Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » В Воронеже издан первый в России каталог фейков

В Воронеже издан первый в России каталог фейков

image_pdf
Выпущенное Воронежским госуниверситетом учебное пособие «Маркеры фейка в медиатекстах» заняло первое место на IV Международном конкурсе Professional Stars 2020-2021. Написали пособие два профессора ВГУ — Алла Шестерина с журфака и филолог
Иосиф Стернин, а помогали им четыре студента, которые искали объекты для исследования в прессе и соцсетях.
Издание предназначено в первую очередь для журналистов,
а также специалистов по лингвокриминалистике (лингвистической экспертизе текстов). Однако умение отличать фейковые новости от настоящих пригодится и любому современному человеку,

рассказал один из авторов исследования, доктор филологических наук Иосиф Стернин.

Авторы выделяют 82 (!) маркера фейков в новостных, рекламных текстах и сообщениях соцсетей: от грубой лжи до чуда современных технологий, замены в видеороликах человеческого лица на другое с сохранением мимики. Вот лишь некоторые признаки, позволяющие понять, что читателю или зрителю «полощут мозг» и «втирают очки» одновременно:

  • сообщение содержит информацию, призванную вызвать сильные эмоции: предсказан конец света, жуткая история (известной личности);
  • отсутствие ссылок на источники информации: говорят, стало известно, очевидцы утверждают и подобное;
  • прогнозирование событий по катастрофическому сценарию: коронавирусом переболеет 90 процентов населения земного шара, апокалипсис уже наступил;
  • конспирологическая аргументация, ссылки на некий заговор, тайный глобальный план: десятилетиями от нас скрывали, медики проболтались, кто на самом деле, как врачи оберегают себя любимых от…;
  • подложные фотографии: во время пожаров в Сибири некоторые СМИ использовали снимки горящих бразильских лесов. Проверить подлинность фото можно с помощью поиска по картинкам;
  • присутствие в тексте грамматических ошибок, использование сленговых жаргонных выражений;
  • раскрытие тайны или предостережение в заголовке: в это невозможно поверить, но, раскрыта причина, все ахнули, узнав, что…;
  • простота решения проблемы: чтобы избавиться от… я всего лишь,.. простой способ похудеть, найден главный враг диабета;
  • использование вопросительных знаков в громких заголовках: «Самоубийство легендарного рок-музыканта?».

Умение отличать фейковые новости от настоящих пригодится любому человеку.

Хватает жульничества и в коммерческих текстах. Здесь их цель иная: не просто задурить аудиторию, но и подтолкнуть ее к конкретным действиям, покупке товара или услуги, оформлению кредита и так далее.

С большой осторожностью стоит относиться к предложениям простого и быстрого способа решения тяжелых проблем со здоровьем: это вылечит за секунду, вот что спасет, медики назвали средство… Зачастую ловушкой является и предлагаемый способ сэкономить: аптеки скрывают копеечное средство, больше нет необходимости тратиться на, этот способ сэкономит вам…

Объявление о резком снижении цены или ликвидации магазина — тоже повод насторожиться. А характеристики товара и впечатления от него укладываются в пару малоинформативных фраз: «очень доволен, всем рекомендую», «спасибо, что решили мою проблему» и тому подобное.

– Присутствие одного и даже нескольких маркеров фейка не означает со 100-процентной гарантией, что сообщение в целом является фейком. Анализ носит вероятностный характер и предоставляет возможность заподозрить ложь или недоговоренность, усомниться в истинности информации, дает стимул проверить факты самостоятельно, — подчеркнул Стернин.

Антон Валагин (Воронеж)