Париж–1960, М.), писатель. Бросив гимн. в 5-м кл., ушел в Красн. гвардию, воевал на юге России, где стал бойцом кавбригады Г.И. Котовского, а затем его адъютантом. Переехав после гибели командира из Харькова в М. (1925), быстро зарекомендовал себя перспектив. журналистом. Владея несколькими иностр. яз., первоначально публиковал ст. и эссе о новых явлениях в культ. жизни страны и ее столицы, критически отзываясь о новациях зап. иск-ва, о его модных фигурах. В 1927 выпустил в Сов. России двумя изд. кн. о популярн. у европейцев рус. киноартисте И.И. Мозжухине. Будучи командирован газ. «Известия» для освещения трансевропейск. перелета сов. аэропланов, подготовил две кн.: «Путешествие чудаков по Европе» (1929), «Европа под ногами» (1930). Как спец. корр. «Известий» уч-вал в работе перв. сов. экспедиций в Арктике. В своеобразн. романтич. отчетах-книгах «Льды и люди», «По следам Амундсена», насыщен. интересными подробностями, говорилось о самоотверж. первопроходцах Севера, их умении преодолевать трудности экстремальных ситуаций. В написан. им совм. с Л.А. Кассилем кн. «Потолок мира» (1934), наполнен. новейшими для той поры данными, повествовалось об истории проникновения в земные выси сов. подвижников-стратонавтов. Одноврем. в 1930-х вышли сб. рассказов Г. «Паника на Олимпе» (1934), «Огонь. Эпопея Котовского» (1934, переиздавалась до 1959), «Струны», «Конец Петлюры», «Тамбовск. рейд». В 1938 арестован и сослан в Красноярск. край. Опубликовал несколько пов. о жизни в Заполярье: «Зайчик» (1951), «В глухой тайге» (1952), «Посл. караван» (1955), «Битва в тундре» (1956). Ром. Г. «Без фанфар», посв. судьбе ученого-химика, был опубл. посм. в ж-ле «Сибирск. огни» (1961. № 9–10). Реабилитирован (1956).
Жил на Садовой-Сухаревской ул., 16; Нов. Басманной ул., 4/6. Урна с прахом в колумб. Новодевичьего кладб.
Лит.: Кудреватых Л. Репортер «Известий» // Неделя. 1969. № 3 ● КЛЭ.
© Н.Н. Митрофанов
***
ГИЛЯРОВСКИЙ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ (1853, лесное имение гр. Олсуфьева в Вологодск. губ.–1935, М.), писатель, журналист, бытописатель М.; действ. чл. ОЛРС, чл.-учредитель перв. Рус. гимнастич. общ-ва, поч. пожарный М. Потомок запорожск. казаков. В 1871, не окончив гимн., бежал из дома; был бурлаком на Волге, крючником, рабочим, табунщиком, актером. Вперв. в М. приехал в нач. 1870-х, ок. месяца проучился в юнкерск. уч-ще в Лефортове. Во время русско-тур. войны 1877–78 вступил добровольцем в армию. В 1881 приехал в М., остановился в номере гостиницы Голяшкина (на углу Тверской ул. и Газетного пер.). Познакомился с актером В.Н. Андреевым-Бурлаком, кот. жил при перв. частном моск. драм. т-ре А.А. Бренко, г. с небольшим служил в этом т-ре (Гнездниковский пер.). Здесь бывали Ф.М. Достоевский, А.Н. Плещеев, Я.П. Полонский, И.С. Тургенев, А.Н. Островский. К перв. пол. 1880-х относится начало дружбы Г. с А.П. Чеховым и И.И. Левитаном. В 1884 женился на М.И. Мурзиной. С нач. 1880-х Г. печатался в «МЛ», «Рус. газете», «Совр. известиях», «Будильнике». Писал рассказы, очерки и репортажи, освещая разл. стороны моск. жизни: пожар в Хамовниках, трагедию на Ходынском поле, вернисажи и театр. премьеры, заседания Литературно-худож. кружка, Хитров рынок и притоны Грачевки. Одним из первых открыл моск. «дно». В 1887 по совету Г.И. Успенского и настоянию Чехова собрал свои рассказы в книгу под названием «Трущобные люди», тираж кот. был запрещен цензурой и сожжен в Сущевской пожарн. части. Стал необыкновенно популярен: «Скорее воображу М. без царя-колокола и царя-пушки, чем без тебя, ты – пуп М.» (А.И. Куприн). В 1890-е был пред. Рус. гимназич. общ-ва, издавал газ. «Листок спорта». Дружил или был знаком с Л.Н. Андреевым, А. Белым, А.А. Блоком, В.Я. Брюсовым, И.А. Буниным, А.М. и В.М. Васнецовыми, М. Горьким, М.Н. Ермоловой, С.А. Есениным, В.И. Качаловым, К.А. Коровиным, Н.И. Пастуховым, Л.В. Собиновым, К.Г. Паустовским, И.Е. Репиным, А.К. Саврасовым, Скитальцем, К.С. Станиславским, Ф.И. Шаляпиным, Т.Л. Щепкиной-Куперник и др. Имел репутацию «короля моск. репортеров». В 1914 получил предложение издать свои соч. (работу над 7-томн. собр. прервала Перв. мир. война). После революции печатался в газ. «Изв.», «Веч. М.», «На вахте» и ж-лах «Рампа», «Красная нива», «Худож. труд», «Огонек». В 1926 вышло перв. изд. его кн. «Москва и москвичи» (2-е изд., 1931, названо «Записки москвича»), в 1926 – кн. «От Англ. клуба к Музею революции». Среди книг Г., посв. М.: «Друзья и встречи» (1934), «М. газетная» (опубл. в 1960), «Люди т-ра» (1941) и др.
