…Под стеклом нож с коротким лезвием и замотанной изолентой рукояткой. И рядом его работа, лист картона с прорезанными в нем словами «…теперь, когда республика обескровлена, изранена…». Это трафареты для «Окон РОСТа» 21 года. Такие же, вырезанные руками мастеров со строками, сочиненными Маяковским и другими поэтами по последним сводкам новостей, рассылались по всей России, а в Москве отрисованные, оформленные строки висели уже через час. Почти как в нынешних новостных лентах — только от руки.
— Выразительность — это когда в рисунке нет никаких второстепенных деталей, а есть максимально концентрированное выражение мысли, — говорит Владимир Мочалов, знаменитый художник-карикатурист, член РАХ, в свое время — заместитель главного редактора «Крокодила».
Мы стоим с ним перед его любимой работой на выставке — карикатурой Кукрыниксов «Превращение фрицев»: фюрер указывает вперед, продрогшие солдаты вермахта двигаются по снегу стройными рядами, постепенно превращаясь в ряды крестов. — Согласитесь, сразу доходит, что художники хотели сказать. Доходило и до немцев.
Крестьянин, днем покоряющийся немцу, а ночью срубающий ему голову. Юный Фриц с каской вместо головы, Гитлер с такой же пустой головой, куда сыпятся бессмысленные приказы («Гитлер предполагает — Красная армия располагает»). Страшная обезьяна в немецкой каске — внизу призыв и стихотворение Симонова «Убей его!». Серия «Летопись вражьих нашествий в Россию» — всегда заканчивавшихся разгромом врага. На выставке есть работы, от которых стынет кровь, у которых до сих пор хочется улыбнуться, над которыми задумаешься (взять хотя бы плакат Николая Денисовского «Декларация о поражении Германии», украшенный портретами военачальников СССР, Франции, США и Великобритании, вместе добывшими общую победу)…
«Я не согласен с вашей идеологией, но «Окна…» настолько хороши, что, когда я вывешиваю их у себя в цехах, производительность труда повышается», — писал в 1944-м в Москву американский предприниматель, просивший подписать его на «Окна ТАСС».
Изготавливавшихся в 3 смены до 1000 экземпляров по строжайшему техническому регламенту круглосуточно с июня 1941-го по 29 декабря 1946-го коллективом художников и мастеров, в который входило более 500 человек. Выставка в Музее Победы — памятник их труду.