Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Этот год – сорок пятый.

Этот год – сорок пятый.

Михаил Чкаников, главный редактор «Аргументов и фактов»

У «Аргументов и фактов» юбилей в 2023 г. 45 лет назад 23 января вышел первый номер газеты. Не круглая дата, конечно. Но всё же хороший повод для того, чтобы, по­клонившись предшественникам, поговорить с читателями о том, куда мы идём. Потому что важнее читателя у «АиФ» никогда никого не было, нет и не будет.

Да-да, это я конкретно вас имею в виду. И миллионы других читателей из Перми, Оренбурга, Махачкалы, из всех городов и сёл России.

Доступно о сложном

Знал ли Владислав Старков, создатель холдинга и первый настоящий главный редактор «АиФ», какое блестящее будущее ожидает его детище? Скорее всего, он даже не оперировал такими возвышенными категориями. Да, играл на противоходе, по­ступал не как все. Делал не то, что, казалось бы, диктовало время. Время диктовало всем примерно одно и то же. А становиться в очередь за успехом вслед за «Правдой», «Известиями» и «Трудом» было бессмысленно. Теперь это очевидно всем. Тогда это знал один Владислав Андреевич.

Часть того периода в жизни страны принято именовать «эпохой застоя». Он и правда не был самым благоприятным для начала новых дел. Но у Старкова получилось – он научил бюллетень общества «Знание» сложную информацию превращать в доступную. Он позволил читателям стать полноправными соавторами, разрешил им задавать острые вопросы, что по тем временам было ярко и смело. А журналистов обязал искать на эти вопросы правильные ответы. И так превратил «АиФ» в любимое издание миллионов читающих и мыслящих граждан СССР. Которое пережило и «эпоху застоя», и сам СССР, а потом и криминально-романтические 90-е, и ставшие для истории «АиФ» криминально-прагматическими двухтысячные. И переживёт, нисколько в этом не сомневаюсь, и наше время.

Потому что спрос на доступный разговор о сложном не снижается. Он меняет форму, но не прекращается ни на минуту. Да и вопросов меньше не становится.

О редакционной политике

Мы, в общем, знаем, что читатели хотят читать. Вы сами сообщаете нам об этом.

В «АиФ» существует уникальная система оценки газеты: наши маркетологи после выхода каждого номера проводят часовые интервью с сотнями читателей. Математическая обработка результатов даёт массу полезных знаний о вас. И о нас самих. Наши аналитики внимательно следят за счётчиками на сайте и в социальных сетях.

Мы знаем, чей материал в газете вы поместили в десятку лучших, кого прочитали на сайте, а кого скрыли в соцсетях.

И вот что я вам скажу: ни я единолично, ни даже вместе с генеральным директором – мы не можем принять ни одного решения, которое не понравится вам. Потому что деятельность «Аргументов и фактов» всецело зависит от того, голосуют ли рублём читатели и рекламодатели (а это самые придирчивые и вдумчивые читатели) за то, что мы делаем. Или не голосуют.

В прошлом году ещё и все пишущие журналисты «АиФ» стали яростными защитниками ваших интересов при решении вопросов – что, как и когда публиковать. Нам удалось существенную часть их дохода по­ставить в зависимость от вашего мнения. Теперь, если журналист мало работает, не отмечен читателями газеты и сайта, его не цитируют другие издания, заработок у него уменьшается. А его деньги получает тот, кого любят читатели.

Как при таких правилах игры заставить людей писать то, что не нужно вам?

О еженедельном и ежеминутном

За время «после Старкова» «Аргументы и факты» стали настоящим мультиканальным изданием. Газета – самая тиражная, сайт в прошлом году практически застолбил место в десятке самых читаемых электронных СМИ, сотни тысяч подписчиков в Одноклассниках и ВКонтакте.

Еженедельник теперь – очень важная, но всё же только часть сложного единого продукта, который мы производим и предлагаем на рынке. Мы стали «ежеминутным» изданием. Наша лента новос­тей на сайте aif.ru в режиме информационных агентств сообщает обо всём, что происходит во всех регионах страны и в мире. Следом обозреватели комментируют наиболее значительные явления, репортёры рассказывают о происходящем с места событий. Видеогруппа снимает интервью с самыми популярными экспертами. Наи­более интересные фрагменты всех материалов публикуются в социальных сетях. И только потом обобщённый материал попадает в еженедельник.

Чтобы было понятно, что сколько весит в нашем информационном продукте, приведу пример из недельного распорядка жизни главного редактора. Работе над газетой я отдаю два полных рабочих дня, в течение недели провожу по «бумаге» три планёрки. По сайту – 10 планёрок в неделю, утром и вечером в рабочие дни. Не считая консультаций в выходные. А вот моё любимое сми – телеграм-канал «АиФ», которое отнимает у меня меньше всего времени. Кстати, дочери, сыновья и внуки тех, кто читает еженедельник, обращаюсь к вам с просьбой. Подпишите на телеграм-канал «АиФ» ваших родителей. Это совершенно бесплатно. И рекламу мы пока на канале практически не размещаем.

Ведь многие из наших старших бессистемно шарят по интернету в поисках информации, натыкаются там и на мошенников, и на недобросовестную рекламу, и на откровенное враньё, и на прочее безобразие. Потратьте пять минут времени (специально публикуем тут QR-код) и обезопасьте своих родных от сетевой нечисти.

О «бумаге» и «цифре»

Одни предлагают едва ли не запретить свободный доступ в интернет, другие прогнозируют близкую смерть бумажных изданий. А мы вот в «АиФ» не позволяем себе радикальных позиций. Может, и правда, что «бумага» движется в сторону кладбища, но это значит только, что задача главного редактора повести похоронную процессию так, чтобы она никогда не пришла в пункт назначения. Может, и правда, что сеть растлевает, но это значит, что задача нашей редакции – наполнять её интересной и полезной информацией в меру сил. Потому что каждый читатель нам дорог – и «бумажный», и «сетевой». Мы прислушиваемся ко всем вам, и это уберегает нас от непоправимых ошибок.

«АиФ» спустя 45 лет после выхода первого номера вынужден меняться, чтобы не проиграть конкуренцию на современном рынке. Но мы стараемся проводить реформы так, чтобы перемены, во-первых, не были радикальными, давали время приспособиться к ним и многолетним читателям, и опытным журналистам. Во-вторых, вели к лучшему – сразу, а не в неопределённом будущем. Вот наша программа на ближайшие пять лет, до серьёзного – полувекового – юбилея, который предлагаю отметить в расширенном составе.