Жил в меблир. комнатах «Англия» в д. Шаблыкина на Тверской ул.; в 1884 в д. де Ледвез (2-я Мещанская ул., 24); затем в Хлыновском туп., 4; с 1886 – в Столешниковом пер., 11, позднее – в д. № 9, где прожил до самой смерти (мем. д., ск. Б.П. Барков, арх. Ю.Н. Соколов, 1958). Похоронен на Новодевичьем кладб.
В 1966 именем Г. названа 2-я Мещанская ул. В 1980 учреждена медаль В. Гиляровского, присуждаемая журналистам, отличившимся в разработке моск. темы. Ею были награждены Л.Е. Колодный, В.В. Песков, Б.Н. Полевой, Л.П. Репин, Е.И. Рябчиков и др.
Соч.: Собр. соч.: В 4-х т. М., 1967; Избр. соч. / Сост. и прим. Т.Ф. Прокопова. М., 2003.
Лит.: Лесс А. В квартире дяди Гиляя // Нева. 1956. № 12; Морозов Н.И. Сорок лет с Гиляровским. М., 1963; Паустовский К.Г. Дядя Гиляй // Паустовский К.Г. Близкие и далекие. М., 1967; Лобанов В.М. Столешники дяди Гиляя. М., 1972; Киселева Е.Г. Рассказы о дяде Гиляе. М., 1983; Есин Б.И. Репортажи В.А. Гиляровского. М., 1985; Рус. писатели в М. / Сост. Л.П. Быковцева. М., 1987 ● РП (И.И. Подольская); МЭ-97.
© Н.А. Александров, Г.В. Якушева
***
ГЛАДКОВ АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ (1912, Муром Владимирск. губ.–1976, М.), драматург, киносценарист, мемуарист. Отец – инженер, гор. голова Мурома (1917), мать из семьи военврача, окончила Александровск. ин-т в М. В доме Г. поддерживался культ лит-ры; с детства будущий писатель хорошо знал историко-худож. книги. После шк. юноша работал театр. репортером в столичн. периодич. изданиях (1928), затем в Т-ре им. Вс. Мейерхольда. В 1940–41 создал комедию «Давным-давно» («Питомцы славы»), кот. стала репетироваться сразу в нескольких т-рах страны. Постановка ее в ЦТКА была удостоена Стал. пр. (1943). След. пьесы Г. не вызвали столь же широкого благожелат. отклика («Бессмертный» совм. с А.Н. Арбузовым (1942), «Новогодняя ночь» (1945). В 1948 был арестован по обвинению в хранении антисов. лит-ры (кот. были без достаточных оснований сочтены некот. книги из колл. драматурга). Вернулся в М. после освобождения в авг. 1954. Продолжил работу над новыми пьесами «Первая симфония», «Ночное небо», , «Бумажные цветы», написал киносценарии «Зеленая карета» (1964), «Невероятный Иегудиил Хламида» (1967). Посм. была опубликована драма Г. «Последнее приключение Байрона» (1979). В посл. пьесе Г. «Молодость т-ра» говорилось о становлении в М. некоего театр. коллектива, в образе кот. угадывалась 3-я студия МХТ, а стало быть – Т-р им. Евг. Вахтангова. Драм. судьба ожидала мемуары Г. о Вс.Э. Мейерхольде. Тем не менее они все же пробились к публике, как и воспоминания о встречах драматурга с Б.Л. Пастернаком, Ю.К. Олешей, К.Г. Паустовским, И.Г. Эренбургом, А.Ф. Коонен. Немалую ценность представляют дневники Г. Этот ценнейший кладезь событий, фактов , оценок и характеристик ушедшего времени писатель Александр Бек определил как своего рода «Былое и думы» нашего времени (Ю.Безелянский). Широкой популярностью поныне пользуется экранизация самой знаменит. пьесы Г. («Гусарская баллада», 1962, реж. Э.А. Рязанов).
Жил с детства в Б. Знаменском пер. (с 1939 до 1993 – Грицевецкая ул.), 8.
Соч.: Давным-давно: Пьесы. М., 1978; Поздние вечера. М., 1986;
Мейерхольд: В 2 т. / Сост. и подг. текста В.В. Забродина; вступ. ст. Ц.И. Кин. М., 1990.
Лит.: Огрызко В. Жизнь лупила его беспощадно // Лит. Россия. 2010. 2 июля; Безелянский Ю. Протоколист времени // Моск. правда. 2012. 21 июля. ● РП 20 в. (А.В. Корнеев).
