Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Укрощение  «Тайфуна» стало «Зарей Победы»

Укрощение  «Тайфуна» стало «Зарей Победы»

image_pdf

05Заметки с круглого стола

4 декабря, 2015 г. в связи с 74-й годовщиной начала контрнаступления советских войск под Москвой  прошел круглый стол, посвященный  работе фронтовых журналистов   и кинооператоров  в ходе осуществления этой операции, с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны – участников битвы под Москвой.

В этот день СЖМ  совместно с   Ассоциацией иностранных  корреспондентов  открыта  выставка фотографий и документов, об участии во французском движении Сопротивления советских людей, в основном бежавших из фашистского плена солдат и офицеров Красной Армии. Более 30 тысяч из них вступили в интернациональные партизанские отряды, сражавшиеся во Франции, что нашло своё отражения в зарубежных  изданиях.

Материалы для данной выставки предоставил бывший несовершеннолетний узник концлагеря во Франции, активист Межрегиональной общественной организации ветеранов французского  движения Сопротивления «Комбатан Волонтэр» Виногин Юрий Петрович.

Круглый стол «С Лейкой» и блокнотом… К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне» является составной частью плана  мероприятий года 70-летия Победы. Этим мероприятием СЖМ завершил план юбилейного года.

Открывая круглый стол, Павел Гусев замети, что  он проводится в канун годовщины разгрома немецко-фашистских войск под Мoсквой. Это было первое поражение гитлеровских войск, которые до этого привыкли исключительно маршами и с улыбками на лицах проходить по европейским столицам, с наскока брать города, предварительно осыпая их жителей градом из авиабомб, расстреливая из дальнобойных орудий, если те «имели наглость» сопротивляться тогдашним «носителям демократии». Так было с самыми разными городами, но так не вышло с Москвой. И не сочинённый либеральными историками «генерал-мороз», не пресловутые «сложности со снабжением» остановили огромную армию Германии и стран, находящихся в вассальной от неё зависимости. Гитлеровцев остановил героический советский солдат в самом широком понимании этого слова — солдат, за которым стояли народ и Отечество. Он бился насмерть и заслужил бессмертие, даже если пал тогда – в 41-м, сражённый пулей или осколком врага.  Событие нашло яркое отражение в работе журналистов, о чем свидетельствуют  публикации в СМИ тех лет. Известно, что в годы войны. издавалось 18 фронтовых и 110 армейских газет. Приведу один интересный, на мой взгляд пример, в июне 1941 года из 800 писателей Москвы 250 убыли на фронт.

Москва 41_45— Совсем недавно вышла энциклопедия «Москва в годы Великой Отечественной войны». Это фундаментальный труд в создании, которого я принимал участие, — начал свое выступление Степан Тюшкевич. – Считаю своим долгом несколько расширить тему нашего круглого стола. Десятилетия, прошедшие со дня начавшегося 5-6 декабря 1941 года контрнаступления советских войск против вооруженных сил фашистской Германии, все отчетливее подчеркивают его масштабную значимость. У стен Первопрестольной навсегда был похоронен чудовищный завоевательный план Гитлера. Под Москвой был развеян миф о непобедимости вермахта, покорившего почти все страны Европы, здесь начал формиро­ваться духовный потенциал народа нашей державы, его твердая уверенность в том, что «враг будет разбит и Победа будет за нами», здесь зарождался май 1945-го. Победа советских войск заложила прочную основу для последующего разгрома гитлеровской военной машины. Московская битва стала переломной в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и в целом во Второй мировой войне 1939-1945 годов. Руководители Третьего рейха ставили перед собой задачу уничтожить советское государство, уничтожить народы Советского Союза, за исключением той малой части, которая должна стать рабами, не получая образования, медицинской помощи… В этих чудовищных планах Москва для нацистов была главной целью всей восточной кампании. С ее захватом они связывали крушение Советского Союза и устранение последней серьезной преграды на пути к завоеванию мирового господства.

Огромное моральное значение для бойцов Красной армии и всех граждан страны имели торжественное заседание 6 ноября 1941 года на станции метро «Маяковская» и традиционный военный парад на Красной площади 7 ноября в честь очередной годовщины Октябрьской революции. Набатом прозвучали слова председателя Государственного Комитета Обороны И.В. Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков: Александра Невского. Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина».   Парад длился 25 минут. Большинство войск вскоре после него отправились на фронт. Парад совершил коренной перелом в умах советского народа, изменил его психологический настрой, укрепил моральный дух и веру в победу над фашизмом. Кроме того, парад имел огромное международное значение.

