Конфеты «Коровка», «Гусиные лапки», «Раковая шейка», «Вдохновение»,
«Москва», «Белочка» и, конечно, шоколад «Аленка».
Бьемся об заклад, что нет ни одного москвича старшего поколения,
который бы не знал и не любил эти известные на всю страну сладости, выпускаемые знаменитым «Красным Октябрем».
Совершить путешествие в сладкое прошлое и узнать о современной жизни любимых лакомств нам помогла заместитель директора музея «Роза Эйнема» Марина Жданович.
— Марина Николаевна, почему музей называется «Роза Эйнема»?
Это же «Красный Октябрь».
— «Октябрь» появился после революции 1917 года. До революции в середине XIX века немецкий кондитер Фердинанд Теодор фон Эйнем открыл на Арбате небольшую мастерскую по производству шоколада и конфет. В мастерской работали всего четыре человека. Производство быстро росло и расширялось. После смерти Эйнема в 1876 году у руля встал Юлиус Гейс. В 1889 году он начал приобретать участки на Берсеневской набережной и построил там целый комплекс из 23 зданий.
— А почему Роза?
— В 1879 году Гейс открыл фабрику по производству компотов, варений и глазированных фруктов в Симферополе. На тот момент существовало много конкурентов по «сладкому цеху». Чтобы обогнать их, Гейс сделал удивительный ход. Как сегодня принято говорить — маркетинговый. Многие конкуренты выпускали фруктовые сладости. Гейс тоже посадил фруктовые деревья. А рядом расположил цветники роз. «Фишка» заключалась в том, что теперь товарищество «Эйнема» с полным правом заявляло: «Наши сиропы и мармелад превосходят всех. Ведь они — с божественным ароматом роз!» Не правда ли, потрясающая реклама!
— Если производство росло, значит, продукция пользовалась спросом?
— Конечно. Но до революции шоколадные деликатесы были доступны далеко не всем. Цена на них была высокой, и по карману они оказались только состоятельным гражданам.
— А что это за дивная музыка звучит в зале музея?
— Это шоколадный вальс. Да-да, действительно шоколадный вальс. Гейс пригласил композитора Карла Фельдмана. Специально для кондитерских изделий Фельдман написал «Шоколадный вальс», «Кекс-галоп», «Вальс монпансье», «Танец какао». Для чего? Все просто и гениально. Накануне выпуска нового продукта, будь то печенье или шоколад, посетителям магазинов предлагали ноты «Сладких произведений». Еще один маркетинговый ход.
— Очень известное название леденцов «Монпансье». Его помнят многие. А откуда оно взялось?
— Существует легенда. В XVII веке жила известная французская герцогиня де Монпансье. Она ужасно не любила чистить зубы. Но, дабы сделать дыхание свежим, постоянно употребляла маленькие леденцы с ароматными вкусами. Отсюда и пошло название конфет. Москвичи преклонного возраста их прекрасно помнят.
— Еще одна знаменитая конфета «Мишка косолапый». У нее есть своя история?
— Да, и любопытная. Придумали ее в 1913 году. Изобразил на этикетке репродукцию картины Шишкина «Утро в сосновом лесу» художник фабрики Мануил Андреев. Есть версия, что в кабинете руководителя фабрики висел оригинал картины. Вообще «медвежья» тема в России была всегда развита. Интересно, что в двадцатые годы прошлого века к рекламе «Мишки косолапого» приложил руку Владимир Маяковский. Он написал: «Если хочешь кушать «Мишку», заведи себе сберкнижку». Конфета была недешевая.
— Почему не могли сделать лакомство, более доступное для всех?
— Вот тут мы подходим к, пожалуй, самому известному лакомству — шоколадке «Аленка». В 60-е годы прошлого века правительство СССР приняло решение — выпустить шоколад, доступный каждой семье. Темный шоколад был дорог из-за большого количества какао в нем. А какао-бобы дороги. Все фабрики: «Бабаевская», «Рот Фронт», «Красный Октябрь» — предложили свои варианты. Именно в это время появился недорогой молочный шоколад. В нем было и какао, и молоко, и много сахара. Победила «Аленка» «Красного Октября». И немного — о знаменитой обертке. Предположительно образ Аленки создал художник Маслов по фотографии вполне реального ребенка Елены Геринас, дочери фотографа.
— Когда фабрика обрела свое нынешнее имя?
— Ее национализировали в 1918-м и назвали «Государственная кондитерская № 1», а в 1922 году — «Красный Октябрь».
Наша фабрика стала кузницей всех кондитерских кадров СССР. Здесь создали исследовательские лаборатории, готовили специалистов «сладкого дела» для всей страны.
Вениамин Протасов. Фото М. Бибичкова
№9