В галерее «У дяди Гиляя» состоится открытие выставки, посвящённой творчеству Юрия Самуиловича Динеса.
Юрий Динес (1926–2017) — известный московский художник, скульптор-монументалист, член Союза художников СССР, участник множества коллективных выставок, начиная с 1952 года. Первая персональная выставка работ Юрия Динеса состоялась в июне 2007 года в Центральном доме художника в Москве. Произведения автора хранятся во многих музеях страны, а также за рубежом.
Работы Юрия Динеса отличаются тонким пониманием человеческой натуры и умением передать не только внешнее сходство, но и внутренний мир своих героев. Его подход к созданию скульптур всегда глубоко индивидуален: он стремился уйти от господствующих стереотипов и канонов, чтобы показать персонажа живым, эмоциональным, близким зрителю.
Адрес Галереи «У дяди Гиляя»: 119019, г. Москва, Никитский бульвар, 8.
***
Но, прежде чем это произойдёт, хотелось бы ближе познакомить вас с автором: с его биографией, пониманием искусства и мира, философскими и эстетическими взглядами. Это должно помочь заинтересованному зрителю найти ключ к его произведениям или, как минимум, облегчить этот поиск. А начнём мы с нескольких знаковых и вместе с тем любопытных фактов, которые могли бы стать первыми штрихами к портрету художника.

Юрий Самуилович родился в Саратове в 1926 году. Этот факт многое определил в его судьбе и характере творческого поиска. Живопись молодого художника близка «саратовской школе», к которой искусствоведы относят, среди прочих, Александра Савинова, Петра Уткина, Павла Кузнецова, Алексея Карёва, Кузьму Петрова-Водкина, Ивана Щеглова, а также Виктора Борисова-Мусатова, творчеством которого они вдохновлялись, равно как и Юрий.

В начале своего творческого пути он видел себя живописцем. Рисовал и писал непрерывно, делая многочисленные рисунки и наброски на улицах, рынках — всюду и в любую погоду. Уже скоро его талант и способности получат признание именитых коллег по цеху: К. Юона, Р. Фалька, В. Фаворского, А. Дейнеки, А. Пластова, Кукрыниксов. И хотя судьбе было угодно сделать поворот, в результате которого Юрий занялся скульптурой, он пронёс любовь к живописи через всю жизнь.

Учителями юноши в разное время были такие знаменитые художники, как Роберт Фальк, Александр Дейнека и Владимир Фаворский. Своим подлинным учителем в скульптуре Юрий Динес считал Александра Матвеева, хотя непосредственно учиться у которого ему не довелось. Динесу было близко его понимание монументальности как внутренней организации скульптуры, её стержня, который не зависит от размера. Хотя многие скульпторы и обыватели полагают, что чем больше по размеру, чем грандиознее статуя или памятник, тем более они монументальны. По мнению Динеса, такой подход не только примитивен, но даже вреден.

Особую роль в судьбе Юрия сыграл Роберт Рафаилович Фальк. В 1946 году Динес брал у него частные уроки. Всё шло хорошо, но наступило время летней практики, и Динес, поддавшись живописным установкам педагога по живописи В. Васина, написал серию пейзажных этюдов, а затем показал их Фальку. Эти установки были догматичны, и между Фальком и Динесом состоялся «поворотный разговор»:
— Юра, — спросил Фальк, — скажите, какие художники вам нравятся?
Динес назвал Врубеля, Левитана, Борисова-Мусатова. Мэтр сказал:
— Если вы будете продолжать писать в плане этюдов летней практики, у вас будет все — деньги, заказы, признание. Но это не истинное искусство живописи. Если вы хотите стать личностью в искусстве, подлинным художником-живописцем, вам надо перестать заниматься живописью в институте, заняться чем-нибудь другим, а живописи учиться у меня. Попробуйте заняться скульптурой. Если вам удастся перейти на скульптуру в вашем институте, скульптура, как никакое другое искусство, поможет вам в дальнейшем и в живописи.
Пренебречь советом Фалька, пойти по течению было не в духе Юрия, и он перевёлся на факультет скульптуры.

Первой скульптурой, выполненной по заказу для массового тиража и принесшей Динесу известность, стал «Футболист». Эскиз этой статуи был принят художественным советом с первого раза и без единого замечания. Одна из двухсот фигур «Футболиста», выпущенных в бетоне с мраморной крошкой, была установлена в саду им. Баумана. Правда, после реконструкции сада она исчезла. Но зато другие экземпляры украсили парки в разных городах Советского Союза. В 1952 году скульптуру «Футболист» показывали по телевизору, а газета «Советский спорт» поместила о ней статью и фото.

