Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Выставки в сентябре

Выставки в сентябре

image_pdf

Пушкинский музей«Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» — ГМИИ имени А.С. Пушкина. С 20 сентября по 13 ноября.

Римские древности и архитектурные фантазии в работах великого гравера, его учителей и последователей.

Вынесенные в название выставки предлоги «до» и «после» указывают на ее состав и структуру. Около 400 экспонатов продемонстрируют и корни искусства Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778), и богатство его наследия, и силу его влияния на отечественную архитектуру и графику. Однако этими же словами можно смело охарактеризовать два вектора творчества итальянского гравера, архитектора, ученого — прошлое и будущее. «До» указывает на имперскую архитектуру Рима, изучению и документации которой он посвятил большую часть жизни (в дальнейшем из серий «Римские древности» и «Римские виды» черпали идеи как придворные архитекторы Екатерины II, так и сталинские зодчие). Предлогом «после» можно обозначить визионерскую часть наследия Пиранези. Так, психоделия серии «Фантастические изображения темниц», по легенде созданной гравером в малярийном бреду, воодушевляла романтиков, символистов, конструктивистов и сюрреалистов.

 

«Пино Пинелли. Материя. Фрагмент. Тень» — Мультимедиа Арт Музей. С 21 сентября по 23 октября.

Минималистическая живопись, вышедшая за границы холста: разноцветные почти бархатные крестики, квадраты и кружочки красиво развешаны по стенам.

Итальянец Пино Пинелли (р. 1938), продолжая славные традиции искусства XX века, ищет границы и пределы картины. Оставляя базовые живописные составляющие в виде композиции, цвета и фактуры, он выводит их из плоского мира. И если жаждавший похожей свободы для живописи Лучо Фонтана резал разноцветные холсты, то у Пинелли «холст» уже «расчленен» и красиво распределен кусками по стенам: из элементов, похожих на смачные мазки краски, художник составляет стильные, минималистические композиции (линии, квадраты, кольца).

 

«Илья Кабаков. Книжная графика» — Музей АРТ4. С 21 сентября по 17 ноября.

Ранее не выставлявшиеся детские иллюстрации классика концептуализма.

Илья Кабаков, как и его товарищи по нонконформизму, с 1950-х зарабатывал на жизнь, оформляя детские книги и журналы. Музей АРТ4 показывает иллюстрации 1970-80-х гг., созданные художником для познавательных книг о технике Анатолия Маркуши «Мастерами делаются» и «АБВ…». В непритязательных и немного сентиментальных катринках, мастерски, однако выполненных, ясно считывается знаменитый кабаковский стиль.

 

«Русское искусство: от Боровиковского до Кабакова. Из собрания Галереи «АБА» — С 22 сентября по 14 октября.

Гастроли отечественной классики из США: Маковский, Коровин, Челищев, Экстер, Бурлюк.

Коллекционеры, арт-дилеры, основатели галереи «АБА» Анатолий и Майя Беккерман в течение трех десятилетий собирают русское искусство, разбросанное по США, а затем активно показывают его в России. Выставка в «Новом Манеже» — это 70 последних приобретений Беккерманов. И хотя название указывает на необычайную широту привозимого (Владимир Боровиковский будет представлен «Портретом министра юстиции П.Д. Трощинского», Илья Кабаков — работой «Потусторонняя реальность»), большая часть экспозиции — полотна авторов рубежа XIX-XX столетий. Так, будут картины Константина Коровина и слабо представленного в России Павла Челищева, неизвестные вещи Давида Бурлюка и считавшийся до недавнего времени утерянным двухметровый триптих Александры Экстер.

 

«Prix Pictet» — Усадьба Муравьевых-Апостолов (Старая Басманная, 23/9). С 23 сентября по 30 октября.

Эффектно преподнесенные глобальные проблемы планеты: голод, общество потребления, экологические катаклизмы.

Премия Prix Pictet вручается с 2008 года за фотопроекты на тему глобальных проблем. В Москве покажут шесть серий-победителей от Бенуа Акена, Валери Белен, Люка Делае, Надава Кандера, Михаэля Шмидта и Митча Эпстайна. Этическая подобных начинаний стандартна: климатические изменения, общество потребления, экологические и другие проблемы современности сняты так красиво, что и проблемами не кажутся.

 

«Группа ZERO» – Мультимедиа Арт Музей. С 23 сентября по 13 ноября.

Работы влиятельной немецкой арт-группы, поменявшей искусство в середине XX века.

