Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Век Анатолия Артеменко

Век Анатолия Артеменко

image_pdf

В дом на  Кутузовском проспекте пришло письмо из Кремля.
В конверте — поздравление  Президента Российской Федерации.
Владимир Владимирович Путин в своем письме сердечно поздравляет
со столетним юбилеем Анатолия Павловича Артеменко —
Героя Советского Союза, генерал-майора авиации в отставке,   

100 лет!
В эти годы вместились события, которые прошли через  жизнь легендарного человека…. Сельское детство, школа, комсомол ,учеба в техникуме и занятия в аэроклубе, затем с комсомольской путевкой прибытие  на учебу в Херсонскую авиационную школу … Выпуск в начале войны и присвоение воинского звания старший сержант и направление  инструктором по подготовке летчиков в Батайское военное  авиационное училище. Здесь он стал инструктором по подготовке летного состава.   Из Батайска военная судьба забросила его в глубокий тыл.

После расформирования Батайского военного  училища,  его направляют в Куйбышевскую область командиром звена 43-й запасной авиабригады. Он осваивает новую машину – штурмовик  Ил-2  и обучает молодых пилотов. На повторные рапорты о направлении на фронт ответ короткий: выполняй приказ, ты нужен здесь!  Уже наступил  1943-й год,  друзья Артеменко      —  находились на фронте, а он блестящий летчик ни разу не участвовал в боях.  11 мая 1943 года. Собрав нехитрые сержантские пожитки  в солдатский вещмешок, Артеменко  самовольно отправился на фронт.

Через несколько дней он назначен командиром звена. В полку служили товарищи Анатолия по авиашколе: Сергей Родинка, Валерий Рыжков, Петр Есипов, Сергей Вандышев       (Все стали Героями Советского Союза) – все они охотно делились с  другом боевым опытом. Новый командир звена  начал боевые вылеты. Все шло прекрасно. В  первых же боях сержант Артеменко показал себя умелым и бесстрашным воздушным воином.

И вновь боевые вылеты.

После разгрома отборных фашистских дивизий на Курской дуге, Красная армия с боями продвигалась на Запад, началась битва за освобождение Украины. Особенно  ожесточенные бои развернулись осенью 1943 года за город Запорожье. Фашистам не хотелось сдавать крупнейший  стратегический   индустриальный центр  и порт на Днепре.  В день приходилось выполнять по несколько боевых вылетов, каждый успешный  вылет  приближал к круглой цифре, после которой следовало присвоение звания Героя Советского Союза. После освобождения города бои развернулись на противоположном берегу. И вот Анатолий Павлович вспоминает такой эпизод:

– Под покровом ночи подразделение наших пехотинцев провело разведку боем, переправившись на левый берег Днепра,  закрепилась у села Канцеровка.  Горстка отважных бойцов овладела  трехкилометровым плацдармом, вклинившись вглубь гитлеровских войск на целый километр. С рассветом на поддержку действиям наземных войск в воздух поднялась авиация, нанося удары по переднему краю противника. Утро выдалось пасмурным, поэтому летчики вылетали отдельно , а не группами. В тот осенний день я совершил три успешных боевых вылета.  Мне ставилась боевая задача пролететь над Запорожьем островом Хортица и на краю Канцеровки бить по скоплениям противника.

Ложусь курсом на Запорожье. Впереди уже виднеется Канцеровка. Ещё раз проверил все ли готово к бою. И вдруг увидел, что быстро падает давление масла в двигателе, еще немного времени  и он заглохнет.  Возвращаться  было поздно. Единственный выход идти вперед. Цель уже близка. Позади Запорожье и Хортица, подо мной огромное скопление фашистов и техники. Вражеские зенитки открыли огонь. Мгновение, резкий стук и двигатель замер. Самолет резко идет вниз к земле. Сбрасываю бомбы, реактивные снаряды и разворачиваюсь на Запорожье. Высота 400 метров. Гитлеровцы заметили, что двигатель не работает, даже прекратили пальбу. Я посмотрел в окно кабины на землю, прикинув, сколько ещё остается до своих: самолет может сесть на территории захватчиков, а нужно посадить на нейтральную полосу, которая начиналась крутым спуском в сторону наших. Я принимаю решение набрать скорость, у самой земли выпустить шасси и быстро проскочить через передний край фашистов, выйти на бугор, а оттуда самолет сам покатится к своим. Маневр удался.

Впереди были новые бои, новые боевые награды — уже в качестве командира 1-й эскадрильи, которая  не потеряла ни одного летчика и в которой 4 отважных пилота стали Героями Советского Союза.

Война уже закончилась, а летчики эскадрильи Артеменко поддерживали действия наземных войск 11 мая, когда танкисты прославленного полководца П.С.Рыбалко   шли на помощь восставшей  Праге. Лишь 27 июня 1945 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звании Героя Советского Союза. В послевоенные годы Анатолий Павлович Артеменко окончил Военно-политическую академию.Служил в Группе Советских войск в Германии начальником политотдела корпуса. Работал в Институте космических исследований. Затем возглавлял (до выхода в отставку) в Военно-политической  академии факультет авиаторов

                            Наум Аранович.  Фото автора

P.S. Выйдя в отставку, Артеменко  выступал с лекциями по линии общества «Знание». Однажды в70-х годах в Политехническом музее в Москве проходило собрание  общества «Знание». Рядом с Артеменко сидел генерал-полковник авиации. В беседе генерал-полковник уточнил, где во время войны служил, на что Артеменко ответил: в 43‑ей запасной авиабригаде. Немного подумав, генерал-полковник спросил у Артеменко, не помнит ли он того летчика, который не выполнил приказа командира бригады и сбежал на фронт.
– Этим летчиков был я, —  ответил Артеменко генерал-полковнику,
– А я — Подольский Алексей Ильич, — ответил тот, после чего встал и громко продолжил: – Я его нашел! Это он дезертировал на фронт из запасной воинской части, которой я командовал в годы войны.

СПРАВКА
В 1943 году звание Героя присваивалось за 50 успешных боевых вылетов,затем появилась цифра сто.
Артеменко совершил 188 боевых вылетов. Но в энциклопедии Героев значится 186.
Так как  на момент оформления реляции о присвоении звания Героя, у него было 186.
Два вылета были совершены уже после 9 мая на Прагу.