Абсолютно все люди любят мультфильмы — рисованные, кукольные, пластилиновые. Все — от малышей до взрослых. «Конек-Горбунок»,
«Снежная королева», «Ну, погоди!», «Чебурашка» и «Крокодил Гена».
Названия любимых всеми лент можно перечислять бесконечно.
Но мало кто знает, сколько, например, времени понадобится специалистам, чтобы снять одну минуту движения куклы на экране.
Целый месяц!
Об этом и других невероятно интересных фактах из жизни студии «Союзмультфильм» нам рассказал шеф-редактор сценарного отдела студии, известный журналист, сценарист и писатель Сергей Капков.
— Сергей Владимирович, как родился бренд «Союзмультфильм»?
— Студия «Союздетмультфильм» как единый центр для производства мультфильмов для детей открылась в Москве 10 июля 1936 года. Премьерой нового творческого объединения стала лента Смирнова «Отважный моряк». В следующем году приставка «дет» как-то сама собой отпала. Вот история названия.
— Мультипликация произвела революцию в головах людей?
— Да. Несомненно. Анимация — это ожившая сказка, когда можно «оживить» любой предмет. Даже карандаш можно было заставить жить полноценной человеческой жизнью, с эмоциями, переживаниями, всеми красками и оттенками.
— Сергей Владимирович, когда «Союзмультфильм» достиг настоящего расцвета?
— Взлет произошел в пятидесятые годы прошлого века. После Великой Отечественной войны на студию пришли потрясающие мультипликаторы. Многие из них были инвалидами — без одной руки, без ноги, без глаза. У Бориса Бутакова была пуля в голове. Они стали настоящими легендами студии, создавая безусловные шедевры. Придя с фронта, они делали сказки для детей. Добрые и человечные. Не зря же даже папа римский сказал, что в СССР создали самую добрую и самую гуманную в мире мультипликацию!
— Были международные награды?
— Конечно! В 1957 году в Венеции с успехом прошла премьера «Снежной королевы». Потом Европа увидела «Золотую антилопу», «Аленький цветочек». Побед было много. В то время мы реально не только догнали Диснея, но и перегнали его.
— Сегодня модно говорить о «брендах». Популярные герои, популярные сериалы. Когда они появились у вас?
— В конце шестидесятых. Как взрыв, как чудо. В один год сняли мультфильмы: «Малыш и Карлсон», «Винни-Пух», «Бременские музыканты», «Ну, погоди!», «Крокодил Гена». В один-два года. 1968—1969 годы. Чудесное попадание в сердца и души телезрителей. В 1975 году Юрий Норштейн снял «Ежика в тумане», который позднее был назван лучшим мультфильмом всех времен и народов.
— Как рождались шедевры? Пример приведете?
— Самый яркий — «Ну, погоди!». Поступил из Министерства культуры заказ — сделать ленту на тему «Нельзя обижать маленьких». Четыре начинающих драматурга — Курляндский, Хайт, Камов и Успенский —придумали смешную историю про зайчика и волка. Запустили мультфильм в «Веселой карусели». Как отдельный сюжет без продолжения. Он почему-то не понравился авторам, они решили поискать другого режиссера. Предложили ту же тему Вячеславу Котеночкину. Сняли три серии об уже привычных всем героях. И хотели поставить на этом точку. Но тут пошла волна писем зрителей. Не волна — цунами. Все хотели продолжения. В результате сериал стал суперпопулярным. Дошли до 18 серий!
— После распада СССР наступили трудные времена?
— Да, финансирования почти не было. Мастера уходили один за другим — кто со студии, кто вообще в «мир иной». Найти достойную смену не могли, да и не стремились. Руководство студии распродавало права на «Золотую коллекцию» «Союзмультфильма», бессовестно наживаясь на достижениях мастеров и не вкладывая ни копейки в развитие самой студии…
— Когда «Союзмультфильм» возродился?
— В последние пару лет. Государство оказало огромную помощь. И финансированием, и новым помещением. Сегодня мы можем создавать работы на самом высокотехнологичном уровне. Удалось вернуть всю «Золотую коллекцию». Кстати, независимых инвесторов тоже хватает. Бизнесмены поддерживают наши проекты.
— Какие у вас планы?
— Их много. Стартовал сериал «Простоквашино». Его ждут многие зрители. Делаем сериал для маленьких зрителей «Оранжевая корова». Он — о семейных ценностях, о месте ребенка в социуме. Снимаем сериал «Зебра в клеточку» о толерантности и терпимости к «не таким, как все». Заканчиваем исторический полнометражный фильм «Суворов».
Беседу вел Вениамин Протасов, фото Динары Халилуллиной
№12. 25 декабря 2018 г.