© Н.Н. Митрофанов
***
ГЕРЦИК (наст. фам. Герцог) ВЛАДИМИР БОРИСОВИЧ (1908, Белосток Гродненск. губ.–1997, М.), радиодиктор, засл. арт. РСФСР (1966). После окончания в 1932 Военно-хим. акад. (выделилась в то время из МВТУ им. Н.Э. Баумана) работал на моск. з-де «Каучук» и учился в студии Р.Н. Симонова (Армянский пер.). Выдержав конкурс, стал диктором радио (1933). Одноврем. Г. вошел в труппу МДТ, откуда вскоре перебрался в Моск. т-р комедии, где ему довелось сыграть ряд центр. ролей. Как мастер-чтец он стал победителем одного из самых престиж. столичн. конкурсов чтецов (1936). С авг. 1941 в Кр. Арм., уч-вал в боях под М., ком. роты на Северо-Зап. фронте. В дек. 1943 был назначен на должность «возд. диктора» при командовании 2-го Прибалт. фронта, в чьи обязанности входило во время спец. полетов на самолетах типа У-2 и ПО-2 в расположение сил противника оповещать через громкоговорители неприятельских солдат на нем. яз. о положении в мире, вести агитацию за сдачу в плен. Совершил более 100 таких вылетов. В нач. апр. 1945 был отозван с воинск. службы для работы на союзном радио по своей гражд. специальности, где трудился до 1993. Помимо деят-сти на информ. вещании, где весьма ценилась его «разговорная, раздумчивая манера чтения» (Н.А. Толстова), уч-вал в подготовке мн. оригинал. худож. программ. «Диктором-художником» называл его В.И. Качалов. Г. принадлежит ряд фондовых записей стихов Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета и др. отеч. поэтов XIX–XX вв., цикл новелл Мериме, радиопортретов Бетховена, Ромена Роллана и Тосканини, мастерски исполнен. конферансы и пояснения к произв. радиодраматургии.
Жил на Машковой ул., 14; Садовой-Спасской ул., 20; на просп. Мира, 91, корп. 1. Похоронен на Донском кладб.
Соч.: Поиск своего стиля // Диктор у микрофона. Сб. М., 1983.
Лит.: Толстова Н.А. Внимание, включаю микрофон! М., 1972; Ляшенко Б. «…Читал Герцик» // Телевидение и радиовещание. 1974. № 5; Шмелев Н. Небесный диктор // Радио в дни войны. М., 1982; Филиппов А. Ушел посл. великий диктор: Уходит и дело его жизни // Общая газ. 1997. 3 июля; Ляшенко Б. Дождемся ли еще такого Герцика? // Веч. М. 1998. 14 июня.
©Н.Н. Митрофанов
***
ГОЛОВАНОВ ЯРОСЛАВ КИРИЛЛОВИЧ (1932, М.–2003, М.), журналист. Отец – Кирилл Николаевич, основатель Т-ра Транспорта, мать Анфиса Васильевна (урожд. Козлова) – актриса этого т-ра (псевд. Андреева). Вырос в Лиховом пер. Окончил ф-т ракетн. техники МВТУ (1956). Работал в н.-и. лаб. акад. Г.И. Петрова. С янв. 1958 начал печататься в газ. «Комсомол. правда», в штат кот. был зачислен по предложению гл. ред. А.И. Аджубея. Лит. сотр. отд. науки, зав. отд. информации, спецкорр. «Комсомол. правды» на космодроме Байконур, чл. редколлегии, обозреватель. За четыре с пол. десятилетия опубликовал на страницах газ. св. 1400 ст., очерков и репортажей. Автор научно-худож. книг: «Кузнецы грома» (1964), «Этюды об ученых» (1970, 1976, 1983), «Архитектура невесомости» (1978, 1985), «Наш Гагарин» (1979), «Дорога на космодром» (1982), «Марсианин» (пов. о Ф.А. Цандере, 1985),«Королев. Факты и мифы» (1973–94), «Этюды о великом» (1997), «Правда о программе APOLLO» (2000) и др. Завершил его творч. путь трехтомн. тр. «Заметки вашего современника» (2001). Пр. Лен. комсомола (1973), пр. «Золотое перо России».
Жил на ул. Черняховского, 4; Лесной ул., 4; в посл. гг. – в Переделкине (ул. Серафимовича, 7). Прах Г., согласно завещанию, развеян в Гурзуфе (Крым).
Лит.: Журналисты ХХ в.: Люди и судьбы. М., 2003; Гутионтов П. Звезда Голованов // Журналист. 2003. № 7.
