Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » 18 проектов памятника – на суд конкурсной комиссии

18 проектов памятника – на суд конкурсной комиссии

17 февраля 2016 г. в Белом зале Союза журналистов Москвы состоялся третий просмотр проектов памятника журналистам, погибшим при исполнении профессиональных обязанностей.

На суд членов конкурсной комиссии и экспертов были представлены 18 проектов.

Следует отметить, что конкурс набирает размах как в количественном, так и в качественном выражении. Авторы стали отдавать предпочтение более реалистичным композициям, но используя при этом очень разнообразные с элементы журналистской атрибутики, как то пишущая машинка, фото и видео техника, пишущее перо, обрывки газет и журналов.

Появились новые образы, символизирующие обозначенную устроителями конкурса тему, в частности, земной шар, руки, символы скорби о погибших. Некоторые модели напрямую говорят об опасности профессии журналиста.

Были представлены проекты, представляющие собой памятник-фонтан. В отношении последних члены экспертной комиссии и жюри были единодушны: авторам нужно учитывать погодные условии нашей страны, поскольку в холодное время фонтаны не работают.

Подводя итоги просмотра, председатель конкурсной комиссии, член президиума СЖМ Виктор Лошак поблагодарил авторов проектов за творческое отношение к работе, за интересные идеи.

Конкурсная комиссия приняла решение организовать еще один рабочий просмотр проектов памятника журналистам, погибшим при исполнении служебных обязанностей. Он будет проведен в конце февраля – начале марта с.г. Затем участники всех просмотров будут приглашены к участию в финальном показе проектов, о месте и времени проведения которого будет объявлено дополнительно.

Описание проектов

1№1. Композиция представляет собой символическое информационное облако, состоящее из неотъемлемых атрибутов профессии журналиста: печатная машинка, газеты, журналы, бумага, ручка, микрофон… Пространство по центру вызывает у зрителя сходство с силуэтом человека, находящегося под прицелом, образованным перпендикулярными прямыми, напоминающими крест-прицел. Высота монумента 400 см. Материал: бронза, гранит.

2№2.Памятник представляет собой скульптурную композицию, состоящую из фигур серафима (250 см) и журналиста (180 см), возвышающихся на постаменте в виде одной из первых печатных машинок. Серафим изображён с мечом в руке, что символично отсылает зрителя к стихотворению А.С. Пушкина «Пророк» и к текстам Ветхого Завета. Фигуры серафима и журналиста композиционно напоминают Пьету (в изобразительном искусстве сцена оплакивания Христа богоматерью). Лицо журналиста закрыто, что символизирует собирательность образа. Высота монумента 400 см. Материал: бронза, постамент из бронзы или гранита.

3№3. Проект состоит из двух фигур журналистов (женской – образ прессы, мужской – образ телевидения) и объёмно-пространственной композиции с элементами рельефа — мир в отражении объектива. Отражение в объективе состоит из двустороннего рельефа: мальчик, идущий с птицей в небо, — образ души, самолёт — символ войны и трагических катастроф. Город и храм — символ мира. Журналистика объединяет в себе все стороны жизни, как светлые и положительные, так и тёмные. Вокруг монумента предполагается размещение лавочек и фонарей. На постаменте горельефная надпись: «Памятник погибшим журналистам». Высота букв 7 – 8 см. Высота памятника 400 см, высота фигур 180 см. Материал: бронза.

4№4. В композиции «Посвящение журналистам» тема раскрывается через формальный подход к изображению арт-объекта. По мнению авторов, язык супрематизма и паблиш арта объективно раскрывает образ современной журналистики и её истории через обобщающие символы в геометрии форм и символизме цвета, движении ритмов и контрастов через их сочетание. Существенную роль здесь играют используемые материалы, которые придают идее крепкий и уверенный вид. Высота монумента 400 см, ширина 300 см, длина 300 см. Материалы: камень: диабаз черный, мрамор белый; металл: нержавеющая сталь и бронза; стекло: оптическое и смальта красная. Цвета: белый, чёрный, красный, зеркальный.