«Zero — это тишина. Zero — это начало», — утверждалось в манифесте дюссельдорфской арт-группы Zero, созданной художниками Отто Пине, Хайнцем Маком и Гюнтером Юккером. Идея перезапуска авангарда в частности и искусства в целом была актуальна не для одной Германии, травмированной опытом нацизма. Премьера пьесы Джона Кейджа «4′33″» прошла в 1952, Ролан Барт описал «нулевую степень письма» в 1953, Zero, чьи взгляды во многом разделяли главные художники эпохи — от Ива Кляйна до Лучо Фонтаны — возникла в 1957 году. Тишина в музыке, устранение стиля в тексте, чистота цвета в живописи освобождали место для главного героя нового искусства — непосредственно процесса восприятия. Для Zero точкой отсчета стал свет, жизнь и природа которого исследуется в их инсталляциях, кинетических работах, монохромных картинах. И хотя группа просуществовала всего до 1967 года, выработанный ими художественный язык, а также их идеи до сих пор питают искусство.

 

«Золотая карта России». Живопись и графика XVIII–XX веков из собрания Приморской картинной галереи» — Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке. С 23 сентября по 15 января.

Русская классика, когда-то переданная из Москвы и Питера во Владивосток: Щедрин, Лентулов, Кончаловский.

Нельзя сказать, что привозимые из другого конца страны картины Третьяковке совсем чужие. 31 из 61 экспоната до 1930-х гг. принадлежали галерее, а затем были отправлены в Приморье как культурная помощь окраинам.

 

«Александр Родченко. Опыты для будущего» — Мультимедиа Арт Музей. С 24 сентября по 13 ноября.

Юбилейная экспозиция классика конструктивизма.

Александр Родченко, конечно, больше, чем фотограф. Родченко — один из брендов русского авангарда. Изобретатель советского дизайна и фотографии (в формальном выражении ракурсной конструктивистской съемке), воспевший романтику и энтузиазм молодого государства и главных его героев. 125-летие автора Мультимедиа Арт Музей встречает обязательной экспозицией, включающей хрестоматийные снимки парадов, портреты Владимира Маяковского, Лили Брик, Варвары Степановой, коллажи, образцы дизайна. А название выставки, заимствованное выражение из дневника фотографа, подчеркивает роль Родченко как экспериментатора и новатора, для которого политика, несмотря на внешнюю ангажированность, дело неприятное и чуждое.

 

«Элегантность и роскошь ар деко. Институт костюма Киото, ювелирные дома Cartier и Van Cleef & Arpels» – Успенская звонница Московского Кремля. С 30 сентября по 11 января.

Помпезные и броские женские наряды от ведущих модельеров и фирм эпохи.

Стиль ар-деко, хронологически уместившийся между двумя мировыми войнами, воплотил стремление к избыточности и роскоши как богатством исполнения, так и эстетикой, впитавшей плавные линии модерна и строгость классицизма, функциональность конструктивизма и экзотику примитивного и этнического искусства. В Музеях Кремля ар-деко представят женскими нарядами, в том числе платьями «роб де стайл» и аксессуарами из богатейшей коллекции Института костюма Киото. Платья от Пуаре, сестер Калло, Ланвен, Шанель, Пакен и других ведущих фирм и модельеров эпохи покажут в компании украшений от Картье и Ван Клиф и Арпельс и модной графики.

Помимо Успенской звонницы, часть выставки также проходит и в Одностолпной палате.

 

«Свидетельства»: Франсиско Гойя, Сергей Эйзенштейн, Роберт Лонго» — Музей современного искусства «Гараж». С 30 сентября по 5 февраля.

Масштабная и мрачная графика американца Роберта Лонго рядом с работами масштабных авторов.

Художник, скульптор, режиссер Роберт Лонго любитмассовую культуру, эпические сюжеты и мрак. Прославился он в начале 1980-х серией «Люди в городах» — стильными портретами яппи в изломанных, экстатических позах. Затем, не изменяя выбранной технике (крупноформатные фотографичные рисунки углем) и постапокалиптическому настроению, Лонго мастерски изображал акул, младенцев, взрывы, американские флаги, цунами, рентгенограммы классики мирового искусства. Для «Гаража» художник вместе с главным куратором музея Кейт Фаул собрали проект из работ самого Лонго, офортов Франсиско Гойи и рисунков и видео режиссера Сергея Эйзенштейна. Название проекта — «Свидетельства» — отсылает к историческому контексту творчества участников. И здесь у авторов разнятся масштабы. Гойя и Эйзенштейн оставили мощные художественные свидетельства эпохальных переломов, свидетельства Лонго техничны, эффектны, но исключительно развлекательны. Хотя размером произведений он, безусловно, выигрывает.