Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » 29-я Театральная премия «МК»: огни, аплодисменты и автографы на стене славы

29-я Театральная премия «МК»: огни, аплодисменты и автографы на стене славы

24 октября «Московский комсомолец» стал центральным светилом, вокруг которого вращается театральный мир столицы и всей страны. Церемония вручения 29-й по счету Театральной премии «МК» прошла, как всегда, зажигательно, а после ее завершения — и это тоже традиция — никто не хотел расходиться.

Лауреаты и гости общались с журналистами и друг с другом, оставляли автографы на редакционной «стене славы», самые смелые взобрались на офисный стул и поставили росписи под потолком. Главное оставалось позади — в нашем пресс-центре прозвучали имена самых-самых достойных. К привычному набору номинаций добавилась новая — от главного редактора. Но обо всем по порядку.

«Мы единственная выжившая на постсоветском пространстве газетная премия, отмечающая заслуги людей театра», — говорит Марина Райкина. Люди театра не остаются в долгу — самым упоминаемым в речах после Константина Богомолова стало имя основательницы и вдохновителя проекта.

«Мы действительно двадцать девять лет держим эту премию, держим очень бережно, — подтверждает Павел Гусев. — Наша премия без официоза, чиновников, здесь нет официальных лиц, которые бы указывали, кого и за что нам поощрять, а кого не надо». Павел Николаевич напомнил, что премиальная тарелка Императорского фарфорового завода каждый раз выполняется в оригинальном дизайне.

«Я знаю, что у многих сидящих в зале уже сервизы есть. Стремитесь к сервизам», — шутит главный редактор. Зал отвечает смехом и аплодисментами.

Репутацию «самой короткой премии в мире» нам удалось сохранить и на этот раз — награждение заняло примерно минут двадцать пять, но тринадцатиминутный рекорд по завещанной Чеховым немногословности побит не был.

Молодым везде у нас дорога — поэтому возрастная номинация «Начинающие» открывает церемонию. За лучшую женскую роль второго плана премию получила Анна Патокина (Елена Медведева, «Слава. Молодость», Театр на Бронной).

«Спасибо Константину Юрьевичу», — сказала юная актриса, задав «тренд» церемонии на краткость и деловой темп, произнеся примерно слов десять. Ее коллегу по спектаклю — Никиту Худякова — отметили за лучшую мужскую роль в этом же спектакле. Ольга Бодрова, дочь легендарного актера и режиссера, сыгравшая Агафью Тихоновну Купердягину в спектакле «Совершенно невероятное событие» Мастерской Петра Фоменко, поняла, в какую сторону двигаться — ее реплика была суперсжатой: «Спасибо. Очень приятно».

В устах Федора Малышева («Лучший спектакль большой формы» — «Пугачев», Мастерская Петра Фоменко) и эта телеграфная фраза ужалась до «Спасибо». «Кто-нибудь засек время?» — спрашивает Райкина у собравшихся (смех). Списки победителей опубликованы — поэтому здесь перечисляются на все, но парадокс премии в том, что «Полумэтрами» у нас становятся звезды театра, кино, сериалов, например Игорь Верник или Лера Горин.

Сразу три актрисы Театра на Бронной, Мастерской Фоменко и МХТ Чехова — Катерина Васильева, Мадлен Джабраилова и Александра Ребенок — попали в номинацию «Лучшая женская роль второго плана» коллективно. Получив заветную награду, последняя из них отреагировала с юмором:

— Намек понят — буду обращать внимание на возрастные роли.

— Она сыграла бабушку, миллионершу, — поясняет Марина Райкина. Кстати, Верник, исполнивший главную роль в спектакле «Маскарад с закрытыми глазами» МХТ им. Чехова, на традиции махнул рукой и выступил почти с полноценной речью. «У меня их уже три. Хочу поблагодарить за первую тарелку Владимира Львовича Машкова. За вторую — Сергея Женовача. А за третью — Константина Юрьевича (театральная пауза) Хабенского». (Смех, аплодисменты, потому что ожидаемо было «Богомолов».)

Отдельно нужно упомянуть о призе главного редактора — он достался женскому актерскому составу фронтовой постановки Театра Всеволода Шиловского «Не покидай меня» — Виктории Пархоменко, Евгении Ядрец, Арине Коренец и Юлии Латышевой.

«Уходишь с такого спектакля и гордишься тем, что живешь в этой стране, которая побеждала и будет побеждать!» — так обосновал свой выбор Павел Николаевич. В ответ Всеволод Николаевич Шиловский вспомнил, как тринадцатилетние пацаны стояли в очереди у военкоматов. — Заразить этим его величество зрителя чрезвычайно трудно в наше время, когда слово «патриотизм» почти матерное. А наши люди ни разу его не произносили, они в нем живут.

Учитывая, что 2024-й — Пушкинский год, логичным было появление в лауреатских списках нескольких обращений к классику, в том числе в «Других номинациях» («Черная речка. Кукольная дуэль», театр из Мытищ «Петрушкина слобода» — «Лучший спектакль к 225-летию Пушкина»; «Моцарт и Сальери. Версия», Театр Терезы Дуровой — приз за музыкальное оформление Илье Мовчану, а также «Лучшая работа художника», доставшаяся «Полумэтру» Максиму Обрезкову за оформление «Повестей Пушкина» Вахтанговского театра).

«Повести…» были замечены и на уровне «Мэтров», а если быть точным — «Лучшая мужская роль второго плана» Александра Рыщенкова. Ветерана сцены Веру Майорову приветствовали самыми долгими овациями («Лучшая женская роль» Джульетты в постановке «Одна и один» Театра на Бронной). — Артист без режиссера мало что может сделать, это все режиссер, — с дрожью в голосе сказала Вера Владимировна. Появление партнера Майоровой по спектаклю Александра Викторовича Збруева («Лучшая мужская роль» — Ромео) ждали с нетерпением, но он не смог приехать из-за проблем со здоровьем. Получить приз за него вышел Константин Богомолов.

Великолепный актер, режиссер, воспитатель нового поколения артистов и с недавних пор глава Союза театральных деятелей России Владимир Машков вышел получать награду за «Атом солнца» в Театре Олега Табакова. От чествования мэтр уклонился, подчеркнув, что «Атом солнца» делали молодые ребята-режиссеры, а он выступил «только лишь» художественным руководителем. — Я жду тридцатой, юбилейной премии. Ее мы сделаем вместе и надеемся, что к тарелочке добавится еще чашечка.

Заметим также, что Константин Богомолов, дважды выходивший к микрофону как победитель в номинации «Лучший спектакль большой формы» («Дачники на Бали. Или «Асса» 30 лет спустя») и получая приз за Збруева, удостоился признания и как автор социально значимого проекта «Голоса страны». Ну и заключительный аккорд праздника — групповой снимок на память.