5№5. Скульптура состоит из двух объёмных частей, по силуэту напоминающих крылья, которые направлены в обратную сторону, как символ разрыва и разрозненности информации. А внутренний силуэт между ними напоминает перьевую ручку. Эти два объема состоят из газет, газетных обрывков, книг, листков, блокнотов, рабочих инструментов журналиста от пера до видеокамеры, от пишущей машинки старого образца до современной техники, от пера до диктофона. Вся композиция символизирует правду, за которую сражаются и погибают журналисты. Летящие газеты порваны, прострелены, надломлены или представлены их обрывки как символ быстротечности времени и информации. Человек в композиции не присутствует, так как памятник является символом труда журналистов и олицетворением правды и достоверности информации, за которые они сражаются и погибают. Высота монумента 350 см, ширина – 280 см, диаметр основания – 270 см. Материал: тонированная бронза на стальном каркасе. Основание из гранитной брусчатки.

6№6. Композиция представляет собой фигуру современного журналиста, который стоит на больших обрывках карты и газеты. Правой рукой журналист придерживает висящий на шее фотоаппарат, в левой руке держит блокнот и ручку. На переднем плане – разбитая видеокамера. Поверхность гранитного постамента частично не обработана, частично полирована. На полированной поверхности большими буквами написано: «ПАМЯТИ ПОГИБШИХ ЖУРНАЛИСТОВ».

Фигура современного журналиста, обозревающего весь мир, — образ собирательный. Высота памятника 350 см, фигуры – 190 см, высота основания – 160 см. Материал – фигура и карта из бронзы, постамент гранитный.

7№7. Образ человека, журналиста, работающего с риском для жизни, чтобы донести до нас реальность происходящего в горячих точках планеты. Взгляд человека устремлен вверх, возможно, в момент крайней усталости или отчаяния… С большой долей вероятности можно утверждать, что он много работал, снимал, скорее всего – в «горячей точке», поскольку в левой руке журналиста – каска. Это предположение подтверждают и два фотоаппарата, а также телекамера возле ног. Фигура выполнена реалистично. Высота памятника 300 см, высота фигуры – 200 см. Материал: бронза, постамент гранитный.

8№8. Символичное изображение земного шара и восходящие по спирали фигуры людей, выполненных довольно условно, – путь, восхождение профессиональных журналистов.

С 1991 года более 300 человек этой профессии погибли в связи с исполнением своих профессиональных обязанностей. В данной композиции эта тема раскрывается без излишней трагичности, с философским осмыслением, с позиции вечности и неизбежности пути… Высота памятника 350­400 см. Материал: бронза, гранит.

9№9. Земной шар/глобус, на котором из объемных букв изображены материки, установлен на гранитных блоках, камнях. На фасаде проекта вырезаны (выпуклые или углубленные) буквы, составляющие слово ЖУРНАЛИСТИКА.

На глобусе, между материками, по океанам протянуты ленты из печатных слов, связанных с темой «Журналистика». Каждый желающий может близко подойти к памятнику и внимательно рассмотреть письменности разных народов мира. Буквы сплетаются в затейливый необычный орнамент. Можно показать фрагменты древней письменности (Китай, Индия, древнерусский шрифт, письменность индейцев майя…).

Журналист оперирует словом, слово состоит из букв. Буквы на памятнике размывают, нивелируют границы государств, в то же время указывают на древность и особенность культур. Океаны – вода, которая всегда была символом чистоты (честность в работе журналиста). Нити сообщений из печатных слов символизируют и Интернет с телевидением, и пока ещё не такую древнюю пишущую машинку как инструмент передачи информации. Составленное из разломанных частей слово ЖУРНАЛИСТИКА добавляет в композицию трагичность/опасность в работе журналиста. Памятник довольно символично и точно раскрывает тему журналистики, причем на международном уровне. Эта работа будет интересна и познавательна москвичам и гостям столицы. (Высота монумента 210 см. Диаметр 150 см. Материал — бронза, гранитный постамент).

10№10.Стилизованная фигура в плащ-палатке с камерой в руке на сломе гранитной колонны. Силуэт размещен на фоне символичной мишени (прицел, объектив камеры).

Колонна как бы обернута листами бумаги, газетами, края которых выходят «на фасад» и символизирует печатный станок.

На фасаде надпись «ЖУРНАЛИСТАМ», шрифт — буквы от печатной машинки. По кругу — изображения разных газет.

