Сергей Баранов,
кандидат социологических наук, политический социолог, этносоциолог
Предлагаю кратко рассмотреть основные этапы истории славянства, и какие выводы для дискуссии о славянском единстве можно сделать, какую логику славянской истории можно увидеть.
Выделяются 3 крупные этапа: 1) начальный этап единого славянства на прародине 2500 до н.э. – 300 н.э.; 2) расселение славян и формирование различных славянских народов IV в. н.э. – 1920 г.; 3) славянство между западом и собственным «Я» в XX веке, 1920 -2015 гг.
Первый этап истории славянства. Возникновение славянства – проживание на прародине.
На первом этапе славянство действительно было единым, и представляло собой целостный этнос, – народность, проживающую на территории приблизительно 300 на 500 км к северу от Карпат и значительно к югу от Балтийского побережья Польши. Относительно точных границ территории прародины идут споры, но в целом она понятна. Споры касаются в основном, вопросов, с какими археологическими культурами можно связывать славян, и насколько далеко на восток жили славяне, где заканчивались славяне и где начинались балты, до Среднего Днепра, или только до Западной Белоруссии, Волыни, Севера Галиции, Запада Подолии?
Более правдоподобной выглядит точка зрения Марии Гимбутас (Славяне. Сыны Перуна, 1971), а также Валентина Седова (Славяне в древности, 1994). о том, что в Среднем Поднепровье проживали балты, а славяне находились западнее и появились там не ранее 600 г. н.э..
Итак, с востока и северо-востока прародина ограничена родственными балтами, ведшими похожий образ жизни, имевшими похожий язык, религию. С запада и юго-запада и северо-запада – германскими и кельтскими народностями, представлявшими формирующийся западный мир. С юга и юго-востока, со стороны Карпат славяне граничили с остатками реликтового населения Старой Европы, а также фракийцами и гето-даками.
Временные рамки существования и происхождение этой народности известны – примерно с 2500 лет до нашей эры по IV век нашей эры. В вопросе о происхождении славян сравнительно недавно была поставлена точка
По своему происхождению славяне вместе с балтами представляют собой ветвь индоевропейцев, отделившуюся от западного и восточного массивов около 3000 лет назад в Северном Причерноморье (Энтони Д. Колесо, лошадь, язык, 2007 (Antony D.W. The Horse, The Wheel and Language. Princeton, 2007. P.459)). В районе Среднего Днепра эта ветвь перешла к жизни в условиях лесной зоны, вдали от основных маршрутов переселения народов, завоеваний и торговых путей. Прямые предшественники славян – носители крупной и долговременно существовавшей общности культур шнуровой керамики и боевых топоров, носители которой ассоциируются сегодня с восточной ветвью индоевропейцев. Часть носителей шнуровых культур расселилась далее на запад и север, и вошла в состав германских этносов, часть на восток – в состав балтских этносов. Посередине сложилось устойчивое славянское ядро, которое «законсервировалось» на два с лишним тысячелетия, и имело достаточно консервативный и простой образ жизни.
Именно их касается первое письменное упоминание о славянах (предположительно) у Клавдия Птолемея. «Первым название «словены» употребил Птолемей (100-178 годы нашей эры), причем написал его как «soubenoi». Поясняя перегласовку, К. Мощинский пишет, что труднопроизносимый для грека твердый звук Л стал звучать как краткое u, в то время как сочетание ou заменяло звук У и b произносилось как v» (Гимбутас М. Славяне. Сыны Перуна. М.,2007.).
Птолемей практически ничего не пишет о славянах, но само их упоминание примечательно. Согласно его точке зрения, вся северная часть Скифии до неисследованных земель на севере и Имаоса (Уральских гор) была населена скифами (сарматами), аланами, словенами и аварами. Он довольно точен, поскольку Скифией в античные времена называли всю территорию, расположенную к северу от Черного моря» (М.Гимбутас, 1971).
«После Птолемея название «славяне» почти на четыреста лет исчезает из исторических сочинений. Только в VI веке византийский историк Прокопий Кесарийский (умер в 556), упоминает о «скловенах» в труде «Война с готами» (536-37). Прокопий пишет, что их племена захватили район Нижнего Дуная. Таким образом получается, что «скловены» были самыми ранними южными славянами, зафиксированными историками».
Какие выводы можно сделать из первого этапа истории славянства?
- Славяне – это устойчивый тип человека, отличающийся как от западных, так и от восточных родственных индоевропейских народов. Постепенно это тип оформился в самостоятельную цивилизацию Восточной Европы (Баранов С.Д. Восточно-европейская цивилизация: структурные черты, прошлое, настоящее /Русская народная линия. 01.05.11. )
- Славянство может быть единым только на базе общего образа жизни и типа цивилизации. Как только этот тип утрачивается, славянство распадается, что и произошло на следующем этапе.