©Н.Н. Митрофанов
***
ГОЛУБЕВ ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ (1913, д. Коростылево Костромского у. и губ.–1992, М.), журналист, обществ. деят. Окончил инженерно-экон. ф-т Моск. гос. ин-та им. С. Орджоникидзе (1941), ВПШ при ЦК КПСС (1948). Уч-к Великой Отеч. войны. Возглавив в 1958 выделившуюся из «Моск. правды» новую ежедневную газ. «Ленинское знамя», ориентировал ее на освещение многообразных общественно-производств. связей внутри столичн. региона, на регулярную публикацию мат-лов об интересных ист. событиях и фигурах людей, прославивших своими делами М. и Подмосковье. Пред. Моск. обл. орг-ции Союза журналистов. В 1968–69 гл. ред. ж-ла «Журналист», чл. редкол. газ. «Правда». Впосл. более 15 лет возглавлял газ. «Соц. индустрия», сделав ее популярным изданием, пользовавшимся авторитетом на рос. медиарынке.
Жил на Ленинградском просп., 78, корп. 5. Похоронен на Донском кладб.
Соч.: За поворотом поворот. М., 1977.
Лит.: [Некролог] // Рабочая трибуна. 1992. 29 мая.
©Н.Н. Митрофанов
***
ГОРБУНОВ-ПОСАДОВ (наст. фам. Горбунов) ИВАН ИВАНОВИЧ (1864, посад Колпино, близ СПб.–1940, М.), издатель, публицист, педагог. Потомств. дворянин, сын инженера. Не закончив обучения в Петерб. коммерч. уч-ще, покинул его по идейн. соображениям. С 1881 выступал в печати со стихами и публицист. заметками. После прочтения в 1884 кн. Л.Н. Толстого «Краткое изложение Евангелия» сделался горячим поклонником толстовства. С 1885 работал в петерб. изд-ве «Посредник», возникшем при непосредств. содействии Л.Н. Толстого. В 1892 изд-во перевели в М. (Арбат, 36, д. братьев Тестовых), и тогда же Г.-П. был назначен зав. отд. нар. изданий. В 1897–1925 рук. изд-ва. С 1904 уч-вал в работе отд-я по вопросам семейн. воспитания Пед. общ-ва при МУ. Сост. ряда тематич. сб.: «Рус. матерям» (М., 1892), «Путь дорога» (СПб., 1893), «Жить –любви служить» (6-е изд. М., 1915). Организовал выпуск серийн. изд. «Б-ка для детей и юношества», «Б-ка свободного воспитания и образования и защиты детей», «Деревенское хозяйство и крест. жизнь», «Календарь для всех» и др. книг и хрестоматий, предназнач., гл. обр. для нар. чтения и самообразования. При изд-ве им была открыта частн. б-ка «Посредник». Ред. дет. ж-ла «Маяк», пед. ж-ла «Свободное воспитание» (1907–18). В 1909 был отдан под суд за изд. кн. англ. ученого Г. Спенсера «Право собственности на землю» (М., 1907). Монополизировал на Арбате все виды деят-сти, связан. с выпуском дешевых кн. для народа. После Окт. революции 1917 работал в обл. изд. дет. лит-ры и пед. пособий. Автор стихов и рассказов, в осн. ориентир. на детей.
Жил в Трубецком пер., 8. Похоронен на Ваганьковском кладб.
Лит.: Сорок лет служения людям: Сб. статей, посв. обществ.-лит. и книгоиздат. деят-сти И.И. Горбунова-Посадова. М., 1925; Чехов Н.В. И.И. Горбунов-Посадов и его пед. деят-сть // Сов. педагогика. 1941. № 2; Булгаков В.Ф. Иван Иванович Горбунов-Посадов // Он же. Лев Толстой, его друзья и близкие. Тула, 1970; А.П. Чехов и изд-во «Посредник»: Сб. науч. тр. М., 1992 ● Пед.Э; РП (И.Е. Гитович); Книга (А.В. Блюм); ВБЭС.
© С.А. Уваров
***
ГРАНАТ А.Н. и ГРАНАТ И.Н. – издатели, братья. Из купеч. семьи. –
АЛЕКСАНДР НАУМОВИЧ (1861, Одесса–1933, М.), окончил Рижск. политехн. уч-ще (1886), с 1888 служил в М. инженером-механиком, с 1910 чл. Моск. промышленно-торг. общ-ва взаимн. кредита.
ИГНАТИЙ НАУМОВИЧ (1863, Могилев–1941, М.), окончил юрид. ф-т МУ (1886; ученик А.И. Чупрова и П.Г. Виноградова), проф. полит. экономии там же (с 1910). Автор книг «К вопросу об обезземеливании крестьянства в Англии» (М., 1908) и «Классы и массы в Англии в их отношении к внеш. торговле: к постановке вопроса» (М., 1927).