Журналист под прицелом, на краю — трагичность и опасность профессии. Высота памятника 350 см, фигура 190 см. Материал: бронза, гранит.
11№11. Общая идея проекта: мемориальный знак-символ в память о погибших журналистах. «Памятник-фонтан «Бумага плачет».

Проект представляет собой вертикальную каменную стелу в виде бумажного листа с бронзовыми элементами разрушенной печатной машинки (механизм, клавиатура), закрепленными в нижней фасадной части. По фронтальной поверхности равномерно течет вода, укрывая основную часть бронзовых элементов (клавиши). Ударная часть условного механизма печатной машинки в разных направлениях выступает из воды и противостоит ей. В верхней фасадной части «бумажного листа» печатными буквами нанесена надпись «Погибшим журналистам» Идея «плачущего бумажного листа» может быть рассмотрена без бронзовых элементов. Вода течет, укрывая/смывая свершившееся и не свершившееся, написанное и ненаписанное, сказанное и не сказанное. Бумажный лист одушевлен и плачет об ушедшем журналисте. Высота памятника 310 см. Материал: камень, бронза.

12№12. Проект «Озеро слез» выполнен в форме фонтана. Модель очень ассоциативна и аллегорична. Она напоминает место поминовения умершего человека: в центре фонтана изображена равная ему по диаметру посмертная маска. Края чаши-фонтана «собраны» из обрывков печатной продукции – книг, газет и журналов. По своей форме они напоминают лавровый венок – дань памяти ушедшему из жизни человеку, «оплакивать» которого будут и струи фонтана.

13№13. «Маска скорби». Лицевая сторона: отпечаток рук, закрывающих лицо. Это символ того, что журналист всегда, во всех ситуациях, должен быть беспристрастным. Но даже это не спасает его от опасности. Символ трагизма несет оборотная сторона проекта, которая выполнена в форме слепка с лица умершего человека. Предполагаемая высота монумента: 250-300 см. Материал: бронза, гранит.

14№14. «Птицы». Идея проекта проста и выражена довольно реалистично: рука, поднимающаяся из недр земли, возносит в небо души безвинно погибших людей сугубо мирных профессий. Людские души представлены в образе птиц, можно предположить – голубей. Именно они, на наш взгляд, и говорят о назначении памятника. Ведь голубиная почта — один из наиболее древних из используемых человеком способов воздушной почтовой связи, при котором доставка письменных сообщений производится с помощью почтовых голубей.

15№15. «СпецКор». Проект изображает ростовую фигуру военного корреспондента. Он стоит на «кусочке» Земли/глобуса. Глобус – как олицетворение того, что «горячие точки» вспыхивают в любой части огромной Земли. В одной из них и запечатлен журналист. В его левой руке – птица, символ мирного служения идеям правды и справедливости, в правой фотокамера – как символ бесстрастного отражения действительности. Высота монумента 250 см. Материал: бронза.

16№16. Проект прост по своему решению: скульптурное изображение женщины, держащей венок. Она одета в осеннюю куртку с капюшоном, отчего верхняя часть её лица находится в тени. Венок собран из газет, журналов и книг, что говорит о причастности памятника к означенной тематике. Одновременно – он дань памяти погибшим журналистам.

Автор так охарактеризовал идею своей работы:

«В этой скульптуре я хотел показать образ современной женщины (оплакивающей). Создавал проект, обращаясь к классическим надгробиям Мартоса». Высота статуи без пьедестала 2,2 метра, высота пьедестала 70см. Материал: бронза (фигура), камень (пьедестал).

1718№№ 17, 18. Проекты представлены творческим коллективом из трех человек. Они обозначены одним девизом «Последнее слово». Модели эскизны, не проработаны. Как пояснили сами авторы, присутствующие на просмотре, у них было мало времени для создания работ. Вместе с тем идея прочитывается: на обоих проектах. По словам создателей, это «условный человек, который, превозмогая боль, несет информацию людям». Через времена и пространства он несет информацию людям. В обоих случаях человек водружен на пьедестал, символизирующий Землю. Только в одном случает (проект №17) человек ступает по Земле, изображенной в форме опоясанного свитком шара и с голубем в поднятой правой руке, в другом случае (проект №18) постамент изображен в форме чаши и птицу герой проекта держит на уровне пояса в согнутой правой руке. На обоих проектах фигура человека очень хрупкая, что говорит о его незащищенности.

Ольга Давыдова. Фото автора.