Несмотря на недавнее возвращение к карантину, COVID-19 продолжает набирать обороты
во Франции. Среди главных жертв пандемии — культура и искусство. Закрыты Эйфелева башня, только что отметившая 131-ю годовщину, театры, музеи, концертные залы и книжные магазины. Они пытаются выжить, сохранить связь со зрителями и читателями и упорно борются за свои права. Писатели уже вполне открыто призывают не подчиняться властям, а эксперты говорят
о неминуемом повышении цен — господдержки на всех не хватит.
«В знак солидарности»
В условиях карантина открыты только такие торговые точки, где можно приобрести жизненно важные вещи: продукты, лекарства, сигареты и другие предметы первой необходимости. Книги в этот список — к великому возмущению деятелей культуры — не попали. Несмотря на то что во время весеннего локдауна, если верить опросам, французы стали заметно больше читать.
300 издателей и писателей во главе с нобелевскими лауреатами Патриком Модиано и Жаном-Мари Гюставом Ле Клезио опубликовали петицию: «Месье президент Макрон, давайте поддержим культуру и откроем книжные магазины!» Призыв мгновенно получил поддержку. Впервые за многие десятилетия в Париже 10 ноября отменили вручение Гонкуровской премии — самой престижной литературной награды Франции.
— Мы пошли на этот шаг в знак солидарности с книжными магазинами, которые закрылись по решению властей, — сообщил «Известиям» президент Гонкуровской академии Дидье Декуэн. — Мы отложили нашу церемонию до тех пор, пока они снова не смогут открыть двери.
Гонкуровцев поддержали другие престижные премии, включая премию Французской академии, Ренодо, Интералье. Известный писатель Филипп Клодель обратился к книжным магазинам с пламенным воззванием: «Отказывайтесь повиноваться! Открывайте двери для всех, соблюдая меры предосторожности! Пусть культура вернет себе достойное место — иначе невежество убьет больше людей, чем любой вирус».
Несколько книжных магазинов откликнулись на призыв. В одном из них, Abbesses, прошла акция неповиновения, собравшая читателей и литераторов, которые подписывали свои книги. Известный писатель-путешественник Сильвен Тессон, автор бестселлера «В сибирских лесах», объявил на встрече, что он дезинфицировал руки водкой и готов выступить в роли книгоноши — разносить свои романы по квартирам читателей.
Пришла и парижский мэр Анн Идальго, которая призвала «не покупать в Amazon, который несет смерть книжным магазинам и целым кварталам». Градоначальница хочет организовать во время уикендов встречи читателей, писателей и издателей на площадях, в парках и даже на рынках.
— Акция удалась, — сказал «Известиям» бессменный директор Abbesses Мари-Роз Гуарньери. — Собралось много читателей. Сейчас мы временно вернулись к заказу click and collect и одновременно готовим новую инициативу, которую пока держим в секрете.
«Всем очень грустно»
Главный театр страны «Комеди Франсез» продолжает экспериментировать и заполнять карантинную лакуну с помощью своего веб-телевидения. Он придумал программу «Осенняя комедия» — театральные новости, чтение актерами классиков. Начали с эпического романа Марселя Пруста «В поисках утраченного времени». Наконец, в репертуаре создание всего за неделю на глазах веб-зрителей «застольных постановок».
— Этот проект с соблюдением всех мер безопасности мы бы никогда не придумали, если бы не наступили беспокойные времена пандемии. — отметил «Известиям» генеральный администратор «Комеди Франсез» Эрик Рюф. — Мы только что показали первый спектакль — «Баязет» Расина. Второй — пьеса современного драматурга Жан-Люка Лагарса с актуальным названием «Всего лишь конец света» — пройдет в конце нынешней недели.
После сентябрьских выступлений парижской Опере снова пришлось отменить все спектакли до окончания карантина — то есть в лучшем случае до 1 декабря, а скорее всего, как минимум до Рождества. Чтобы сохранить связь со зрителями, Опера покажет 13 ноября на своей страничке в Facebook балеты трех молодых хореографов, которые уже шли на ее сцене в прошлом месяце.
— Мы продолжаем репетиции спектаклей, намеченных на декабрь, — рассказал новый директор Оперы Александр Неф. — Запишем и покажем онлайн «Кольцо Нибелунгов» Вагнера (с участием российской меццо-сопрано Екатерины Губановой. — «Известия»). Нам всем очень грустно.
Учиться зарабатывать
Европейская ночь музеев во Франции пройдет 14 ноября, но опять-таки в формате онлайн. Участвовать намерены большинство музеев — от Лувра и Орсе до Национального музея парижской жандармерии и Музея рыбалки. Одна из виртуальных программ Лувра, созвучная современности, — экспозиция античных масок — египетских, греческих, римских, которые служили комедиантам. На сайте можно посмотреть прошлые выставки, послушать лекции об искусстве и даже камерный оркестр, который сыграет балетную музыку.
За время COVID-19 убытки Лувра достигли €40 млн. Их большей частью восполнит государство, которое выделило музеям страны €334 млн. На всех этого пособия, конечно, не хватит. Поэтому руководители занялись поиском новых подходов к музейному делу. Нельзя рассчитывать только на госсубсидии и меценатов, подчеркивают эксперты, или работать в основном на иностранных туристов, которые составляли в доковидные времена до 80% посетителей. Пора учиться зарабатывать самим.
По всей видимости, неизбежен рост цен на входные билеты. Но задачей номер один называют омолаживание аудитории.
— Мы не сумели обновить нашу публику за последние полвека. Из года в год к нам ходят одни и те же посетители. Но они состарились, а молодежи мало, — признал директор парижского Музея Пикассо Лоран де Бон.
Музей Орсе нацеливается на подрастающее поколение — от 5 до 18 лет. Для них, в частности, создан сайт Les petits MO, на котором галерея знакомит со своими шедеврами — от Курбе, Моне и Ренуара до Сезанна, Ван Гога и Гогена.
Некоторые музеи неизбежно закроются. Но есть и хорошая новость: в бывшей штаб-квартире парижской биржи 23 января 2021 года предполагается открытие нового Музея современного искусства, в котором миллиардер и меценат Франсуа Пино разместит свою коллекцию. Исключительный случай, когда искусство побеждает даже биржу.
Юрий Коваленко