В 1892 Г. создали т-во «Братья А. и И. Гранат и К°» (Б. Никитская ул., 5; с 1907 – Тверской бул., 15; с 1930-х – Тверской бул., 25), приобрели у товарищества «А. Гербель и К°» права на изд.«Настольного энц. словаря», продолжив его с т. 4 (1-е изд., т. 1–8, 1891–95; 2-е и 3-е изд. – стереотипные; 4-е переработ., т. 1–9, 1899–1903; 5-е и 6-е доп., 1901 и 1903). Осн. издат. проектом братьев Г. стал «Энц. Словарь» (т. 1–55, 57–58, 1910–48, т. 54 и 58 изданы Гос. ин-том «Сов. Энциклопедия»). Финансировался он за счет средств подписчиков и печатался тиражом 7–10 тыс. экз. в типографии И.Н. Кушнерева на Пименовской ул., 18 (с 1922 типография «Красн. пролетарий»). Среди др. изданий: «История XIX в.» (т. 1–8, 1905–07), «История России в XIX в.» (т. 1–9, 1907–11), «История нашего времени» (т. 1–8, 1910–17). В апр. 1917 т-во «Братья А. и И. Гранат и К°» было преобразовано в акц. общ-во «Рус. библиогр. ин-т братьев А. и И. Гранат и К°». После 1917 сохранило статус частн. фирмы. 27 окт. 1922 «Рус. библиогр. ин-т братьев А. и И. Гранат и К°» трансформировался в промысловое кооператив. т-во «Редакц. коллектив Рус. библиогр. ин-та братьев А. и И. Гранат и К°». В 1939 изд-во влилось в состав Гос. ин-та «Сов. Энциклопедия», где Г. сотрудничали до посл. лет жизни.
Александр Наумович Г. в кон. 1890-х проживал в Георгиевском пер., 5; затем в Филипповском пер., 13 и 7. Прах на терр. Моск. крематория.
Игнатий Наумович Г. жил в Ваганьковском пер., 6; затем на Тверском бул., 9. Прах в колумб. Новодевичьего кладб.
Лит.: Издания т-ва «Братья А. и И. Гранат и К°»: Каталог. СПб., 1908; Белов С.В. Братья Гранат. М., 1982; Рабинович М.Г. Старый Гранат // Он же. Записки сов. интеллектуала. М., 2005 ● ВБЭС; МЭ-97; Книга; Волков, Куликова, Логинов.
© С.А Уваров
***
ГРАНОВСКИЙ НАУМ САМОЙЛОВИЧ (1910, Александрия Херсонск. губ.–1984, М.), фотомастер, з. р. к. РСФСР (1975). В М. с 1926. Сотр. «Прессклише», корр. фотохроники ТАСС (1927), фотомастер изд-ва «Изогиз» (1934). Специализировался на съемке пам-ков архитектуры М. и гор. пейзажей. Во время Великой Отеч. войны был корр. газ. МПВО «Тревога». Печатн. изд. того времени практически ежедневно помещали на своих страницах работы Г., рассказывающие об усилиях москвичей, организующих отпор врагу, самоотверженно отражающих налеты вражеск. авиации. Немалое число снимков Г. освещало жизнь защитников столичн. рубежей, в перв. очередь зенитчиков, добровольных пожарных дружин столичн. жителей. В послевоен. гг. фотокорр. ТАСС. Значит. вклад внес в фотолетопись стр-ва М., сооружения в ней множества уник. зд-ий. Тесная дружба связывала его со мн. крупн. моск. архитекторами и скульпторами. В 1970–85 в газ. «Веч. М.» неоднократно публиковались серии фотоснимков Г., отображающие достижения моск. архитекторов и строителей. Итоговым тр. старейшего фотомастера стал альбом «Москва – за годом год» (1984). До посл. времени в М. проходил ряд выставок фоторабот Г.
Жил на ул. Черняховского, 4а. Похоронен на Перловском кладб.
Лит.: Литовченко Е. Город, которого нет: Фотовыставка Н.С. Грановского в ЦДХ // Культура. 2005. 1–7 дек.
© Н.Н. Митрофанов
***
ГРАЧЕВ ЛЕОНИД ПАВЛОВИЧ (1907, пос. Волховский Чудовского у. Новгор. губ.–1984, М.), гос. деят. Из рабочих. Окончил Ленингр. химико-технол. ин-т (1933), Ленингр. лесотехн. акад. (1936). С кон. 1930-х на адм. постах в деревоперерабат. и лесозаготовит. отраслях. С 1939 в М. – нач. Главлесбыта (1939), зам. наркома Наркомата легкой пром-сти (1939–40), перв. зам. наркома целлюлозн. и бум. пром-сти (1940–41). После пребывания на команд. должностях на Волховск. фронте был возвращен на прежнюю гражд. работу перв. зам. наркома. В 1946–47 зав. ОГИЗ при СМ СССР. Рук. Мин-ва целлюлозн. и бум. пром-сти (1947–49), после вхождения кот. в Мин-во лесн. и бум. пром-сти стал нач. Гл. управления полиграф. пром-сти, изд-в и книж. торговли при СМ СССР. В 1957–78 дир. изд-ва «Известия». Пользовался большим авторитетом среди моск. полиграфистов и специалистов в обл. книж. торговли.
Жил на ул. Серафимовича, 2. Похоронен на Новодевичьем кладб.
Лит.: ● СЭС; Залесский.
© Н.Н. Митрофанов
***
ГРЕКОВА ОЛЬГА ИГОРЕВНА (1935, М. – 2006, М.), педагог, журналист. Окончила историко-филол. ф-т Моск. гор. пед. ин-та им. В.П. Потемкина (1958). Работала в Бауманском райкоме ВЛКСМ, затем – дир. Моск. гор. Дворца пионеров и школьников (1968–83). В течение 23 лет – гл. ред. газ. «Пионерская правда» (тираж 10 млн экз. до нач. 1990-х), деп. Моссовета (1970–85).
