Галерея Церетели«Второе дыхание. Художники театра и кино вне сцены и экрана» – Галерея искусств Зураба Церетели. С 3 февраля по 6 марта.

Экспозицию составят работы Валерия Левенталя, Сергея Алимова, Станислава Бенедиктова, Эдуарда Кочергина, Бориса Мессерера, Сергея Бархина и других известных отечественных сценографов.

Живопись Валерия Левенталя почти не знакома широкому зрителю, хотя его портреты, пейзажи, натюрморты и интерьеры представляют безусловный художественный интерес. Для офортов Бориса Мессерера характерны скромная цветовая палитра и тщательно выверенная композиция. Необычную серию «Земли» покажет зрителям Сергей Бархин. Его работы представляют собой изображения на крупноформатных досках, созданные при помощи земель из разных частей света.

Сергей Алимов продемонстрирует свои иллюстрации к «Мёртвым душам» Гоголя, выполненные в технике шелкографии. С книжной графикой художник работает уже не одно десятилетие.

Эдуард Кочергин, напротив, лишь недавно заинтересовался созданием изображений к литературным произведениям. Зрители увидят фантазийные остроумные иллюстрации к его собственной книге.

Поиском поэзии в обыденном занимается Станислав Бенедиктов. Скромные пейзажи и натюрморты мастера — его тихое любование окружающей действительностью.

Дополнят экспозицию нежные натюрморты и этюды Александра Борисова, выразительные крымские пейзажи Юрия Устинова, фольклорные работы Марии Фёдоровой и произведения других сценографов.

Задача выставки — продемонстрировать ту связь, которая существует между декорационным творчеством и станковым искусством. 

«Китайская новогодняя картина» – ВДНХ (павильон N13). С 3 февраля по 8 марта.

Коллекция няньхуа — китайских новогодних открыток, вернее, ксилографических лубков, которые было принято дарить на китайский же Новый год,— в Музее Востока не самая большая в России (около 800 листов — в Эрмитаже и в петербургском Музее истории религии собрания больше). Зато разнообразная: представлены и все основные центры производства “народных картин”, и все жанры. Некоторые вещи уникальны — таких нет даже в Китае, а все потому, что “новогодние открытки” было не принято подолгу хранить.

«Альбом Аушвица» – Центр фотографии имени братьев Люмьер. С 3 февраля по 4 апреля.

Двести снимков из Еврейского музея в Праге — чуть ли не единственное фотосвидетельство того, что происходило в Освенциме (Аушвиц). Все они сделаны офицерами СС весной 1944-го, когда машина смерти работала уже полным ходом. Офицеры аккуратно вклеили фото в альбом, сделали подписи. Так поступают обычно со снимками из турпоездки, чтобы потом не спеша рассматривать, вспоминать счастливые дни…

Альбом нашла и сохранила еврейская девушка Лили Якоб, чудом выжившая в этой мясорубке. На фото, среди прочего, два брата Лили, мальчики лет двенадцати, на пальто, как у всех, шестиконечные звезды. Вряд ли им удалось спастись. Детей, женщин и стариков почти сразу после прибытия в лагерь отправляли в газовые камеры и крематории.

Многие снимки сделаны как раз во время прибытия, возле поезда. Судя по выражению лиц, люди уже чувствовали, что их ждет. Большинству из них оставалось жить максимум двое суток.

Самое страшное фото на выставке — гора обуви. Это все, что от них осталось. Обувь и другие вещи сортировали, потом передавали гражданскому населению — донашивать. Кастрюли, плетеные бутылки из-под вина, чемоданы… Всего очень много. Более миллиона европейских евреев прошло через Аушвиц.

Помимо фото, в экспозиции видеоинтервью тех немногих, кому удалось выжить, в том числе самой Лили Якоб.

«Без/Предельность. Фотографии Аддо Тринчи» – музей архитектуры им. А.Щусева. С 5 февраля по 23 марта.

