Во вторник, 27 сентября, в Сочи завершает свою работу ХХVI Форум современной журналистики “Вся Россия-2022”. Более тысячи представителей из всех регионов России, делегации ДНР и Херсонской области, а также Беларуси, Индии и Сербии в эти дни обсуждают проблемы деятельности СМИ в современную эпоху.
Одним из самых ярких событий стала выставка
военного фотокорреспондента “Российской газеты” Владимира Аносова “Донбасс-2022”, которую посмотрели
практически все участники и гости форума.
В приветствии Владимира Путина участникам, президент особо отметил, что в работе форума впервые принимают участие журналисты из народных республик Донбасса. “Освещая события специальной военной операции, они проявляют высочайшую компетентность и мужество, честно исполняют свой профессиональный, человеческий долг”, – подчеркнул глава государства.
Именно событиям на Донбассе посвящена выставка Владимира Аносова, организованная краснодарским филиалом “РГ” и Союзом журналистов Кубани.
Техника в отличие от человека не в состоянии соврать, объектив схватывает все – будь то брошенный в испуге взгляд либо столб дыма от разорвавшегося снаряда на улице. В пылающем Донбассе военный фотокорреспондент “РГ” провел почти шесть месяцев, поэтому его снимки правдиво отображают жизнь израненных городов и поселков, не сходящих с фронтовых сводок – Мариуполь, Донецк, Волноваха, Лисичанск, Луганск…
В отличие от пишущего журналиста, который может рассказать о войне словами очевидцев, фронтовой фотограф должен показать событие, а это значит, ежедневно быть на передовой, видеть боль и смерть, страх и слезы, а еще – надежду. Все эти моменты отображены в фотолетописи. И хотя требования политкорректности исключают показ особо жестоких кадров, сдержанные работы также потрясают зрителя своей откровенностью. Вот дым над Мариуполем: по разбитой улице с дырявыми пустыми домами бредет пожилая женщина в пальто. А вот танк в Северодонецке, спрятанный украинскими военными под аркой многоэтажки и в прямом смысле слова державший ее жителей в заложниках.
– Трудно понять войну, пока не увидишь ее собственными глазами, люди во многих разрушенных кварталах более месяца выживали в подвалах без еды, света и воды. И обязанность фотожурналиста не только снимать, но и помогать людям. С кем-то мы делились продуктами, кого-то вывозили в безопасные районы, – рассказал Аносов своим коллегам во время мастер-класса, который он провел для участников сочинского форума. А еще признался, что после обстрела гостиницы в центре Донецка, в которой он жил, “было особенно страшно, и я стал укрываться бронежилетом и приоткрывать окно, чтобы не засыпало осколками”.
– С Ольгой Сергеевной Качурой (все знали ее в Донбассе под позывным Корса) мы встречались в середине июля, приезжали к ней на одну из позиций под Донецком, – делится Владимир Аносов, приблизившись к портрету хрупкой улыбающейся женщины в камуфляже. – Взяли интервью, договорились встретиться попозже, чтобы закончить съемку. А четвертого августа узнаю, что ее не стало…
В Сочи с ним приехала его супруга, Наталья Аносова, которая произнесла такие слова:
“Конечно, я переживала, старались созваниваться, но чаще общались в мессенджере.
Но по-другому поступить он не мог. Военный, донской казак, шашку, точнее, камеру наголо, и – вперед! Кто, если не он!”
Фотовыставка произвела впечатление, без сомнения, на всех, кто увидел эти 40 проникновенных кадров. В том числе и на председателя городского собрания Сочи Виктора Филонова. А когда Виктор Петрович узнал, что после окончания форума она возвращается в Краснодар, то сразу сказал: “Я бы очень хотел, чтобы с этими замечательными работами познакомились как можно больше жителей Сочи” и предложил перевести ее в здание горсобрания. Эту просьбу журналисты “РГ” и сам автор, естественно, поддержали.