Жила на ул. Герцена (Б. Никитской), 37, стр. 1. Похоронена на Кунцевском кладб.
В 2007 редакция газ. «Пионерская правда» учредила пр. им. Г. (три номинации, вручается ежегодно в апр., решение о вручении премий принимает журналист. коллектив газ. «Пионерская правда»).
Лит.: [Некрологи]: Веч. М. 2006. 6 апр.; Пионерская правда. 2006. 14 апр.; Пионер. 2007. № 5; Пастухов Б.Н. Друзей моих прекрасные черты. М., 2012.
***
ГРИБАЧЕВ НИКОЛАЙ МАТВЕЕВИЧ (1910, с. Лопушь Брянского у. Орловск. губ.–1992, М.), поэт, публицист, обществ. деят. Герой Соц. Труда (1974). Из крестьян. После окончания гидромелиоратив. техникума (1932) работал в изыскательск. партиях в сев. р-нах. Перв. стихотв. сб. «Северо-Запад» выпустил в М. (1935). В гг. Великой Отеч. войны ком. саперн. взвода, затем батальона, инженер див., фронтов. корр. С 1950 гл. ред. ж-ла «Советский Союз». В числе отеч. журналистов освещал визит Н.С. Хрущева в США в 1959, став одним из авторов нашумевшей книги «Лицом к лицу с Америкой» (1959). Наряду со стихами печатал публицист. очерки, пропагандировавшие достижения СССР и соц. стран. Автор ром. «Ударная сила» (1971), «Битва» (1976). Стал. пр. (1948, 1949), Лен. пр. (1960). С 1980 пред. ВС РСФСР.
Жил в Лаврушинском пер., 17. Похоронен на Троекуровском кладб.
Список тр.: Писатели Москвы: Биобиблиогр. справочник. М., 1985.
Соч.: Собр. соч.: В 6 т. М., 1985–89.
Лит.: Привалов Б.А. Николай Грибачев. М., 1962; Ильин В.С. Души и мысли поиск: Лит. портрет Н.М. Грибачева. М., 1980; Казак В. Лексикон рус. лит-ры ХХ в. М., 1996 ● КЛЭ.
© Н.Н. Митрофанов
****
ГРОНСКИЙ (по псевд. отца – уч-ка рев. движения, погибшего в петерб. тюрьме в 1908; наст. фам. Федулов) ИВАН МИХАЙЛОВИЧ (1894, д. Долматово Любимского у. Ярославск. губ.–1985, М.), парт. деят., издатель, журналист. Потомок крепост. крестьян. Юношей работал на з-дах «Вулкан», Лесснера и др. пр-тиях Выборгск. стороны. Солдат в Перв. мир. войну, награжд. Георгиевск. крестом. В 1917 пред. полков. к-та, комиссар 70-й пехотн. див. В 1918–19 на политработе в Кр. Арм., ярославск. парторг-ции, в 1920 секр. Курск. губкома РКП (б). Деловое общение с видными моск. руководителями на разл. съездах и совещаниях в столице, умение полемически отстаивать свои взгляды привлекли внимание к нему В.И. Ленина и некот. его влият. единомышленников. Г. переводят в янв. 1921 на отв. работу в аппарат МК РКП (б), с сент. 1921 он начинает учиться в Ин-те красн. профессуры, затем преподает в Высш. индустриально-пед. ин-те им. К. Либкнехта (1922–24). Став в 1924 секр. Коломенск. уездн. (Моск. губ.) к-та партии, Г. избирается делегатом XIII съезда РКП (б), сходится с рядом кремлев. политиков и гос. деятелей. В процессе интенсивн. ознакомления с культ. жизнью рев. столицы Г. установил доверит. связи со мн. литераторами, журналистами, деятелями иск-ва. Личные кач-ва и весомый интеллектуал. потенциал способствовали его продвижению по ступеням обществ. и профес. карьеры. Начав работать в 1925 в газ. «Известия», он с 1928 по 1934 занимал в ней пост гл. ред. В 1931 Г. возглавил ж-л «Красн. нива», с 1932 по 1937 являлся отв. ред. ж-ла «Новый мир». При его определяющей поддержке в этом набравшем силу ж-ле увидели свет мн. выдающиеся худож. произв. отеч. мастеров слова. В обстановке ожесточен. группов. борьбы усилия Г. были направлены на выдвижение в сферу обществ. внимания наиб. талантливых работ литераторов. Возглавляемые им изд. быстро завоевали авторитет, сотрудничество с ним как с компетентн. и решающим рук. весьма ценили профессионалы пера. «Практически как в области литературоведения, так и в области искусствоведения в “Новом мире” в 1930-х, гл.обр.изчисла молодежи, сформировалась т.н. “школа Г.”», – отмечал критик В. Шлеев. Плодотворной дружбой Г. был связан с одарен. писателями, режиссерами, артистами моск. т-ров, художниками. Повседневн. отношения скрепляли его с В.В. Куйбышевым и В.М. Молотовым, центр. фигурами моск. прессы и лит. активом. Обстоятельства сложились так, что он стал своего рода лит. комиссаром И.