На выставке итальянского художника и фотографа Аддо Тринчи представлены несколько серий снимков, отпечатанных в оригинальной авторской технике – на наждачной бумаге. Первая серия посвящена архитектуре: интерьерам, деталям, фрагментам, видам из окна. Модернистские формы, простая и строгая геометрия, многослойность пространства, взятого в перспективе, отстраняются художником техникой съемки (мягкий фокус и расфокусировка) и способом печати (наждачная бумага смягчает контраст, выявляя фактуру). Так, архитектурные сюжеты превращаются в абстракцию, итальянские традиции которой от Джакоммо Баллы до Франко Фонтаны, развивает Аддо Тринчи.

Оммажем другому итальянскому художнику-минималисту становится серия фотографических натюрмортов, вдохновленная посещением дома Джорджо Моранди. Любимые сюжеты «метафизика» Моранди – кувшины, чайники, вазы с фруктами – теряют в фотографиях Тринчи привычные резкие очертания, превращаясь в архитектурные фигуры на горизонте.

Ландшафтам и морским пейзажам посвящена третья серия фотографа: здесь стихии воды и земли делят кадр напополам, а люди абстрактными цветными точками заполняют пространство отпечатка.

Аддо Лодовико Тринчи родился в 1956 году в Пистойе, Тоскана, где живет и работает по сей день. Автор фотографических серий, скульптур, инсталляций. Участник международных выставок («Documenta», Кассель, Германия, 1992; «(In)Visibile (In)Corporeo», Нуоро, Сардиния), фестивалей («Extension», Ситтард, Голландия, 1999). Инсталляцией Тринчи (совместно с Даниелой ди Лоренцо) открылось выставочное пространство «e/static» в Турине.

«Александр Герасимов. К 135-летию со дня рождения» – Исторический музей (ГИМ). С 10 февраля по 11 апреля.

Ученик Константина Коровина, Абрама Архипова и Валентина Серова Александр Герасимов — автор таких полотен, как «Ленин на трибуне», «Гимн Октябрю», «Есть метро!», «Тегеранская конференция руководителей трёх великих держав». Его портреты Иосифа Сталина при жизни вождя считались каноническими. Герасимов был близким другом Климента Ворошилова. Кисти мастера принадлежит не одно изображение этого военачальника и партийного деятеля.

Яркий представитель соцреализма Александр Герасимов писал картины и на «нейтральные» темы. К их числу относятся натюрморты и лирические пейзажи.

Выставка, которая развернётся в Историческом музее, расскажет обо всех гранях творчества живописца и охватит разные периоды его художественной деятельности. В состав экспозиции войдёт значительное количество работ из частных собраний. Некоторые произведения широкая публика увидит впервые.

«Стефан Балкенхол» – Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре.

Известные деревянные скульптуры и паблик-арт проекты немецкого автора. До 8 февраля.

«Эрнст Неизвестный. Возвращение в Манеж» – Манеж.

Одно из главных событий начала 2016 года – триумфальное возвращение в Манеж нонконформиста Эрнста Неизвестного.

Неизвестный, которому недавно исполнилось 90 лет, один олицетворяет всю неофициальную скульптуру – именно на него в 1962 году Хрущев выплеснул свой гнев по поводу модернизма и других «антисоветских» образов на манежной выставке. С той поры Неизвестный жил под постоянным обстрелом функционеров – пока не эмигрировал в середине 1970-х в Америку. Именно из американской мастерской галерист и коллекционер Феликс Комаров приобрел разнообразные вещи художника, ставшего классиком – скульптуру, графику, живопись. В Манеже представлены и самые последние произведения мэтра, датируемые 2000-ми годами. Еще один пример того, как время все расставляет по своим местам, поднимая талант и посрамляя хулителей. До 9 февраля.

«Watch me Move. Искусство в движении» – ВДНХ, павильон «Радиоэлектроника».

Лондонская выставка Watch me Move открывает сезон анимации на ВДНХ.

Представлено больше 150 экспонатов: рисованные, кукольные, пластилиновые, песочные, пиксельные мультфильмы, театр теней, анимированные комиксы, эскизы, раскадровки, модели персонажей, старинные камеры и кинопроекторы. Художники исследуют феномен популярности таких персонажей, как Микки Маус, Том и Джерри, Багз Банни, Флинстоуны, Симпсоны, героев «Южного парка», «Футурамы» и др. До 14 февраля.