Второй этап истории славянства. Расселение, разделение славян и формирование славянских народов.
С IV века начинается расселение славян в прилегающих регионах, а с V века – экспансия в те регионы Европы, где славяне раньше никогда не жили – в Причерноморье, Юго-восточную Европу, долину Дуная, Балканы, Центральную Европу. Причины – избыточное население, изменение климата, Великое переселение народов. Для славян началась эпоха разделения, дифференциации, формирования народностей, государств, ломки социальных устоев, ликвидации родового строя, смены религии – принятия Христианства, Православия, в основном; в общем «осевая эпоха» по Ясперсу. Славяне вступили в эпоху перемен позже западных народов, и народов южных цивилизаций.
С 600 года н.э. славяне стали ведущей силой всей Восточной Европы, а также влиятельной силой Центральной Европы. Западные народы воспринимали славянство как чуждое цивилизационное начало, не понятное, не укладывающееся в их рамки. Эпоха разделения в жизни славянства продолжалась достаточно долго.
В этот период центробежные силы славянства преобладают. Однако были и встречные тенденции к объединению: Государство Само, Великая Моравия, Древнерусское государство-Русский каганат; империя Рюриковичей Древняя Русь, Польша, Болгарское царство, крупные древнерусские земли, представлявшие собой империи – Великий Новгород, Ростово-суздальское княжество, Черниговское княжество; Великое княжество Литовское, Московское княжество и затем Московское царство, Речь Посполитая.
Принятие Православия и распространение церковно-славянского языка – явление вероисповедного и культурного объединения. Это был процесс не одномоментный, длительный объединяющий процесс.
Максимального объединения славянство на втором этапе достигло в рамках Российской империи конца XIX века. Пиком можно считать освобождение Болгарии от турецкого ига. Одновременно происходит расцвет идей панславизма, проводятся славянские конгрессы, расцветает национальная литература и искусство, оказавшие мировое влияние (Достоевский, Толстой, Горький, творец стиля модерн Муха, Кафка, Гашек, Блаватская, Рерих, Стравинский, Захер-Мазох, Малевич, Кандинский, Филонов, Маяковский).
Завершается второй этап славянства вместе с концом этапа всемирной истории, истории Запада в начале XX века – вместе с революциями и концом первой мировой войны.
Революции вызвали всплеск славянской этнической дифференциации и разделения. В 1920 году мы видим максимальное число славянских государств, максимальное число национальных славянских проектов на месте рухнувших империй. Каких только проектов нет?! Возникают : БССР, УССР и более мелкие образования, такие, как автономная область Подкарпатская Русь.
Но вскоре возникают новые объединения славянства: Югославия (1918), Чехословакия (1918), СССР (1922),
Выводы второго этапа истории славянства:
- Несмотря на общее географическое разделение славянства и внутреннее стремление к национальному разделению, у славянства были и постоянные тенденции к объединению, хотя бы в рамках крупных регионов. Объединительные тенденции усиливались к концу этапа в XVI – XIX веках и получили идеологическое обоснование в идеях панславизма и искусстве.
- Ведущими причинами разделения славянства выступило вторжение славянства в территории, ранее относившиеся к западному миру (Юго-восточная и Центральная Европа), и освоение новых западных моделей жизни влияние экспансии западного мира, а также его духовных сил – Католицизма, затем просветительской и левой идеологии, национал-демократических идей, влияние западных феодалов, буржуазии и западной олигархии.
- Объединительными силами славянства выступали: Православие, идеи общего происхождения, необходимость объединения перед лицом агрессии с запада и востока, сильная государственная власть – носитель славянской цивилизации.
Третий этап истории славянства – славянство на острие мировых конфликтов между западом и остальным человечеством в попытках приобретения своего цивилизационного «Я» в XX и XXI веках. Славянские государства стали формально независимыми, однако превратились в арену противостояния между группировками Запада и мировой социалистической системой. Для истории славянства в XX-XXI веках характерны резкие колебания от объединения славян к вражде.
Говоря о системе социализма, часто упускают из виду именно в рамках мировой социалистической системы, славянство впервые стало полностью единым. Пусть это был короткий сороколетний период 1945-1985 гг., отмеченный различными противоречиями внутри Варшавского блока и Совета экономической взаимопомощи, важно то, что идеи панславизма воплотились в форме социалистической цивилизации. По сути, это триумф идей славянства, который захватил широкие массы в самых различных государствах. Можно говорить о некоей единой современной славянской культуре периода социализма в Восточной Европе. В творчестве этой культуры участвовали не только славяне, но и другие восточноевропейские и евразийские народы. Можно даже назвать её глобальной восточноевропейской культурой. Такие звёзды культуры, как Тарковский, Кустурица, Вайда, Занусси, Павич, Кундера, Распутин, Шолохов, Бродский, Корчуланская школа неомарксизма, и многие другие – продукты славянской социалистической цивилизации.