— Во время парада, — включился в разговор автор публикаций о легендарном параде заместитель главного редактора журнала «Армейский сборник» Адександр Бежко, — были приняты беспрецедентные меры по обеспечению безопасности советского руководства — у всех солдат, участвовавших в параде, даже у тех, кто позже отправлялся на фронт, были изъяты патроны, также были изъяты все снаряды из танков и артиллерийских орудий. Ни один немецкий самолёт не достиг площади, хотя как было сообщено на следующий день, на рубежах города силами 6-го истребительного корпуса и зенитчиками ПВО Москвы было сбито 34 фашистских самолёта.

-Это хорошее дополнение, — отметил Степан Тюшкевич.  И вообще нам следовало бы поговорить о роли журналистов.

06Как только раздались первые залпы Великой Отечественной, в ратный строй вместе с другими слоями московского общества встали представители литературы, культуры и искусства. Перо писателя, поэта, журналиста, кисть живописца, резец скульптора, камера кинооператора стали острым оружием s борьбе с ненавистным враг. Выступивший в  первый день войны на митинге московских писателей А.А. Фадеев выразил уверенность в том, что советские писатели найдут свое место в решительной схватке с фашизмом: «…Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером». Такой же призыв прозвучал на митинге коллектива знаменитого Большого театра. Сразу после митингов многие представители художественной интеллигенции столицы начали обращаться в райкомы партии и райвоенкоматы с просьбой направить их добровольцами в ряды действующей армии. На состоявшемся 23 июня 1941 г. IV пленуме ЦК Союза работников искусств было принято ре­шение об организации художественных бригад для обслуживания фронта, мобилизационных пунктов на вокзалах, организации бригад художников по выпуску фронтовых плакатов по типу «Окон РОСТА». Хочу особо подчеркнуть, что Важнейшим видом «боевого оружия» в ходе великой битвы против фашизма стали литература и печать. На второй день войны газета «Известия» опубликовала исполненное гневной страсти стихотворение «Священная война» В.И. Лебедева-Кумача, ставшее после его переложения на музыку композитором А.В. Александровым гимном Великой Отечественной войны. В короткие сроки была создана целостная стройная система военной печати. Ведущее значение обрела «Красная звезда» (главный редактор генерал-майор Д.И. Ортенберг), редакция которой с началом военных действий была укреплена новыми силами. В газету пришли и постоянно печатались крупнейшие советские писатели В.П. Платонов, А.А. Сурков, B.C. Гроссман, К.М. Симонов, А.Н. Толстой, И.Г. Эренбург и многие др. За годы Великой Отечественной войны вышло 1200 номеров газеты. И каждый из них — это героическая летопись крепнувшей боевой мощи и оперативного искусства Красной армии. «Красная звезда», будучи органом Народного комиссариата обороны, играла важную роль в разработке и освещении важнейших вопросов тактики, оперативного искусства, организации взаимодействия родов войск, а также оказывала помощь офицерским кадрам в овладении боевым опытом.

В Военно-морском флоте центральным органом была газета»Красный флот”. В сентябре 1941 г. вышла газета для личного состава Военно-воздушных сил «Сталинский сокол», а в октябре 1942 г. «Красный сокол» — для личного состава авиации дальнего действия. В годы Великой Отечественной войны в армии и на флоте выходило 20 журналов. Главное политическое управление Красной Армии издавало «Агитатор и пропагандист Красной Армии», «Блокнот агитатора», литературно-художественные журналы «Красноармеец», «Фронтовая иллюстрация». Издавались журналы в каждом роде войск: «Артиллерийский журнал” «Журнал автобронетанковых войск», «Военно-инженерный журнал», «Связь Красной Армии» и др. Также издавалось 18 фронтовых и 110 армейских газет. Из 800 членов московской писательской организации уже в июне 1941 г. убыли на фронт 250 человек.