Учёба у знаменитого художника-графика, иллюстратора Владимира Фаворского открыла для него всё значение рисунка. Благодаря этим занятиям он добился такого уровня мастерства в рисунке, которым не так часто обладают скульпторы. Как-то раз на одном из занятий у Фаворского они работали над рисунком с натуры. Позировал знаменитый натурщик Лобзенко. Модель была расположена к Юрию анфас, что серьёзно усложняло задачу — ничего не получалось. Подошёл Фаворский и сказал: «Давайте я попробую!» Фаворский становится за мольберт, начинает рисовать, стирает ластиком, рисует, снова стирает и говорит:
«Действительно, очень трудно всё в анфас, у меня тоже не получается!»
И советует сменить место. Динес всё же решает остаться, долго и мучительно работает над портретом, и в итоге получается — Фаворский ставит пять. Этот рисунок «Портрет натурщика Лобзенко» Динес не отдал в музей института, а оставил себе.

Как известно, мастера прошлого часто сами делали инструменты для работы. С этой славной традицией у Юрия связан забавный эпизод. Отдыхая на Кавказе, он отправился на экскурсию в самшитовый заповедник. У главного входа в парк висела табличка с предупреждением: «Выносить из заповедника самшит, ветки самшита запрещается!» Стоит сказать, что древесина самшита самая твёрдая и плотная из всех встречающихся в Европе. Она используется резчиками по дереву при изготовлении мелкой посуды, шахматных фигур и тому подобных вещей. Распиленная поперёк волокон (торцевая) древесина самшита применяется в ксилографии (гравюре на дереве).
Во время экскурсии Динес заметил упавшее дерево. Оно начало его манить, искушать: как скульптор он знал, что стеки (основные инструменты скульптора) чаще всего делаются из самшита. В его голове созрел хитрый план: отстать от группы, взять это не очень длинное дерево и, не возвращаясь к выходу, перевалив через гору Малый Ахун, спуститься к морю, к дому творчества. План был хорош, вот только дорога в гору и тяжёлое дерево сделали свое дело: Динес выбился из сил, но бросить дерево и вернуться назад он не мог. Становилось темно, и скоро самшитовый заповедник погрузился во мрак. До дома творчества Динес добрался глубокой ночью. Администрация уже звонила в милицию на розыск! Когда он вернулся, ему вкололи противостолбнячную сыворотку, перевязали раны. Наутро Динес распилил дерево и уложил в чемодан. Приехав в Москву, он сделал много различных инструментов, в том числе крупных стек, которых бы нигде и никогда не купил, а один самый толстый и хороший кусок самшита подарил Владимиру Фаворскому, который вырезал из него фигурку шахматного коня. Затем эта работа выставлялась на художественных выставках.

В советское время многие художники и скульпторы работали над образом Владимира Ильича Ленина, создавали его портреты и скульптуры. Динес не был исключением, но помощь в этой работе он получил с неожиданной стороны. Переехав в Москву, Юрий Самуилович остановился у сестры своей мамы. Её муж был сыном зажиточных фабрикантов мебели в Минске, учился в Швейцарии, занимался в Цюрихе в библиотеке, в которой работал В. И. Ленин, и неоднократно видел его там. А когда в 1952–1954 годах Динес работал над скульптурой Ленина, он приходил к нему в мастерскую на Плющихе и помогал выбрать для работы из многочисленных фото Ленина наиболее удачные, те, где Владимир Ильич более всего был похож на себя.

На Первой выставке молодых московских художников в 1954 году экспонировался сделанный Юрием Самуиловичем скульптурный портрет молодого Маяковского с бантом. После выставки его приобрела мать Владимира Маяковского, Александра Алексеевна и подарила музею Маяковского в Москве. Динес сдружился с семьей поэта, часто бывал в гостях у Александры Алексеевны, равно как и у роковой возлюбленной поэта — Лили Брик. По её просьбе он сделал настольный бюст Маяковского, копию которого приобрели известные писатели и поэты, среди них: Константин Симонов, Лев Кассиль, Павел Антокольский, а также режиссёр, худрук театра им. Маяковского Николай Охлопков, ещё в 1922 году, будучи одним из организаторов Иркутского Молодого театра, поставивший знаменитую пьесу Владимира Маяковского «Мистерия-буфф».

Особые отношения связывали Юрия Самуиловича с другим великим поэтом – Александром Пушкиным. Открыл Динес свою пушкиниану скульптурным портретом юного Пушкина, который вылепил в 1953 году. «Пушкин-лицеист» понравился всем, работу опубликовали в новом журнале «Юность» № 2, издаваемом Валентином Катаевым. Владимир Фаворский, будучи автором великолепного рисунка и гравюры Пушкина-лицеиста, тоже одобрил скульптуру Юрия Самуиловича. Ещё один памятник Александра Сергеевича его работы, эскиз которого был сделан ещё в пятидесятых годах, был установлен в 1993 году на Спасопесковской площади став жемчужиной центра Арбата. Именно в его камерности и простоте кроется особое очарование. А не вдалеке от него, на Тверской улице стоит величественный «собрат».

В материале использованы фото из архива художника