Главным продуктом славянства на третьем этапе было создание альтернативной Западу современной социалистической цивилизации.
Выводы третьего этапа:
- Социализм как вариант восточноевропейской цивилизации стал апофеозом социальной и творческой силы объединённого славянства.
- Объединение славянства происходило вопреки его старым прозападным элитам, под влиянием центра политической мощи в СССР, и путём формирования новой элиты.
- Социалистическая система не учитывала ряд духовных и личностных моментов традиционной истории славянства, поэтому был внутренне противоречива и недолговечна. Я имею в виду, прежде всего нематериальную силу восточного Христианства, которая была замена просветительскими квазирелигиями.
- Ликвидация социализма, развал СССР и Варшавского блока произошли под непосредственным давлением Запада и путём прозападной индоктринации и коррумпирования элит. Дальнейшие конфликты в славянских странах обусловлены операциями Запада с целью полного подавления славянской цивилизации и недопущения повторения славянского единства.
Заключение
В итоге представленного короткого исторического обзора, хотелось бы изложить выводы о возможности грядущего объединения славян в политической, экономической и культурной сферах.
Объединение славянства в XXI веке возможно в результате катастрофических изменений системы Запада, когда центр политического влияния в Восточной Европе будет перенесён в Евразию. Сложно представить, какой именно сценарий отступления западной цивилизации будет способствовать объединению славян, но опыт сотрудничества России с Евросоюзом с попытками включить в свою орбиту славянские государства Восточной Европы оказался в целом неудачным (газовая дипломатия, общий рынок, культура).
Объединение славянства может произойти на основе противостояния наиболее опасным мутациям Запада, разрушающим основы европейской цивилизации, играющих фундаментальную роль как для восточноевропейцев, так и Западной Европы. Прежде всего, я имею в виду разрушение семьи, Христианства, личности, замену населения приезжим из других цивилизаций.
Объединение славянства возможно на базе жёсткого восточнославянского и евразийского ядра в лице России, в котором не будет уязвимых слабых звеньев – крупных внутренних враждебных образований.
Приложение 1
Презентация
“Три этапа славянской этноязыковой общности и проблема славянского политического, культурного и экономического единства”
http://www.slideshare.net/msjournal/ss-46070674
Приложение 2
Повесть временных лет о членении народов и отдельно о народах Запада
Отличие от народов, как Запада, так и Востока, осознавалось русскими (и другими славянами) уже в древности. На различие западных и восточных народов в Европе, то есть внутри «колена Афетова», индоевропейцев Европы или западных и северных индоевропейцев, указывал ещё св. Нестор Летописец в самом её начале Повести временных лет. В конце перечисления основного, восточного, массива, отдельно после слов: «Афетово же колѣно и то» перечисляются народы Западной Европы: «варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, – они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым». По всей видимости, различие Запада и Востока внутри европейского ареала было хорошо известным, как и то, что славяне относятся к европейским народам, а не к восточным, как бы сейчас сказали, «евразийским» (колено Симово) или южным (колено Хамово). В число яфетических народов включались также азиатские индоевропейцы западной Азии: армяне, скифы, сарматы, мидийцы, а также финны и угры, народы Кавказа. И только после базовой классификации народов в ПВЛ идёт речь о славянах и их племенах.
В ПВЛ содержатся два ключевых столпа восточноевропейской цивилизации:
- То, что западные по происхождению народы (языковой группы кентум) упоминаются в отдельном ряду говорит в пользу понимания разделения индоевропейцев, в том числе,: русь – руги, руотси , германское племя. Корлязи – подданные Каролингов, галлы и германцы. Галичане, Волохи – румыны, – относя также к западным народам. Урмане – норвежцы. Славянские, балтские и финские народности упоминаются в ПВЛ отдельно, хотя и тоже относятся к колену Афетову, которое в целом соответствует европейским народам.
- Разделение Старого и Нового завета в Слове о Законе и Благодати, которому наследует ПВЛ. Приверженность Православия и русского народу Благодати – новозаветной традиции и одновременно восточной, противоположность западной. Здесь отмежевание как от ценностей как язычества, так и фарисейского иудаизма, переход к традиции аутентичного восточного христианства, не испорченного рационализацией, законничеством и позицией мира сего, опирающейся на достижения ближневосточной традиции в вопросах Веры.
Вывод: славянское единство признавалось возможным на основе выделения из европейского массива и приверженности принципу Благодати в вопросах веры.
Авторизованный текст выступления на 7 заседании Исторического клуба «Моё отечество» 19 марта 2015 года