«Под знаком Малевича. Графика из собрания Третьяковской галереи» – Третьяковская галерея на Крымском валу.

100-летний юбилей «Черного квадрата» — отличный повод для Третьяковской галереи, где юбиляр выставлен в постоянной экспозиции, показать все стороны знаменитого отца супрематизма. В истории супрематизма и кубофутуризма очень много графики: это и эскизы к различным спектаклям и перформансам, и наброски картин, и просто геометрические фантазии. На выставке можно изучить историю общества УНОВИС и разглядеть работы его участников, учеников и соратников Малевича, совершивших революцию в мировом изобразительном искусстве. До 14 февраля.

«Русское деревянное. Взгляд из XXI века» – Музей архитектуры им. А.В.Щусева.
Масштабный выставочный и образовательный проект впервые демонстрирует феномен русской деревянной архитектуры в его эволюции от XV до XXI века на музейных и современных материалах. Экспозиция, которая разворачивается в парадной анфиладе Музея, посвящена истории деревянного зодчества. Во флигеле «Руина» открывается проект о деревянных храмах Русского Севера. Выставка в Аптекарском приказе рассказывает о строительных практиках современных архитекторов.

Выставка во флигеле «ВОЗРОЖДЕНИЕ. Деревянные храмы Русского Севера» расскажет о деревянных храмах и часовнях Архангельской, Вологодской, Ленинградской областях и Карелии. Проект куратора Марии Уткиной посвящен показу памятников — жемчужин деревянного зодчества, находящихся на грани гибели. Благодаря усилиям волонтеров некоторые храмы удалось восстановить и сохранить. Здесь представлены фотографии, макеты деревянных храмов, а также видеофильмы, снятые за несколько лет экспедиций.

Отдельным событием в рамках широкой выставочной программы станет проект «3х3» с участием трех современных архитекторов: Светланы Головиной, Николая Белоусова и Тотана Кузембаева. Все они активно работают именно с деревом, строя офисы, дома, дачи, гостиницы и клубы, по-своему оригинально интерпретируя традиции и обращаясь к новым технологиям.
Подробнее на:
http://muar.ru/#. До 14 февраля.

«Художественные сокровища России: от иконы до живописи модерна» – «Центр искусств. Москва».

Большая выставка русского изобразительного искусства мастеров прошлого. Многие экспонаты прежде не демонстрировались широкой публике, например, работы Васнецова, Нестерова, Шишкина, Левитана, Куинджи, Айвазовского, Петрова-Водкина и других великих мастеров. Также представлены предметы интерьера, принадлежавшие представителям императорской семьи: настольные часы из малахита с миниатюрой с изображением Зимнего Дворца, резной шкаф с потайными ящичками и другие. Всего более 300 экспонатов. До 14 февраля.

III Фестиваль «Первозданная Россия» – Центральный дом художника. Разнообразие животного мира и природы России.

Центральной экспозицией фестиваля станет проект «Волга», в рамках которого исследователи прошли по великой реке от ее истоков до устья. 38-метровая аудиовизуальная инсталляция «Волга» поможет посетителям ощутить всю мощь и величие реки.

Зрители смогут увидеть лучшие российские документальные и анимационные фильмы о природе. Взрослые смогут посетить мастер-классы путешественников, ученых, режиссеров документального кино, отечественных и зарубежных фотографов. А для детей будет организована своя программа: квесты, познавательные викторины, конкурсы и мастер-классы. До 25 февраля. 

«Микеланджело. Сотворение мира» – ArtPlay.

Новый мультимедийный проект Центра дизайна ArtPlay посвящен гению эпохи Возрождения — Микеланджело Буонарроти, которого еще при жизни называли «Божественный». Знаменитые фрески Сикстинской капеллы в Ватикане можно рассмотреть во всех деталях на огромных экранах, в том числе знаменитую картину «Страшный суд». Ожившие полотна будут сменять друг друга под музыку Баха, Генделя и Моцарта. Помимо этого, на выставке можно ознакомиться с процессом создания работ Микеланджело: от глыбы мрамора до очертания человеческой фигуры. А на входе в ArtPlay посетителей выставки встречает копия знаменитой скульптуры Давида.  До 28 февраля.

