Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Сергей Лидов: Мастерство фотографа следует возрождать

Сергей Лидов: Мастерство фотографа следует возрождать

image_pdf
Президент Международной гильдии
профессиональных фотографов СМИ России Сергей Лидов,
много лет проработавший в журнале «Советский Союз»,
готовит грандиозную фотовыставку,
рассказывающую об истории нашей страны
вв

— Как вы сами пришли в профессию?

— Я прошел школу фотографии буквально с самых истоков. Бросил Губкинский институт, не захотел становиться нефтяником. Первое фото я опубликовал в «Московской правде». А потом долгие годы работал в журнале «Советский Союз», основная цель которого была — показать красоту и мощь страны за рубежом. Это простое название ему, кстати, присвоил сам Сталин. Попал я в этот журнал в возрасте 20 лет. Мне посчастливилось перенимать опыт у ведущих мастеров — Якова Халипа, Анатолия Гаранина, Льва Устинова, Владимира Мусаэляна, Дмитрия Донского. Я много снимал спорт, разные города, в свободное время любил работать в театре и галереях — к искусству любовь привила бабушка. С появлением цифровых технологий, конечно же, не без сожалений пришлось оставить пленку и следовать веяниям времени.

— Что отличало фотографов того времени?

— Высочайший профессионализм. Фотограф должен был суметь раскрыть практически любую тему. Например, многие темы в советской прессе раскрывались именно посредством фотоочерков. Так в этом жанре можно было отразить даже сложные экономические процессы. Я лично снимал фотоочерк об экологических проблемах Азовского моря. Нужно было уделить внимание ключевым моментам, главный из которых – загрязнение, показать динамику.

— Интересно ли сейчас людям мастерство фотографа?

Людмила Белоусова и Олег Протопопов. 15 сентября 1970 г. Фото Сергея Лидова

— Мне вспоминаются времена, когда в «Манеже» проходила фотовыставка портретиста Василия Малышева, очередь на которую трижды огибала здание. Интерес публики был огромный. Да, я согласен, тогда не было телевизора, Интернета, сфер, вытесняющих фото. Поэтому даже любительская фотография процветала на профессиональном уровне. Сейчас же у людей есть смартфоны, остается лишь нажать кнопку и получится заветная карточка. Вроде бы и радость для профессионала. И, в то же время, беда. Нажимаешь бездумно, кажется, что получается. А на самом деле истинной школы фотографии сегодня, по сути своей, нет. Зато, конечно, действует масса псевдокурсов.

— Как с этим быть?

— Хочется привлечь коллег и возродить образование, различные курсы повышения квалификации. В СССР было множество таких курсов, на них преподавали педагоги с журфака МГУ, из ВГИКА. Я сам лично принял участие в открытии кафедры фотографии в МФЮА при активной поддержке ректора Алексея Забелина. У меня есть еще очень много идей. Например, хотелось бы увидеть в школах урок фотографии, как альтернативу рисованию (кстати, эту идею поддержал в свое время бывший тогда министром образования России Андрей Фурсенко).

— Какие конкретные планы по возрождению искусства фотографии у вас уже есть?

— Учитывая, что я отснял 41 километр пленки и бессчетные миллионы цифровых кадров, и при этом не делал масштабных выставок, хочу лишь того, чтобы люди оценили по достоинству фотографию. И я говорю не только о собственном творчестве. Чаще всего у нас почему-то выставляют снимки иностранных фотографов. А ведь в СССР было множество фотографов высочайшего класса, их работы имели мировое значение. И многие из них до сих пор живы и работают! Но у людей нет достаточного количества информации и они про них попросту не знают. Поэтому сейчас я готовлю собственную авторскую выставку, которая должна стать настоящим праздником фотографии. Кроме того, в идеале хочется в Москве открыть музей фотографии, где в снимках была бы отражена история всей страны. Я уверен, что сегодня нам это по-настоящему нужно. Кстати, первым на инициативу откликнулся мэр Сочи Анатолий Пахомов, пообещавший на ежегодном всероссийском фестивале журналистов открыть небольшой музей спортивной фотографии в Олимпийском комплексе. Надеюсь, аналогичную экспозицию удастся организовать и в столице. Также очень хотелось бы возродить Русское фотографическое общество, работавшее с 1894 по 1930 год. В этом вопросе я нашел поддержку у премьер-министра страны Дмитрия Медведева, прекрасного фотографа, обладателя национальной премии «Золотой глаз России».

Справка
Сергей Лидов родился 27 сентября 1945 года в городе Кокчетав (ныне Кокшетау, Казахстан). Является профессиональным фотографом и академиком фотографии, лауреатом множественных премий и наград.
Лидов — автор 9 альбомов и участник более 200 выставок в стране и за рубежом.