Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » В московском метро сохранились отпечатки боевых событий 1941–1945 гг.

В московском метро сохранились отпечатки боевых событий 1941–1945 гг.

image_pdf

Следы Великой Отечественной можно отыскать едва ли не повсюду. Она пробралась даже под землю — в московское метро. Причем кое-что из такого наследия суровых военных лет оказалось увековечено навсегда, хотя горожане сейчас этого не замечают.

ПавелецкаяВы бывали на станции «Павелецкая»-радиальная? Обращали внимание, какая она двуликая? Спустившись по эскалатору со стороны Павелецкого вокзала, попадаешь в теснину узких проходов между массивными пилонами, ведущими к таким же узеньким перронам. Зато с противоположной стороны, от Зацепского Вала, пассажиры, сошедшие с лестницы-чудесницы, сразу оказываются в просторном зале, своды которого поддерживают тонкие колонны.

Именно такой — просторной, светлой — и предполагалось сделать всю «Павелецкую». Этот подземный дворец был задуман как вариация на тему красавицы «Маяковской».

К сооружению станции метро возле Павелецкого вокзала приступили еще до войны. Металлические конструкции для ее пассажирского зала изготавливали на Украине — на Днепропетровском заводе. До начала фашистского нашествия оттуда в Москву успели привезти лишь небольшую часть деталей для «Павелецкой», остальное же метрополитеновское железо, увы, так и осталось в оккупированном гитлеровцами Днепропетровске. Тогда, чтобы не задерживать пуск нового радиуса столичной подземки, соединяющего «Театральную» и «Автозаводскую» (в ту пору — «Завод им. Сталина»), приняли компромиссное решение: из имеющихся металлоконструкций соорудить в одном конце будущего пассажирского зала «Павелецкой» короткий и узкий тамбур, снабженный проходами к нешироким посадочным платформам. Такая убогая станция-времянка была открыта в самый разгар войны — зимой 1943-го.

Лишь несколько лет спустя, уже после победы, появилась возможность достроить «Павелецкую». Сооружая недостающую часть пассажирского подземного зала, ему придали тот самый облик, который и предполагался в первоначальном варианте — по типу «Маяковской». Ну а четвертушка этой станции — та, что со стороны Павелецкого вокзала, — так и осталась тесной, узкой, низкой, напоминая о «зародыше» «Павелецкой»-радиальной, возникшем здесь в трудные военные годы.

Читайте полностью на сайте mk.ru
и в газете «Московский комсомолец» №26781 от 6 апреля 2015