«Отоваренная мечта» – Мультимедиа Арт Музей.

Проект посвящен одному из «сакральных» для советского человека понятий — дефициту. Выставка охватывает период с конца 1910-х до начала 1990-х годов, за исключением военных лет, когда речь шла даже не о дефиците, а о способности населения страны выживать в чрезвычайных обстоятельствах.

Глядя на снимки Александра Гринберга, Александра Родченко, Бориса Игнатовича, Макса Альперта, Михаила Прехнера, Александра Устинова, Эммануила Евзерихина, Александра Хлебникова и других, посетители выставки смогут перенестись во времена военного коммунизма, НЭПа и последовавшей за ним коллективизации с введением всесоюзной карточной системы.

Фотографии Аркадия Шайхета, Дмитрия Бальтерманца, Анатолия Гаранина, Всеволода Тарасевича, Льва Бородулина, Ивана Шагина, Виктора Руйковича расскажут о трудном послевоенном времени и о Хрущевской эпохе, как нельзя лучше характеризуемой лозунгом «В ближайшие годы догоним США по производству мяса, молока и масла на душу населения!».

О нарастании дефицита самых необходимых товаров в годы застоя, «магазинах соцстран» и знаменитых «Березках», о полном опустении прилавков магазинов к началу 90-х, о раннем постсоветском периоде и дефиците во всей его красе повествуют фоторепортажи Якова Берлинера, Виктора Ахломова, Атанаса Суткуса, Эдуарда Гладкова, Владимира Вяткина, Александра Абазы и Сергея Бурасовского.

Выставка рассказывает не только о материальном дефиците — одежды, мебели, бытовой техники и продуктов питания, но и о дефиците культуры, которую также надо было «доставать»: об очередях за билетами в театр, самопальных пластинках Beatles, редких книгах. До 28 февраля.

«Рабочий и колхозница» –
музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница».
Первая постоянная экспозиция, посвященная Вере Мухиной и ее монументу.

Команда Объединения «Манеж» завершает 2015 год большим проектом — история памятника «Рабочий и колхозница» и его создателей Веры Мухиной, Бориса Иофана и Георгия Мотовилова. На выставке представлены архивные материалы, советская скульптура 1930-х годов, личные вещи Веры Мухиной, работы современных художников: фотография, живопись, графика, скульптура и видео. До 28 февраля.

«История моды: от авангарда к ГОСТу» – ВДНХ.

История советского текстиля 1920–1960-х годов.

В экспозицию вошли более ста экспонатов — эскизы, образцы тканей, фотографии, плакаты, журналы мод и костюмы. От супрематических мотивов Варвары Степановой, Любови Поповой, Ольги Розановой, Александры Экстер, Николая Суетина и Казимира Малевича 1920-х до социалистических образов Оскара Грюна и Киры Щуко, к моде на оптимистический рисунок в 1950-х и новаторскому дизайну 1960-х. До 28 февраля.

 

«Искусство взаимодействия» – центр «Марс».

Цифровой интерактивный проект, где непосредственным участником становится сам зритель. Зрители выставки своими действиями могут влиять на произведение искусства — рисовать фантазийные миры взмахом руки, создавать музыку жестами, управлять виртуальной реальностью. Среди участников проекта: московский музыкант, художник и создатель странно звучащих механизмов VTOL; видеохудожник Иван Кабалин | kbln |; Ivan Rastr; TUNDRA, Kuflex, Ян Калнберзин и Евгений Афонин (Curiosity Media Lab) и другие знаковые российские медиахудожники. До 28 февраля. 

«Ильязд. XX век Ильи Зданевича» – ГМИИ имени Пушкина (Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков).

