Александр Оськин о субсидиях для печатной прессы
Александр Оськин, вице-президент СППИ ГИПП

Я искренне порадовался за  коллег на телевидении, которые по инициативе Минсвязи получат серьезные госсубсидии на доставку телевизионного сигнала в регионы РФ, в малые города и  поселки. Совершенно очевидно, что наше население должно получать полный информационный сервис, включая доступ к развлекательным телеканалам. Что сообщали печатные СМИ по этому поводу?

Как написала газета «КоммерсантЪ», «Минкомсвязь подготовила поправки в закон о СМИ, которые расширяют получение субсидий из бюджета развлекательными телеканалами. Речь идет о каналах второго мультиплекса – СТС, «Домашний», ТНТ, ТВ3, «Пятница», «Муз ТВ», РЕН ТВ, «Звезда», «Мир» и «Спас» – и вещании в небольших населенных пунктах. Ранее сообщалось, что деньги на предоставление из бюджета субсидий развлекательным телеканалам могут выделить в рамках нацпроекта «Цифровая экономика».

Газета РБК отметила, что, согласно поправкам, «организации вещания второго мультиплекса могут претендовать в этом году в рамках госпрограммы «Информационное общество» на 1,1 млрд и 6,1 млрд руб. господдержки. Обе субсидии предназначены на оплату услуг ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» по распространению сигнала в населенных пунктах, где проживает менее 100 тыс. человек».

Во всей это радостной информации есть одна печальная подоплека. Наши власти, и прежде всего Минсвязь и Минфин, ликвидировали в 2014 году госсубсидии на доставку подписных изданий населению. Сумма была умеренная – 3,5 млрд руб. в год, но она позволяла покрывать убытки   «Почты России» по доставке прессы населению на  всей территории страны. Надо ли напоминать, что территория РФ – крупнейшая в  мире, и доставить, к примеру, общественно-политический журнал из Москвы в  Хабаровск стоит денег, и именно для этого нужны субсидии с тем, чтобы население по доступным ценам могло приобретать любые издания в любой точке страны.

Напомню, что в маленькой Латвии госсубсидии местной почте на доставку прессы сельскому населению составляет 3 млн евро в год. А в США с учетом размеров данной страны – 220 млн долларов в год. Аналогичные госсубсидии существует практически во всех странах, кроме России. Нам объясняют, что на субсидирование доставки прессы в стране нет денег. И поэтому возникает вопрос – почему на  доставку развлекательных телесигналов в регионы деньги есть, а на газеты и  журналы нет?

Отмена госсубсидий в  России на подписку привела к тому, что подписные ценны многократно выросли, а  тиражи рухнули в два раза, пресса по подписке стала дороже розницы, и население перестает подписываться на издания и остается один на один с многочисленными фейками и развлекаловкой по интернет-каналам.

Нас часто уверяют, что в  эпоху интернета пресса не нужна. Это не просто заблуждение. Это глупость, которая иногда возводится некоторыми чиновниками в рамки государственной политики. Но, к сожалению, именно они определяют политику в сфере госсубсидий и  именно они несут ответственность за уничтожение печатных СМИ в России. В Японии, Китае и США доставку прессы населению поддерживают, и думаю, что они это делают не по глупости.

Президент РФ недавно подписал поручение по поддержке печатных СМИ, в основном, в сфере розничных продаж. Остается только надеяться, что аналогичное поручение в области подписки на газеты и журналы будет также подписано в наступающем году. Нашим чиновникам, в упор не видящим прессу, надо, наконец, поднять веки.

Александр Оськин, вице-президент СППИ ГИПП
https://echo.msk.ru/blog/oskin/2525153-echo/

 

QR Code Business Card