В центральных газетах («Правда», «Известия»), на радио, в Совинформбюро и ТАСС военными корреспондентами служили: В.В. Вишневский, Н.Е. Вирта, Б.Л. Горбатов, П.А. Лидов, Л.С. Первомайский, Е.П. Петров, Б.Н. Полевой, Н.С. Тихонов,

А.А. Фадеев, М.А. Шолохов и др. («Правда»); Е.Г. Кригер, В.Г. Лидин, А.А. Первенцев, В.В, Полторацкий, Л.И. Славин, И.П. Уткин и др. («Известия»); B.C. Гроссман, А.Ю. Кривицкий, Б.М. Лапин, З.Л. Хацревин, П.А. Павленко, А.П. Платонов, К.М. Симонов, А.А. Сурков и др. («Красная звезда»); А.П. Гайдар, Ю.А. Жуков, А.В. Калинин, И.Н. Меньшиков и др. («Комсомольская правда»); Б.А. Лавренев, В.А. Рудный, Л.С. Соболев, Е.С. Юнга и др. («Красный флот»); Н.В.Богданов, С.В.Михалков, Н.С. Рыбак, Г. Эль-Регистан и др. («Сталинский сокол») и т. д. Большой отряд московских писателей работал во фронтовых, армейских и дивизионных газетах.

Боевая статья, короткий очерк о героях войны, агитационное стихотворение, песня, сатирический фельетон, двухстрочный ударный лозунг, политический памфлет, едкая эпиграмма стали главными формами литературного творчества, oни ежедневно выходили из-под писательского пера и тиражировались в  газетах, альманахах, на плакатных листах. Газеты стали главным местом работы, а точнее, боевой службы поэтов, прозаиков, драматургов, в них была даже введена штатная должность «писатель». С большим интересом читались на фронте ми в тылу   публицистические выступления И.Г. Эренбурга, А.Н. Толстого,      М.А. Шолохова, Л.М. Леонова, В.П. Ставского, К.М. Симонова, стихи А.Т. Твардовского, В.И. Лебедева-Кумача, М.А_ Светлова, Л.И. Ошанина, С.И. Кирсанова, Д. Бедного и других московских поэтов. В произведениях московских писателей и поэтов всесторонне отражались патриотический подъем советских  людей, вставших на защиту Родины, глубокая вера народа в победу над германским фашизмом. Наиболее яркие из них имели огромный общественный резонанс, на них отзывалась мировая печать.  В воинских частях, защищавших столицу, писатели-москвичи (М.И. Альтман, Л.А. Аргутинская, А.А. Коренев, В.В. Виноградов, Д.И. Зорин, А.А. Сурков, В.М. Кожевников. В.А. Рудный и др.) не только собирали материал для  будущих литературных произведений, но и выступали пepeд бойцами  и командирами с лекциями, проводили беседы. Только с  ноября 1941 г. по январь 1942 г. писатели-москвичи прочли защитникам столицы около 200 лекций. Возвращаясь в Москву с  фронта, московские писатели обычно выступали по Всесоюзному радио. За первые семь месяцев войны перед микрофоном Всесоюзного радиокомитета выступило свыше 300 писателей. Нормой стали беседы и встречи московских писателей с рабочими и служащими предприятий Москвы, в своем большинстве перешедших на выпуск военной продукции. К тому

времени московские писатели выпустили в издательстве «Советский писатель» 10 книг на военные темы, свыше 20 книг находилось в производстве, подготовлены были также сборник «Москва фронтовая» и совместно с Главным политическим управлением Красной Армии и МК ВКП(б) — сборник о Великой Отечественной войне.

В годы войны писатели и публицисты создали такие яркие произведения, как «Непокоренные» (Б.Л. Горбатов), «Волоко­ламское шоссе» (А.А. Бек), «Наука ненависти» и «Они сражались за Родину» (М.А. Шолохов), «Народ бессмертен» (B.C. Гроссман), «Фронт» (А.Е. Корнейчук), «Василий Теркин» (А.Т. Твардовский), «Весна на юге» (Б.Л. Горбатов), «Молодая гвардия» (А.А. Фадеев). Воюющей была и поэзия. Особой популярностью пользовались песни: «Священная война» (В.И. Лебедев-Кумач), «В лесу прифронтовом» (М.В. Исаковский), «Шумел сурово Брянский лес» (А.В. Софронов) и др.

— В разговор вступает биограф Юрия Левитана Юрий Белкин. Он подчеркнул, что сегодня нельзя не вспомнить добрым словом легендарного диктора радио. За годы войны он прочитал более двух тысяч сводок Совинформбюро, около 200 экстренных сообщений. На его долю выпало сразу после выступления  Вячеслава Молотова сообщить весть о начале войны. Но он же поставил точку в конце войны в Европе, сообщив о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Все 1418 дней войны страна ждала, что скажет Левитан. Но ни разу не выдал голосом своих эмоций.

