Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » «Весёлые картинки» – первый Российский комикс

«Весёлые картинки» – первый Российский комикс

image_pdf

К 55-летию популярнейшего детского журнала «Веселые картинки» в Третьяковской галерее открылась выставка лучших рисунков из коллекции издания.  За подготовку и проведение выставки «Веселые картинки» — первый  Российский комикс» редакционный коллектив издания удостоен Диплома Союза журналистов Москвы. Награду вручила на церемонии открытия вернисажа  Первый секретарь СЖМ Москвы Людмила ЩЕРБИНА.

О самом любимом журнале нескольких поколений детей можно говорить только в превосходных степенях: суммарный тираж «Веселых картинок» за все годы выпуска составил около 5 миллиардов экземпляров, в нем напечатано около 3 миллионов рисунков и 100 тысяч рассказов, его читатели проживают в 40 странах мира.
Журнал начал выходить в 1956 году на волне хрущевской «оттепели». Идея его создания принадлежала талантливому художнику-карикатуристу «крокодиловцу» Ивану Семенову. Это был не просто детский, но и единственный в своем роде рисованный юмористический журнал.
Первоначально «Веселые картинки» имели горизонтальный формат, напоминая ученический альбом для рисования. Большая часть страниц была заполнена выразительными рисунками-историями с краткими репликами, размещенными в «пузырях», – классический вариант комикса. Их создавали лучшие художники-карикатуристы, иллюстраторы детской литературы, аниматоры И.Семенов, В.Каневский, В.Сутеев, А.Лаптев, К.Ротов, В.Пивоваров, И.Кабаков, Р.Варшамов, С.Тюнин, Ф.Ярбусова, О.Эстис, Э.Гороховский, Е.Милутка, Э.Назаров, С.Алимов, В.Горбачев и другие. Рождение «Веселых картинок» поддержали известные детские писатели и поэты, ставшие его авторами, – С.Маршак, А.Барто, Б.Заходер, С.Михалков. Позднее к ним присоединилось молодое поколение литераторов, среди которых были Э.Успенский, Г.Остер, Ю.Кушак, М.Усачев.
В разгар холодной войны под эгидой ВЛКСМ появился журнал «несоветского» толка. Вызовом общепринятым нормам выглядел главный герой «Веселых картинок» – Карандаш, придуманный И.Семеновым. Во времена, когда само слово «интеллигент» вызывало неоднозначную реакцию, ведущим персонажем детского журнала стал обаятельный человечек с карандашом вместо носа, одетый в «буржуазный» берет, блузу, с алым бантом на шее. Все в его облике подразумевало свободомыслие, открытость, творческое начало. Вслед за Карандашом на страницах журнала появилась целая команда Веселых человечков: Самоделкин, Петрушка, Незнайка, давно «обрусевшие» Буратино и Чиполлино, Дюймовочка и герой антифашистского чешского подполья Гурвинек. Первому художественному редактору «Веселых картинок» Виталию Стацинскому принадлежала идея создания постоянной рубрики «Заседания Клуба Веселых человечков» – скрытой пародии на заседания и съезды, которые следовали в стране один за другим. То ли по странному стечению обстоятельств, то ли потому, что чиновники от идеологии решили, что издание с рисунками и минимумом текста не может представлять никакой опасности, «Веселые картинки» оказались единственным в стране средством массовой информации, никогда не подвергавшимся обязательной для советской прессы цензуре.
В 1977 году во главе журнала стал Рубен Варшамов – известный иллюстратор. Он был открыт для всего нового, неординарного, активно привлекал к работе в журнале молодых художников и литераторов. Сохраняя лучшие традиции «Веселых картинок», он стал активно работать над дизайном журнала, менял макеты обложек, «играл» с форматом. Номер «Веселых картинок» раскладывался в огромный лист-игру с рисунками, внутри издания появлялись оригинальные вкладки, приложения. В 1978 году в русле этих исканий знаменитый художник Виктор Пивоваров создал хорошо известный сегодня логотип журнала.
Объединив на своих страницах первоклассный рисунок и текст, «Веселые картинки» развивали личность ребенка, способствовали расширению его кругозора, возрождали традиции семейного чтения.
Выставка демонстрирует около 280 рисунков художников – авторов «Веселых картинок», которые сотрудничали с изданием с 1956 по 2000 год. Это оригиналы иллюстраций из коллекции журнала, насчитывающей около 5 000 произведений. Большая часть представленных работ никогда ранее не экспонировалась. Наряду с рисунками классиков советской графики – В. Каневского, В. Сутеева, И.Семенова, К. Ротова показаны листы ныне всемирно известных художников актуального искусства – И. Кабакова, В. Пивоварова, Э.Гороховского. В годы «застоя» они получали официальный статус художников-графиков благодаря сотрудничеству с «Детгизом» и периодическими изданиями, в том числе «Веселыми картинками». В рисунках для журнала они вели активные художественные поиски, экспериментировали со шрифтами, формой, пространством листа, соотношением изображения и текста. Результаты этих поисков воплощались в широко известных станковых произведениях художников. Впервые экспонируются акварельные листы Ф. Ярбусовой (1980-е), образовательные многофигурные рисунки-игры Р. Варшамова из серий «Покажите мне их» и «Исторические приключения Веселых человечков», большеформатные оригиналы настольных игр, достигающие двухметрового размера. Привлекут внимание зрителей и работы одного из лучших карикатуристов мира С. Тюнина, в том числе комикс «Веселые человечки на БАМе» (1982), а также рисунок, выполненный акварелью и тушью, выдающегося французского карикатуриста Жана Эфеля «Дед Мороз и сани» (1970-е).
Один из залов выставки отведен под игровую зону для детей. Там пройдут конкурс детского рисунка, театрализованные представления с участием ростовых кукол – героев «Веселых картинок», будут проводиться интерактивные игры.
Выставка организована при содействии Федерального  агентства по печати и массовым коммуникациям  и Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы.
Выставка открыта с 15 декабря 2010 по 20 февраля 2011 по адресу: Крымский Вал, 10, залы № 80–82