Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Тино Айсбреннер: «Я строю мосты»

Тино Айсбреннер: «Я строю мосты»

image_pdf

Первая часть нашего интервью с музыкантом Тино Айсбреннером
накануне его приезда в Россию для участия в международном проекте «Переведи меня…»
закончилась его словами: «Я строю мосты».
Об этом мы и продолжим.  Во второй части интервью Тино расскажет мне
об уже построенных мостах, о межкультурном российско-германском диалоге.

Ольга Гарина,
журналист, автор международного проекта
«Переведи меня…»

– Тино, чем вызван такой глубокий интерес к России?
Я понимаю, что ты вырос в ГДР, и русский язык, как и русская культура,
были в поле зрения с детства. Но многих именно это и отвернуло от России,
когда рухнула берлинская стена, и произошло воссоединение Германии.
Тебя – нет?

Ранее я уже говорил об этом.В Германии многие сожалели об утрате Родины, начиная с 1990 года. Политика шатается как марионетка капиталистических монополий, которые видят себя властителями Европы, и с удовольствием получили бы ещё власти. Социальное государство незаметно и заметно уничтожается – каждая социалистическая идея сжигается. Людей обманывают и превращают в дураков. Система образования в Германии  – это просто катастрофа, потому что её не существует – управляют везде по-разному, в каждой федеральной земле, в каждом городе. Нет никаких новых взглядов, мало идей и инноваций для молодёжи – только заклинание: зарабатывай деньги! Уже в течение двух лет на эту духовно бедную базу прибывают беженцы, бегущие от войны, которая создаётся нашим оружием, а также велась и ведётся частично под нашим руководством. Что я хочу сказать? Поиск настоящей Родины стал очень важной темой – не только для восточных немцев. Но также эта тема очень опасна, потому что её поддерживают «крысоловы» из правых, т.е. неонацисты.

После выступления в Вологодской филармонии. Слева направо: О.Залесская (Беларусь), И.Волкова, Т.Айсбреннер (Германия), Л.Тарлакова, О.Гарина

По моему мнению, поиск настоящей Родины начинается для каждого с самого себя.  Своё детство я провёл в Болгарии, там я познакомился со славянским менталитетом и полюбил его.  А Россия (Советский Союз) всегда занимала особое место в моих мыслях и работе.
Эта была страна, подарившая доктрину о том, что можно построить мир, в котором люди будут руководствоваться чем-то другим, нежели только жаждой обогащения. И мы были частью этого мышления. Будучи в ГДР художником, музыкантом и поп-звездой, я нёс на себе некий груз ответственности. Было не всё равно, высказывал ли я свою точку зрения по поводу чего-то, или нет. Конечно, я знаю и знал, что Сталин сделал с этой идеей, но я «врастал» в новое время. Я родился в 1962-м году. И я участвовал во всём, что происходило, пытался влиять на окружающий мир уже с 17 лет.

На сегодняшний день много в чём можно упрекнуть социалистов. Много было сделано неправильно. Многое было испорчено.
И многое слишком рано и слишком быстро было выброшено в погоне за обещаниями большего благополучия и долларов в кармане.
Но Советский Союз повлиял на мои детство и юность, позволил мне стать думающим человеком с гуманистическими, а не капиталистическими идеалами. И я отказываюсь выбросить всё то, что я знал ранее, и рассматривать Россию как врага.
Я думаю, что, как раз, эта непрозрачная враждебность – или назовём её недружелюбием,
с которым Германия относится к России, сильно приблизила меня к ней.

Для меня Россия – всё ещё Пушкин, Достоевский, Толстой, Шолохов, Горький, Симонов, Макаренко, Чехов, Шостакович, Чайковский, Москва, Санкт Петербург, Транссибирская Железная Дорога, экранизированные сказки, «Тихий Дон», Высоцкий, Окуджава, Волга, Сибирь, тайга… Это те люди, друзья, с которыми я познакомился в своих поездках и турне по России. Мне все это выбросить?
Все эти знания и чувства? Нет, чем больше на это посягают, тем глубже это в моем сердце,
и тем сильнее я это защищаю.

Именно поэтому я единственный в Германии поэт и музыкант, который выпустил целый альбом русских песен, и поёт его на своём языке.

– Чем удивляла и удивляет Россия во время твоих приездов сюда?

Я знаком с Россией восьмидесятых, девяностых, а теперь уже с Россией, перешагнувшей 2015-й. Было много совершенно разных сюрпризов. То, что меня больше всего удивило, — это красота современных русских женщин. Я знаю немецких, французских, испанских, итальянских, латиноамериканских  женщин, и я знаю их хорошо. Но русские женщины на сегодняшний день обладают просто сногсшибательной красотой с примесью некоторого очень обаятельного высокомерия, устоять перед которым невозможно. И это было большим сюрпризом для меня, когда я впервые после 15-летнего перерыва приехал в Россию.

– У тебя есть проект, который называется «Музыка вместо войны». Расскажи о нем: как и когда он появился, какова его идея и миссия, и произошли ли в нем какие-то трансформации за время существования?

Этот проект возник в 2001-2002 гг., когда я попытался выступить с моей музыкой против участия Германии в войне в Ираке. Тогда у меня было самое крупное выступление за всю мою карьеру, и я спел перед более чем полуторамиллионной аудиторией у Бранденбургский ворот.

