Туманов АндрейПервый заместитель председателя Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной думы РФ А.В. Туманов накануне XXVIII медиаконференции АРПП в Египте специально для участников мероприятия дал интервью интернет-журналу «Планета СМИ».

Вопрос. Андрей Владимирович, как вы оцениваете ситуацию, которая сложилась на рынке печатной продукции в России?

– Я ее оцениваю как не очень легкую. Скажу честно, сейчас тяжело приходится всем печатным СМИ, распространителям, но это не значит, что мы должны уходить с рынка, потому что, на мой взгляд, дно мы уже прошли, осталось теперь оттолкнуться от дна и налаживать производство. Дальнейшего падения, на мой взгляд, уже не будет. Наконец-то наши чиновники и все люди начали понимать, что печатное слово – это немножко больше, чем печатное слово, и все равно нам придется поднимать рынок печати. Как сделали в свое время в Японии, когда поняли, что дети, выросшие на электронных игрушках и компьютерах, не умеют читать, не видят текста, не понимают текста, не знают толком букв и иероглифов и так далее. И тогда во многих классах Японии запретили электронные гаджеты и заставили писать ручками, читать книги. И Япония сейчас – одна из стран, где больше всего продается периодики. Миллионы тиражей. Я думаю, что и мы пойдем по такому же пути, что книги и периодика возродятся у нас в стране. Мы все же были самая читающая страна в мире. Я думаю, наступит тот момент, когда мы опять станем самой читающей страной в мире.

Вопрос. Но для того, чтобы Россия стала самой читающей страной в мире нужно, но мало, поддерживать только отрасль издания, нужно поддерживать и отрасль распространения печатного слова. Я, насколько знаю, являетесь инициатором законопроекта в поддержку распространения прессы. Расскажите об этом документе.

– Да, я был издателем в свое время. Я знаю, что газета, не имеющая распространения, это не газета, это не носитель информации, это макулатура. Все может развиваться только в комплексе, издание газеты и журнала и распространение.

К сожалению, с распространением сейчас очень большие проблемы, потому что не всем, особенно на местах, губернаторам, мэрам, выгодно чтобы нормально распространялась пресса, потому что свободная пресса не всегда говорит доброе слово о губернаторе. Другое дело, если губернатор или мэр издает свою газету и просто раскидывает ее где-то по улицам. Вот замечательно, деньги освоены, губернатор похвален и никаких проблем, но это не есть гражданское общество, это есть местническая власть губернаторов и прочих руководителей. А президент нашей страны Владимир Владимирович Путин, неоднократно повторял, что будущее России за гражданским обществом. Я считаю прессу краеугольным камнем здания, которое мы строим. А как я уже сказал, без распространения этого не будет никогда. Поэтому те руководители, которые закрывают киоски, – это противники гражданского общества, и я даже не побоюсь сказать, противники кого еще… Поэтому я считаю, что если мы вместе будем защищать систему распространения, то мы будем помогать своей стране. А что касается законопроекта, который сейчас готовится, я сейчас попроще объясню.

Мы распространителей печатной продукции выделяем в особую касту, которой будут оказываться некие преференции по налогам и расположению. То есть если киоск с шаурмой можно передвинуть, продвинуть, закрыть, если они что-то нарушают, то киоск, в котором продается пресса, просто так закрыть не получится, по крайней мере, нужно предварительно договориться, просто так закрыть не получится. Ясно, что киоски, которые продают прессу не совсем рентабельные, а иногда и вообще нерентабельные, поэтому обкладывать их дополнительным налогом – это убивать их. Я думаю, что эту инициативу поддержат все, что их нужно огородить от налоговых сборов.

Нужно, чтобы количество киосков было определенным. Мы посчитаем, сколько киосков нужно на среднестатистический город,  в котором живет примерно 120 тысяч человек. Если будет меньше киосков, значит мэр города против свободной прессы, против гражданского общества, значит этот мэр плохо работает, значит этот мэр какой-то мелкий диктатор.

Вопрос. Андрей Владимирович, я буду с вами спорить. Насколько я помню, такие регламенты были прописаны в приказе Минкомсвяи, если я не ошибаюсь, под номером 197. И ни один чиновник не выполнил с момента выхода приказа в полном объеме.

– Совершенно верно, там не предусматривалось никакой ответственности за это. Хочешь выполняй, хочешь не выполняй, и тебе за это ничего не будет. У нас много структур, которые работают на гражданское общество, которые составляют графики, рейтинги, а потом подают эти документы президенту или премьер-министру. Если губернатор или мэр города окажется в низу списка рейтингов исключительно из-за того, что он позакрывал киоски, значит такому мэру или губернатору не место на его месте.

Вопрос. Андрей Владимирович, одна из инициатив, направленных на поддержание рынка прессы, рассматривает возвращение рекламы табака и алкоголя в печатные СМИ. Такое возвращение оправданно? Я имею в виду, что есть много негативных откликов со стороны общества, мол, подобная реклама может подтолкнуть молодёжь к табакокурению и алкоголю.

– Мое мнение таково, что подобная реклама не настолько побудит молодежь употреблять алкогольные напитки или курить, скорее она приведет к развитию культуры потребления того самого алкоголя, если без него нельзя жить, и табачных изделий, если без этого нельзя жить. Если у нас не пропагандировать культуру пития, то у нас будут пить водку, самогонку и прочие спиртосодержащие жидкости. Пусть лучше пьют крымские хорошие вина, ради бога. То же самое касается того, что курить: самосад крутить и травиться или курить какие-нибудь хорошие сигареты, или сигары, или трубки. Пусть лучше трубку курит, чем всякое барахло. Так что ничего в этом страшного нет. И многие страны, которые пошли по этому пути, добились того, что у них нет душу выворачивающего пьянства, когда люди напиваются, когда люди уходят в запои, когда у нас целые деревни становятся  пьяными.

Вопрос. Андрей Владимирович, в настоящее время в Египте проходит конференция АРПП, что бы вы могли пожелать коллегам?

– Что самое главное сейчас, в эти нелегкие дни? Прежде всего то, что мы должны быть сильны. Когда нас никто не боится, тогда на нас будут ездить, закрывать киоски, не уважать прессу. А когда мы представляем из себя силу, такую силу, что чиновники нас боятся или по крайней мере нас опасаются, когда мы будем друг другу подставлять плечо, друг другу помогать и в случае чего вставать даже на баррикады, тогда чиновники нас будут трижды опасаться. Если они нас будут опасаться, тогда мы сможем нормально развиваться и сохранять нашу замечательную прессу. Так что, дорогие друзья, будущее в наших руках. Как мы сможем между собой договориться, как мы сможем преодолеть все непонимания друг с другом, как мы все противоречия сможем преодолеть. Так что давайте собираться чаще и думать, что мы можем сделать вместе.

Опубликовано 14 апреля 2015 на сайте АРПП 120

QR Code Business Card