В последнее время высказывается немало предложений по рекламе лекарственных препаратов, причем диаметрально противоположных: от введения жесткого запрета вообще на любые лекарства – до разрешения рекламировать даже рецептурные препараты во всех СМИ без ограничений.
Причем и у сторонников, и у противников этих решений есть свои заслуживающие внимания аргументы. Как ситуация обстоит сегодня, “Российской Газете” рассказал председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин.
– Леонид Леонидович, есть ли сейчас законопроекты по этой тематике на рассмотрении в Госдуме или вашем комитете?
Леонид Левин: Сейчас законопроектов по этой тематике на рассмотрении в комитете нет. Единственный законопроект, касающийся рекламы, – это предложение по возврату запрета на рекламу вина и шампанского. Периодически представители профильного министерства публично высказывают предложения по расширению возможностей рекламы лекарственных препаратов, в том числе рецептурных, однако оформленных законодательных инициатив к нам пока не поступало.
Акцент: Пока нет весомых доказательств в пользу пересмотра норм рекламы лекарств в ту или иную сторону
– Какие нормы закона о рекламе предлагается изменить или дополнить?
Леонид Левин: Есть две четко выраженные стороны дискуссии: отраслевые общественные организации СМИ и рекламы – с одной стороны и общественные организации по защите здоровья – с другой. Соответственно, они и высказывают диаметрально противоположные точки зрения. СМИ и рекламщики призывают все разрешить, чтобы не душить отрасль в условиях кризиса, а защитники здоровья, наоборот, призывают все запретить, чтобы защитить здоровье нации в и без того тяжелых экономических условиях.
А какую позицию занимает комитет? Разделяете ли вы инициативы по запрету рекламы лекарств и БАДов или их пересмотру в сторону ужесточения?
Леонид Левин: Мы считаем, что пока нет весомых доказательств в пользу пересмотра закона в ту или иную сторону. Правила рекламы тех же БАДов хорошо прописаны в законе, что позволяет надзорным органам четко отслеживать все нарушения. К тому же все предложения по пересмотру закона касаются частностей, не создают объемной картины влияния регулирования на общество, не дают обоснованных прогнозов изменений для всех участников процесса в перспективе. Это формирует противоречивое восприятие: для кого-то одни положения закона слишком жесткие, для кого-то слишком мягкие.
– Как вы относитесь к предложению, напротив, разрешить рекламу рецептурных лекарств в неспециализированных изданиях?
Леонид Левин: Пока такая мера выглядит преждевременной. Даже в США, где существует очень строгий контроль продажи препаратов по рецептам, смертность от самолечения достигает ста тысяч человек в год. У нас, к сожалению, есть действенный контроль продаж только препаратов, которые имеют заметный наркотический эффект. Остальные препараты с точки зрения продажи отличаются от безрецептурных фактически только тем, что их нельзя рекламировать. Думаю, что многие из нас сталкивались с тем, что рецептурные препараты отпускаются в аптеках без требования предъявить рецепт. А по мере расширения Интернета в нашем быту, развития дистанционных продаж лекарств, с появлением интернет-аптек, в отношении которых система контрольных мер еще не отработана, эти возможности только расширяются. В результате повышается риск взрывного роста самолечения и опасной конкуренции между сильнодействующими средствами. Даже реклама обезболивающих имеет крайне опасные социальные последствия в виде поздней диагностики тяжелых заболеваний. Что говорить о рецептурных препаратах? Мы не можем взять на себя ответственность, пусть даже чисто моральную, за скачок смертей от аллергического шока или массовое развитие резистентности к антибиотикам. К этой теме целесообразно возвратиться, когда для фармацевтов станет реальной ответственность за продажу рецептурных лекарств без рецепта.
– Известно, что многие СМИ, в первую очередь телевидение, опасаются существенного сокращения рекламных бюджетов в случае, если реклама лекарств попадет под запрет. Какова ваша позиция?
Леонид Левин: Реклама лекарств составляет заметную долю рекламного рынка. В существующих условиях она достаточно четко регламентирована и качественно администрируется. Поэтому мы считаем нецелесообразным дальнейшее ужесточение закона.
По тексту Татьяны Батенёвой
Спецвыпуск №6972 (104) от 18 мая 2016 г.