Первая в России ретроспектива Ильи Зданевича, одного из тех героев, без которых не состоялся бы русский и обеднел бы европейский авангард. На этой выставке Ильязд, известный в России главным образом как футурист, воскреснет в контексте дада, сюрреализма, экзистенциализма, рядом с Дюшаном, Бретоном и Беккетом. До 28 февраля.

«Айвазовский — живые полотна» – Пространство Lumierre Hall.

150 полотен Ивана Айвазовского и других художников-маринистов в высоком разрешении, анимация, объёмный звук — посетители выставки совершат полное погружение в пространство морских пейзажей и смогут в необычной форме познакомиться с живописью жанра марина в России. Дополнят впечатления тематические декорации — лодки, гамаки и сети.

До 28 февраля.

«Волшебная клетка» – Музей А3.
«А не пойти ли нам в зоопарк?» — фраза, которой Анатолий Зверев предварял свои художественные штудии в Московском зоопарке, где в 50-60-е годы он создал виртуозный цикл графических работ. На выставке представлено свыше 80 работ Зверева — графика, гуаши, акварели, масло.

Выставка задумана как захватывающая игра и аттракцион: вместе с рисунками Зверева выставлены произведения современных художников, эффектные объекты и проекции, например ожившие слоны и леопарды, львы, изящные лани и таинственные кошки.

Среди художников: Алексей Политов и Марина Белова, Катя Филлипова, Татьяна Баданина и Владимир Наседкин, спецгость — Дмитрий Плавинский.

До 8 марта.

 

«Одно внутри другого» – Московский музей современного искусства на Петровке. 

Искусство новых и старых медиа в эпоху высокоскоростного интернета. Выставка занимает весь третий этаж здания ММСИ на Петровке — всего восемь художественных проектов, созданных в 2012-2015-х годах при помощи различных материалов и технологий: от живописи до электронных средств коммуникации.

Среди участников экспозиции: Мария Агуреева, Кирилл Гаршин, Евгений Гранильщиков, Евгения Мачнева, Дмитрий Морозов (::vtol::), Дмитрий Окружнов и Мария Шарова, Ростан Тавасиев, Ян Тамкович. До 13 марта.

«200 ударов в минуту: пишущая машинка и сознание ХХ века» – ММСИ на Петровке.

Здесь не только выставлены машинки Толстого, Маяковского, Бродского, Чуковского, Солженицына, Гроссмана и других писателей, но и предпринята попытка разобраться в феномене этого предмета, который стал для России двадцатого века символом творчества,— и в то же время орудием страшной чекистской бюрократии и порожденной ею армии доносчиков. До 13 марта.

«Таир Салахов. Солнце в зените» – Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке. 

Один из лидеров «сурового стиля» впервые в Третьяковке.  Живопись Таира Салахова привлекательна героизацией труда, монументальностью, обобщенной формой. Изображенные персонажи — герои своих эпох. Экспозиция покажет, как яркий и выразительный стиль мастера менялся на протяжении почти 60-летней творческой жизни. До 20 марта.

«Авиация. Утро новой эры» – ВДНХ, павильон №67.
Совместный проект ВДНХ и Политехнического музея — история российской и раннесоветской авиации с 1910 по 1935 годы. Модели, чертежи, документы, иллюстрирующие влияние самолетостроения на культуру и общественную мысль. Мирные перелеты, соревнования, Первая мировая и Гражданская войны. Впрочем, тут скорее героика. Никакого блоковского — “ночной летун, во мгле ненастной земле несущий динамит”. Отдельный хит — экспозиция внутри самолета ЯК-42, стоящего на площади рядом с основным зданием. До 27 марта.

«Воображаемый Восток: Китай по-русски. XVIII — начало XX века» – Музей-заповедник «Царицыно».

Выставка о том, как возникло и развивалось в России  увлечение китайской культурой и как это увлечение проявилось в русском искусстве – от стиля шинуазри до авангарда.

Экспозиция в семи залах Большого дворца включает более 600 редких предметов не только китайского, но также русского и западноевропейского искусства в «китайском» стиле из 13 ведущих музеев Москвы и Санкт-Петербурга и Российской государственной библиотеки.