В. Сталина, «его доверенным лицом, настолько близким к вождю, что имел у себя дома телефон, по кот. мог прямо звонить на кремлев. квартиру патрона» (Е. Громов). В 1932 Г. был назначен пред. Оргк-та СП. Как конкурент он вызывал отрицат. реакцию А.М. Горького, что в итоге привело к отходу Г. от дел по созданию писательск. союза, этому способствовало отчасти и ухудшение состояния его здоровья. В 1931–34 его неоднократно принимал Сталин в своем кремлев. кабинете. При непосредств. участии Г. в обиход вошла широко изв. впосл. формулировка творч. метода сов. лит-ры «соц. реализм», окончат. шлифовка кот. принадлежала Сталину. В ночь на 1 июля 1938 Г. был вызван в НКВД на Лубянку и арестован. Содержался во Внутр. тюрьме НКВД около г., потом был переведен в Лефортовск. тюрьму, где следователи продолжили добиваться от него саморазоблачений и оговоров. Не добившись подписания фальсифицир. признаний в антисов. деят-сти, Воен. коллегия Верх. Суда СССР приговорила его к 15 г. заключения в лагере и 5 г. поражения в правах. Был освобожден и полностью реабилитирован в 1954. Однако уч-вать на достойном уровне в журналистск. и издательск. деят-сти он в дальнейшем был не в состоянии. В рамках предоставл. ему штатн. работы в ИМЛИ Г. мог лишь время от времени подготавливать публ. о забытых фигурах культуры и иск-ва, выступать с сообщениями на «Никитинских субботниках». В посл. период активно уч-вал в процессе реабилитации своих репрессир. современников – деятелей культуры, предоставляя в офиц. инстанции уник. сведения о них и их судьбах.
Жил на Русаковском ш., 2; ул. Палиха, 7; до 1938 на ул. Серафимовича, 2; с 1954 по 1985 – на ул. Строителей, 4, корп. 2. Похоронен на Кунцевском кладб.
Соч.: Из прошлого…: Воспоминания / Сост. С. Гронская. Предисл. В. Шлеева. М., 1991.
Лит.: Нечаев В.П. Ненаписанные воспоминания: Беседы с И.М. Гронским // Минувшее. Т. 16. М., 1994; Громов Е. Сталин: власть и искусство. М., 1998; Гронская Л.А. Наброски по памяти. М., 2004.
©Н.Н. Митрофанов
***
ГУСЕВ ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ (1909, М.–1944, М.), поэт, драматург, киносценарист. В 1925–26 учился в «шк. юниоров» – Драм. студии при Т-ре Революции, затем слушатель Высш. лит. курсов (1927–29), студент ф-та лит-ры и иск-ва МУ (1929–31). Сценарист театрализ. представлений моск. коллективов «Синей блузы», сочинитель либретто «живых картин» и частушек для празднич. действ в рабоч. клубах. Перв. сб. стихов «Поход вещей» (1929). Разрабатывал жанр лирико-героич. стихотв. новеллы, часто выступал с ними в моск. периодич. изд. Громкую лит. известность ему принесла пронизан. тонами героики комедия «Слава», поставл. в 1936 Центр. т-ром Кр. Арм. на осн. сцене и в Зеленом т-ре ЦПКиО им. М. Горького, Малым т-ром и др. В 1939 создал либретто оперы «Волочаевские дни» (муз. И. Дзержинского, постановка Большого т-ра), в 1942 – комич. оперы «Хрустальный кубок» (совм. с Л. Кассилем, муз. Т. Хренникова), в 1940 – оперетты «Жизнь актера». Особенно широкой его популярность как создателя драм. произв. в стихах, посв. жизни М. и москвичей, стала после выхода на сцены в 1940–42 лирич. комедии «Весна в Москве» (Т-р Революции, 1940) и одноим. радиоспектакля (в 1953 сделана была и киноверсия). Успехом у моск. театр. аудитории в разн. время пользовались пьесы Г. «Дружба» (Малый т-р, 1938), «Москвичка» и «Сыновья трех рек» (обе – Моск. т-р драмы, 1942 и 1943), «Сын Рыбакова» (др. название «Иван Рыбаков»; авторск. вариант 1939 завершил В. Винников в 1953). С использованием нового текста постановка была осуществлена ЦТ (1955). Автор сценариев знаменит. кинокартин «Свинарка и пастух» (1941; Стал. пр., 1942), «В шесть часов вечера после войны» (1944; Стал. пр., 1946). Популярность Г. как мастера совр. драматургии со своим неповторимым почерком, умеющего убедительно говорить о важности выполнения нравств. долга, ярко и романтично выявлять привлекательность патриотич. линии в поведении людей, сделали его работы знаками эпохи и одноврем. инструментами худож. пропаганды сов. строя. Особую силу обрели во втор. пол. 1930–40-х мн. эффектн. образцы гусевского песен. творчества, быстро завоевавшие свое место в возвышении образа М.