Затем я преобразовал этот проект в фестиваль на своей ферме в Мекленбурге, на севере Германии.
Но с 2014 года я вновь стал отправляться с ним в туры.
Концепция простая: я организатор, приглашающий международную группу с международными певцами и солистами. Мы прививаем публике интернационализм, а также высказываем свою точку зрения по поводу политических тем. С 2015 года Россия является одной из моих основных тем. Конечно, я потерял часть публики, потому что стал высказываться на политические темы, но зато я приобрёл новую.

Меня уже приглашают на другие мероприятия. Меня часто просят высказать своё мнение там, где другие это сделать боятся.

– Есть идея, есть слоган «Музыка вместо войны». К чему это обязывает в жизни? В общении с людьми?  Не становишься ли ты заложником ИДЕИ, которая, временами, может противоречить тем или иным жизненным реалиям? Просто лозунг политический, а в нашей стране, например, многие живут вне политического контекста.  И даже я, занимаясь организацией концертов в России, понимаю, что наши люди, скорее, придут на лозунг «Наполним музыкой сердца» (Ю. Визбор), чем на «Музыку вместо войны».

Да, именно так, будучи «носителем флага», слогана «Музыка вместо войны» мне приходится всё время себя спрашивать, насколько всё соответствует действительности, т.е. отвечает ли слоган моим настоящим убеждениям? Но главное, что этот слоган соответствует моему менталитету, иначе бы он не пришёл мне в голову. Я не отношусь к тем людям, которые постоянно воюют с другими. А, скорее, отношусь к тому типу человека, который пытается построить мост даже с самым тупым идиотом, реагируя на всё примирительно. И я не вижу никакой проблемы в том, что другие люди связывают меня с этим жизненным девизом и проверяют истинность моих намерений.

Теперь я хотел бы обратить твоё внимание на то, что слоган «Музыка вместо войны» лучше звучит на немецком, нежели чем на русском. Он представляет собой рифму, что само по себе является музыкой. Это важно, потому что ввиду этого он не только по сути отражает то, что подразумевается, но и звучит поэтично. Но ты права в том, что люди не хотят больше, чем приходится, быть втянутыми в политику. И это может стать проблемой для того, кто призван развлекать публику, для художника слова. Поэтому ему невыносимо это выдержать в те моменты, когда чувствуешь какую-то фальшь.  Мои фанаты в Германии уже 35 лет знают, каких политических взглядом я придерживаюсь, и что я всё ещё продолжаю петь песни, которые не популярны. Я пою Бертольда Брехта, Генриха Гейне или Франсуа Вийона – они также были художниками слова, которые занимались вопросами своего времени. Поэтому я потерял лишь немногих поклонников, когда стал петь русских бардов, но зато приобрёл больше поклонников, потому что те идеи, которые я продвигаю, ценятся и являются нужными.

– Тино, твой слоган – это, в первую очередь, призыв, который обязывает к прямым действиям,
вплоть до поездок в зоны военных действий с концертами. Ты ездил в такие места?
Или ты не согласен с моей  интерпретацией этого лозунга?

Ездить в районы военных действий – это один из вариантов. В такой ситуации я был в 1989 г. в Никарагуа.
Но, конечно, проект «Музыка вместо войны» предназначен для того, чтобы избежать подобных ситуаций. Я хочу предотвратить войну,
поэтому мне нужно строить мосты там, где могут возникать конфликты. Призыв « Музыка вместо войны» нужно, конечно, понимать как метафору – я же художник слова – поскольку музыка — это то, что стремится к гармонии, даже, если работает с дисгармонией.
Она развивает и создает пространство для гармонии. Война – это ничего, кроме разрушения, в рамках которой ни в коей мере невозможно развитие. Эти две противоположные картинки противопоставлены друг другу в моем лозунге, и каждый человек может представить,
что имеется ввиду. Каждый может что-то почерпнуть из этого для себя и проработать свою позицию. И это начинается не только там,
где уже идёт война.

– «Быть человеком – значит, быть борцом».  А с этим утверждением Гете ты согласен?
Если да, то с чем или против чего ты борешься?

Нет, я знаю замечательных людей, которые вообще не склонны по своим природным качествам к борьбе и сопротивлению.
Но при этом они остаются прекрасными людьми. Давайте заменим слово «борец» другим словом — «преобразователь».
Мы, люди, тем и отличаемся от животных, что способны преобразовывать наш окружающий мир, нашу жизнь. И у нас есть различные методы достижения наших целей, решения конфликтов. Кто-то добивается своего, отвоёвывая право на что-то. Другие ведут себя подобно потоку воды — спокойно, безмолвно и мягко, и там, где встречается препятствие, они просто меняют своё направление течения. Но и такие спокойные воды преобразуют что-то, оставляя свой след. А некоторые люди задействуют оба метода.

Я могу и течь, и взрываться, могу быть и таким и таким, но мне бы больше хотелось видеть себя «преобразователем», а не «борцом», потому что борец всегда автоматически должен быть против чего-то, о чём и свидетельствует твой вопрос. Но я хочу жить и работать для чего-то. Будучи человеком, мужчиной, отцом семейства, художником слова, призванным нести какое-то послание людям. И об этом мы как раз всё время и говорим.

Ваш Тино Айсбреннер

При поддержке Союза журналистов Москвы