На выставке зритель увидит не только музейные раритеты, но и современные «фантазии на китайскую тему». В отдельном зале посетителей ждет инсталляция «Волшебный фонарь», созданная по мотивам традиционного китайского театра теней.

Еще один сюрприз – новая линия сувениров, которая будет представлена на вернисаже. Это не только взгляд дизайнеров XXI века на шинуазри, но и подтверждение актуальности темы Востока в наши дни. До 3 апреля. 

«Gaudeamus. Из истории российского студенчества» –
Центр фотографии им. братьев Люмьер.  
Фотохроника жизни студента советского времени.

В экспозицию вошли работы лучших отечественных фотографов из собрания Центра и частных коллекций, исторических и университетских архивов. Среди участников: Я.Халип, Н.Рахманов, А.Шайхет, М.Трахман, В.Лагранж, А.Болдин, А.Князев, Д.Воздвиженский и Н.Свиридова, Ю.Абрамочкин, С.Стомахин, Л.Шерстенников, В.Христофоров и другие. Выставка расскажет, как жили студенты разных десятилетий: от общежитий до академических аудиторий, от стройотрядов и картошки до КВНа, от вступительных экзаменов до защиты диплома. До 3 апреля.

«Россия в пути. Самолетом, поездом, автомобилем» – Институт русского реалистического искусства.

Межмузейный блокбастер, уже побывавший с гастролями в Риме, посвящен не столько одной из двух российских бед, сколько социалистическим способам ее преодоления. Транспорт во всем его разнообразии — от многочисленных “впередлетящих” паровозов до аэростатов ОСОАВИАХИМа и эскалаторов Московского метрополитена им. Л. М. Кагановича. Александр Дейнека, Юрий Пименов, Александр Самохвалов, Самуил Адливанкин, Георгий Нисский, Гелий Коржев и другие мастера официального советского искусства — о светлом пути через тернии к звездам, с улыбкой Гагарина в финале. До 22 мая.

«Техники гравюры XV–XX веков. От гравюры на дереве до шелкографии» – ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Альбрехт Дюрер, Гюстав Доре, Рембрандт, Владимир Фаворский – все эти художники являются блестящими граверами, которые развили и усовершенствовали эту технику.

Задача данного проекта, состоящего из ряда мини-выставок, рассказать о разновидностях гравюры (офорте, кьяроскуро, гравюре резцом, литографии и других) и развеять миф о том, что эта техника не требует от художника большого таланта и является лишь переносом «на твердую поверхность» оригинального полотна.

Экспонатами выставок станут самые яркие листы из собрания Музея, созданные в разные эпохи. До 31 мая.

2000-е. Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных – Фонд культуры «Екатерина».

Супруги Семенихины прошли традиционный путь новых русских коллекционеров: начали с XIX века — увлеклись авангардом — заинтересовались нонконформизмом — стали присматриваться к искусству наших дней. Итогом пути стало одно из наиболее значительных московских частных собраний современного искусства и фонд, в сущности, являющийся музеем. Постепенно “екатерининский” цикл выставок в жанре “избранное из коллекции” подобрался к 2000-м: Олег Кулик, Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, Павел Пепперштейн, Сергей Братков, Андрей Филиппов, Константин Звездочетов, Георгий Гурьянов, Елена Елагина и Игорь Макаревич. До 31 июля.

«Национальная память о ГУЛАГе» – Музей истории ГУЛАГа.

Выставка, которой открывается новая страница в истории музея, организована традиционно: с использованием личных вещей заключенных, фотографий и документов, собранных из 20 музеев по стране. По сути — это будет та же самая экспозиция, которую можно было увидеть в старом тесном помещении, только увеличенная в несколько раз и охватывающая гораздо больше городов и частных судеб. Не обойдется без карты СССР с нанесенными на нее значками лагерей, численностью заключенных и историческими справками. Это важный момент для постсоветской истории, которая после 90-х годов избегает излишне подробных обсуждений сталинской системы лагерей как экономической базы для выполнения пятилеток. До 30 октября.

QR Code Business Card