На фронтах Великой Отечественной вели съемку более 250 человек и снято ими было 3,5 млн метров плёнки. Несколько сотен фронтовых сюжетов, снятые лауреатом Госпремии СССР, заслуженным деятелем искусств РСФСР, фронтовым кинооператором Борисом Соколовым в этом метраже занимают заметный отрезок.Но как же трудно нести сегодня бремя славы всего фронтового содружества  одному оператору из Москвы, дожившему до наших дней – Борису Соколову.

Выступая на встрече Борис Соколов отметил:

– В июне 41-го мы с Мишей Посельским были на преддипломной практике на Московской студии кинохроники. На 22 июня был запланирован первый съёмочный день фильма «Город в обороне». И я в составе этой киногруппы выехал в Коломну. Но съёмки не состоялись, так как началась война. Комитетом по кинематографии было решено засчитать нам курсовые работы как дипломные. Поскольку мы были первым военным выпуском, все думали, что нас отправят на фронт в качестве операторов, но ни один человек сразу не попал в киногруппы. И только в 44-м меня отозвали из эвакуации. За это время Московскую студию кинохроники переименовали в Центральную студию документальных фильмов, и она переехала с Брянки у Киевского вокзала в Лихов переулок. С 42-го года именно оттуда отправлялись на фронт операторы.

Он рассказал о съемках легендарного парада в ноябре 41-го.  Киносъёмку парада вели военные операторы Павел Касаткин и Теодор Бунимович. Начало парада было неожиданно перенесено с 9:00 на 8:00, в результате чего группа не успела подготовиться, и не смогла снять речь Сталина с синхронной звукозаписью. Вскоре после окончания парада, начальник сталинской охраны генерал Николай Власик предложил операторам прибыть в пять вечера на Лубянку. Там им сообщили, что Сталин придаёт очень большое значение трансляции своего выступления на Красной площади и предлагает снять его второй раз уже с синхронной записью. Так как о съёмке на трибуне мавзолея не могло быть и речи, то было решено построить в Большом кремлёвском дворце фанерный макет трибуны мавзолея, покрасить его под мрамор, а для того, чтобы у зрителей не возникало сомнений в подлинности съёмки и у Сталина во время речи шёл пар изо рта, пришлось открыть все окна. Снимали «выступление» Л. Варламов (режиссёр) и М. Трояновский (оператор). Однако несмотря на все старания пар изо рта не выходил, но зрители и киноакадемики не заметили этого. Фильм вышел на экран.

07Главный редактор «Военно- исторического журнала» Игорь Чачух заметил, что вскоре после  разгрома фашистов по Москвой снимался фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Это был   первый полнометражным фильмом о нашей крупной победе, воодушевлявшей армию и тыл. Картина  вышла на советские экраны 23 февраля 1942.Примерно через три месяца после начала работы .В ноябре 1941 режиссерам было поручено снять на пленку то, как советские войска разгромят противника под Москвой.  Они должны были составить сценарный план и руководить операторами. В сильные морозы камеры переставали работать, их приходилось отогревать под одеждой перед съемками. Сразу с фронта пленку тащили проявлять, после чего она незамедлительно попадала на монтажный стол. Благодаря безумному темпу работ монтаж был заверен к концу декабря. В США работа режиссеров Леонида Варламов и   Ильи   Копалина вышла под названием «Москва наносит ответный удар»(прямо как «Звездные воины») и получила «Оскар» за лучший документальный фильм. В съёмках участвовали пятнадцать фронтовых операторов, однако сегодня известны лишь два оператора  Роман Кармэн и А. Крылов.

02Большой интерес вызвало у присутствующих выступление малолетнего узника концлагеря во Франции Юрия Виногина «Русские люди в  движении Сопротивления и их участие в  освобождении Франции глазами фоторепортеров

Выставка посвящена советским военнослужащим, русским эмигрантам, которые сражались с фашизмом в рядах движения Сопротивления и партизанских отрядах на территории оккупированной Франции в годы Второй Мировой войны.

В подпольных группах, партизанских отрядах и внутренних вооруженных силах Сопротивления принимали участие более 30 тысяч русских людей. Это были эмигранты, которые по призыву генерала де Голля вместе с французскими патриотами вступили в борьбу с оккупантами, советские солдаты и офицеры, совершившие побеги из лагерей военнопленных и советские мирные граждане, освобожденные силами Сопротивления из концентрационных лагерей остарбайтеров.