-столицы, в раскрытии столичн. темы как благодатной основы для воспитания оптимистич. самосознания. Весьма значит. по динамике воздействия остается эстетич. заряд таких песен, как: «Полюшко-поле» («Степная кавалерийская», 1934; муз. Л. Книппера), «Были два друга в нашем полку» (1937; муз. П. Германова), «Песня о Москве» («Хорошо на московском просторе», 1941; муз. Т. Хренникова), «Есть на Севере хороший городок» (1942; муз. Хренникова), «Когда песню поешь…» (1943; муз. В.П. Соловьева-Седого); «Вася Крючкин» («Девушка и взвод», 1943; муз. Соловьева-Седого), «Казак уходил на войну» (1944; муз. Хренникова), «Песня артиллеристов» («Горит в сердцах у нас любовь к земле родимой», 1944; муз. Хренникова), «На грозную битву вставайте…» (1944; муз. Хренникова) и др. С перв. дней Великой Отеч. войны руководил литературно-драм. вещанием Всес. радиок-та. При нем существенно усилилась роль живого слова на радио. К работе в студиях Дома звукозаписи на ул. Качалова (ныне Мал. Никитская) привлекались практически все писатели, жившие в М. Обновл. по инициативе Г. редакция увеличила объем передач с чтением классич. произв. прозы и поэзии выдающимися мастерами моск. театр. мира. Премьеры создан. под его попечением радиопостановок становились событиями в мире радиодраматургии, начинавшей обретать свою подлин. силу. Опыт прямого репортажа, получ. в дни празднич. торжеств на Красной пл., успешно трансформировался им в поисках оригинал. подходов к раскрытию патриотич. темы средствами радио. Под рук. Г. активно организовывались трансляции из залов моск. т-ров. Изв. в М. с молодых лет как увлечен. мастер культуры, оптимист и новатор, Г. сотрудничал с композиторами Дзержинским, В. Волошиновым, Д. Кабалевским, Соловьевым-Седым, Хренниковым. Среди его постоян. авторов были кинорежиссеры И. Пырьев, М. Ромм, А. Столпер, писатели М. Залка, К. Финн, И. Шток и мн. др.
В детстве и юности жил в Подсосенском пер., 8; с 1932 – в Дангауэровке, на ш. Энтузиастов, 4; с 1937 – в Лаврушинском пер., 17. Похоронен на Новодевичьем кладб.
Именем Г. был назван пассажирск. пароход, с 1940-х его имя носит ул. в дачн. поселке писателей во Внуково.
Соч.: В 2 т. М., 1955; в 4 т. М., 1979.
Лит.: Рус. сов. писатели. Поэты: Биобиблиогр. указатель. Т. 6. М., 1983; Кассиль Л. Слава и время // Сов. культура. 1954, 9 февр.; Шток И. Виктор Гусев // Рассказы о драматургах. М., 1967; Гусев Б.М. От Эльбруса до Антарктиды. М., 1972; Банников Н. Виктор Гусев // Гусев В. Стихи. Песни. Пьесы. М., 1975; Гастелло В.М. Буйных ветров голоса // Лит. Россия. 2003. 28 марта; Шульц Л. «Воля моя к полету» // Сов. Россия. 2003. 21 авг.
©Н.Н. Митрофанов
***
ГЮНЕ ЛЕОНИД ВЕРНЕРОВИЧ (1912, Симбирск – 1979, М.), радиожурналист, один из основателей и руководителей радиостанции «Маяк». Отец – барон Гойнинген – Вернер Александрович Г., полк. царск. армии, военспец РККА, в нач. 1925 покончил жизнь самоубийством. Мать – Лидия Владимировна Якунина, принадлежала к старин. дворян. роду. Г. начал свою трудовую жизнь с 14 лет учеником слесаря. Учился на рабфаке Коммунистич. ин-та журналистики (КИЖ). В юные годы выступал в моск. гор. и центр. печати как рабкор. Публиковался в газ. «Рабочая Москва», «Советское искусство», «Комсомольская правда». С должности ред. изд-ва «Молодая гвардия» ушел добровольцем на фронт в перв. дни Великой Отеч. войны. Уч-вал в боях в кач-ве ком. стрелк. взвода и пом. ком. стрелк. роты. После двух ранений в 1942 был направлен в воен. печать. Работал в армейск. и фронт. газетах, корр. «Комсомольской правды» на Волховск. фронте. После демобилизации в 1948 Г. связывает свою творч. судьбу со Всес. радиокомитетом. Сначала – с его структурами на иновещании, затем в «Последних новостях» на радиостанции «Маяк». В разн. время под его непосредств. руководством начинали свою карьеру такие изв. впосл. теле- и радиожурналисты, как Владимир Дунаев, Александр Каверзнев, Дмитрий Морозов. Они считали себя учениками Г. и отдавали должное учителю.
Жил на Мал. Никитской ул. (ул. Качалова), 16; в Гранатном пер. (ул. Щусева), 24; на просп. Мира, 91. Похоронен на Донском кладб.
©Н.Н. Баранский