Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » В музее Победы отмечают 100-летие «Окон РОСТа»

В музее Победы отмечают 100-летие «Окон РОСТа»

image_pdf
На балюстраде третьего этажа Музея Победы развешаны рисунки и плакаты, но это выставка не графики, а, прежде всего, борьбы — новой российской власти против старой и советской против фашистской. Борьбы, в которой искусство плаката оказывало на противника воздействие почти что нервно-паралитическое.
Так, тульские подпольщики однажды заклеили дома в городе присланными из Москвы «Окнами ТАСС». Был декабрь 42-го, мороз, отодрать бумагу от стен не было никакой возможности — и плакаты со стихами и рисунками были немцами просто в ярости и бессилии расстреляны.

…Под стеклом нож с коротким лезвием и замотанной изолентой рукояткой. И рядом его работа, лист картона с прорезанными в нем словами «…теперь, когда республика обескровлена, изранена…». Это трафареты для «Окон РОСТа» 21 года. Такие же, вырезанные руками мастеров со строками, сочиненными Маяковским и другими поэтами по последним сводкам новостей, рассылались по всей России, а в Москве отрисованные, оформленные строки висели уже через час. Почти как в нынешних новостных лентах — только от руки.

Рядом в витрине толстый карандаш и кисть Маяковского, инструменты поэзии прямого действия, которыми поэт и художник набрасывал эскиз вот этого, например, рабочего, длинной рукой указывающего на соседний квадрат, где в нивы ладонь бросала зерна («Вот программа всего нашего хозяйства / Каждый лоскут должен быть весной засеян»). Плакат, и до наших дней сохранивший актуальность: «У украинцев и русских клич один — да не будет пан над рабочим господин!» — и пан, поднятый на русском и украинском штыках. Герои — красные, враги (лентяи, воры, врангели и т.д.) — черные и аршинные буквы по белому фону, разъясняющие увиденное, чтоб понятно было самым неграмотным.
В коллекциях Музея Победы, Музея Вооруженных сил, Госархива РФ, ТАСС, РВИО и Музея Маяковского сохранились, судя по выставке, десятки выдающихся образцов советского агитпропа, в полной мере усвоившего законы русского авангарда (тут же, кстати, и ранний Малевич — в совместной с Маяковским работе «У союзников французов битых немцев полный кузов»). Агитпроп времен Гражданской войны бил по головам буржуев увесистым кулаком Маяковского. Работы советских художников 40-х, собравшихся в коллектив «Окон ТАСС» на третий день войны в помещениях художественных салонов на Кузнецком Мосту, ударили по Гитлеру всей силой советской сатирической карикатуры, беспощадной, эмоциональной, одновременно гиперболизированной и точной в деталях.

— Выразительность — это когда в рисунке нет никаких второстепенных деталей, а есть максимально концентрированное выражение мысли, — говорит Владимир Мочалов, знаменитый художник-карикатурист, член РАХ, в свое время — заместитель главного редактора «Крокодила».

Мы стоим с ним перед его любимой работой на выставке — карикатурой Кукрыниксов «Превращение фрицев»: фюрер указывает вперед, продрогшие солдаты вермахта двигаются по снегу стройными рядами, постепенно превращаясь в ряды крестов. — Согласитесь, сразу доходит, что художники хотели сказать. Доходило и до немцев.

Искусство плаката оказывало на противника воздействие почти что нервно-паралитическое

Крестьянин, днем покоряющийся немцу, а ночью срубающий ему голову. Юный Фриц с каской вместо головы, Гитлер с такой же пустой головой, куда сыпятся бессмысленные приказы («Гитлер предполагает — Красная армия располагает»). Страшная обезьяна в немецкой каске — внизу призыв и стихотворение Симонова «Убей его!». Серия «Летопись вражьих нашествий в Россию» — всегда заканчивавшихся разгромом врага. На выставке есть работы, от которых стынет кровь, у которых до сих пор хочется улыбнуться, над которыми задумаешься (взять хотя бы плакат Николая Денисовского «Декларация о поражении Германии», украшенный портретами военачальников СССР, Франции, США и Великобритании, вместе добывшими общую победу)…

«Я не согласен с вашей идеологией, но «Окна…» настолько хороши, что, когда я вывешиваю их у себя в цехах, производительность труда повышается», — писал в 1944-м в Москву американский предприниматель, просивший подписать его на «Окна ТАСС».

Изготавливавшихся в 3 смены до 1000 экземпляров по строжайшему техническому регламенту круглосуточно с июня 1941-го по 29 декабря 1946-го коллективом художников и мастеров, в который входило более 500 человек.  Выставка в Музее Победы — памятник их труду.