В сражениях за Свободу Франции семь с половиной тысяч из них сложили свои головы. Имена советских солдат и офицеров, совершивших подвиги на французской земле, носят улицы и площади освобожденных городов.

3Одной из первых в Париже возникла подпольная «Гражданская и военная организация». Генеральным секретарем и душой организации была дочь русских эмигрантов княгиня Вера Аполлоновна Оболенская. Во многих городах оккупированной Франции  ими была создана разветвленная сеть законспирированных групп, в которые входили люди различных профессий, сословий, вероисповеданий, объединенные патриотической борьбой с общим врагом. Сюда же входили и русские эмигранты, которыми руководило чувство долга к своей второй Родине, желание внести свой вклад в борьбу с фашистскими оккупантами и их преступной  античеловеческой  идеологией.

01В 1942 году во Францию из Германии были вывезены десятки тысяч советских военнопленных. Оказавшись во Франции, они стали искать связи с местной подпольной организацией Сопротивления. С риском для жизни французские подпольщики организовывали их побеги, некоторое время скрывали беглецов в конспиративных убежищах, чтобы переждать время активного поиска. Обеспечивали одеждой и документами и затем по цепочке переправляли в партизанские отряды.

Это мужество французов, которые рисковали собой и жизнью членов своих семей помнят и высоко ценят в России.

Нелегальный «Союз русских патриотов», созданный Г.Шибановым, А.Кочетковым и другими эмигрантами в октябре 1943 года  помогал и поддерживал советских людей, совершивших побеги из концлагерей. Союз издавал газеты «Русский патриот» для эмигрантов и «Советский патриот» для советских военнопленных.

Представленные на выставке фотографии  рассказывают об  участии советских людей в боевых действиях при  освобождении Франции. Эта страница отечественной военной истории долгие десятилетия была  малоизвестна из-за предвзятого отношения к военнопленным и представителям русской эмиграции. Сегодня открываются новые факты героической борьбы советских людей с фашизмом в концлагерях и в движении Сопротивления на территории далекой Франции.

Вступив в партизанские отряды, советские воины, обладавшие огромным боевым опытом  на фронте, быстро включались в активную борьбу. Они обучали военному делу французов, организации боевых операций и показывали пример при их выполнении.

03«Железняк», «Котовский», «Сталинград», «Родина», «Жуков» и другие. Многие советские люди сражались в составе интернациональных партизанских бригад, носивших французские названия: «Маки Ванту», «Морис Бланшар», «Маки де Лоретт» и другие.

Советские солдаты участвовали в освобождении Парижа, Лиона, Бордо, Лиможа и многих городов по всей территории Франции, где бушевало пламя Сопротивления.

Особое место в экспозиции уделено межрегиональной общественной организации ветеранов французского Сопротивления «Комбатан Волонтэр», главная задача которой увековечивание памяти русских, погибших и захороненных в земле Франции.

3-го мая 2005 года на парижском кладбище Пер-Лашез был открыт памятник русским участникам движения Сопротивления во Франции, созданный по инициативе МОВФС «Комбатан Волонтэр». Авторы памятника скульптор В.Суровцев и архитектор В.Пасенко. Выступая на церемонии открытия памятника президент МОВФС «Комбатан Волонтэр» Олег Озеров  сказал, что памятник «служит символом единения всех русских, которые участвовали в Сопротивлении, которых объединяла ненависть к фашизму и любовь к Родине».

Юрий Виногин, посетовал, что в нашей стране нет памятника, сражавшимся за рубежом российким воинам.

Проведение круглого стола  с привлечением участников битвы под Москвой, историковедов  и специалистов в области историографии позволяет дополнить сведения об этом событии, повлиявшем на весь дальнейший ход Великой Отечественной войны,  ставшим по праву, зарей нашей Победы.  На  круглый стол  были приглашены участники  боев, прошедшие путь в действующей армии от Москвы до Берлина, освобождавшие от гитлеризма страны Европы. Сегодня особенно ценны воспоминания оставшихся в живых фронтовиков, которые могут дополнить картину боевых событий,  и с высоты десятилетий оценить роль  фронтовых корреспондентов в освещении беспримерного подвига народа. На заседании круглого стола  был в очередной раз проанализирован  героический подвиг народа, роль нашей страны в борьбе против фашизма.

Юрий Науменко
Фото автора, а также — предоставленные Объединением «Фотоцентр»