Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Пятнадцать лет против террора

Пятнадцать лет против террора

image_pdf
В связи с 15-летием образования Национального антитеррористического комитета
главный редактор «Российской газеты» Владислав Александрович Фронин
встретился с председателем НАК, директором ФСБ России
Александром Васильевичем Бортниковым.

Беседа главного редактора «Российской газеты» Владислава Фронина с председателем НАК, директором ФСБ России Александром Бортниковым прошла накануне 15-летия Национального антитеррористического комитета. Фото: Сергей Михеев/РГ

Александр Васильевич! Национальный антитеррористический комитет отмечает свое 15-летие.
Чем была вызвана необходимость формирования такой мощной межведомственной структуры?

Александр Бортников: Здесь стоит вспомнить наше недавнее прошлое. В последние годы существования СССР терроризм уже поднимал голову, но тогда это были лишь отдельные проявления. Как раз для нейтрализации этих угроз в КГБ успешно действовала легендарная «Альфа» — большего в то время и не требовалось.

Однако ускорение центробежных тенденций в рамках Союза, формирование при идеологической и ресурсной подпитке извне радикальных политических течений, рост экстремистских настроений в обществе, последовавшее за тем крушение государства, фактический паралич правоохранительной системы и разгул преступности привели к тому, что в регионах начали «сколачиваться» крупные банды, заявлявшие претензии на власть. Террор и политический шантаж стали для них основными средствами достижения намеченных целей. Прозрачность новых границ позволила бандитам наладить взаимодействие с международными террористическими структурами и организациями, зачастую связанными с иностранными спецслужбами. Уже давно не секрет, кто, как и когда создавал условия для возникновения «Аль-Каиды» (запрещена в РФ) в Афганистане. В российские регионы, прежде всего на Северный Кавказ, массово устремились иностранные боевики, имевшие военный и диверсионный опыт, резко выросли масштабы контрабанды оружия и наркотиков, полились потоки «теневых» денежных средств.

В результате к «нулевым» годам Российская Федерация одной из первых в мире столкнулась с таким явлением, как международный терроризм. С 1990 по 2006 год в нашей стране было совершено более 70 жесточайших терактов: подрывы жилых домов, самолетов и поездов, массовые захваты заложников, бандитские рейды по регионам страны. Погибли свыше 1,6 тыс. мирных граждан, а также около 400 сотрудников спецслужб и правоохранительных органов. И террористическая активность продолжала нарастать. Без преувеличения скажу: под угрозой было будущее России.

Запрос общества на усиление борьбы с бандподпольем и в целом на изменение подходов к антитеррористической деятельности был очень велик. Государство обязано было принять исчерпывающие меры для выправления ситуации. Причем не только за счет повышения эффективности работы силовых структур, но и путем вовлечения в нее иных государственных органов, а также общественных организаций и широких гражданских кругов, тем самым «отрезая» терроризм от его социальной базы.

Беседа главного редактора «Российской газеты» Владислава Фронина с председателем НАК, директором ФСБ России Александром Бортниковым прошла накануне 15-летия Национального антитеррористического комитета. Фото: Сергей Михеев/РГ

Именно об этом говорил президент В.В. Путин в своем обращении к нации после трагических событий в бесланской школе в сентябре 2004 года: противодействие терроризму должно стать общенациональным делом.

В начале 2006 года на законодательном уровне были закреплены новые подходы к решению поставленной задачи: зафиксирована важность не только силового подавления терроризма, но выстраивания комплексной работы, объединяющей собственно борьбу, а также профилактику, минимизацию и ликвидацию последствий террористической деятельности. Все это обеспечило формирование принципиально новой общегосударственной системы противодействия терроризму, во многом уникальной для сегодняшнего мира.

Ключевая роль в ней отведена Национальному антитеррористическому комитету, который координирует и организует межведомственное взаимодействие на данном направлении. Для обеспечения согласованности работы «силовиков» при пресечении терактов и управлении контртеррористическими операциями (КТО) в рамках НАК функционирует Федеральный оперативный штаб.

В состав обоих коллегиальных органов входят руководители 21 госструктуры, в том числе ФСБ, МВД, Росгвардии, ФСО, минобороны, МЧС, СКР, минтранса, минздрава и ряда других федеральных ведомств. Все они — высшие должностные лица, наделенные правом принятия самостоятельных решений в сфере своей компетенции, но на базе общего плана действий. Наряду с этим в НАК и ФОШ включены представители руководства обеих палат Федерального Собрания, администрации президента и Совета безопасности России.

Вы правильно отметили в самом начале нашего общения: это действительно мощная система, которая позволяет сосредоточить все необходимые полномочия в рамках одного госоргана — НАК — и тем самым координировать действия профильных министерств и ведомств на всех этапах антитеррористической деятельности.

С государственным уровнем разобрались.
Как я понимаю, на региональном уровне данная система тоже имеет свое воплощение?

Александр Бортников: Совершенно верно — там также работают две вертикали коллегиальных структур.

Координацией деятельности органов госвласти и местного самоуправления по профилактике терроризма в каждом субъекте Федерации занимаются антитеррористические комиссии под руководством высших должностных лиц — губернаторов, глав республик, администраций или мэров городов. На муниципальном уровне действуют аналогичные АТК.

Вопросы организации борьбы с терроризмом отнесены к ведению региональных оперативных штабов во главе с начальниками территориальных органов безопасности. Соответствующие оперативные группы созданы и в муниципальных образованиях.

Получается, профилактика терроризма и силовые действия в отношении террористов распределены между разными структурами: антитеррористическими комиссиями и оперативными штабами?

Александр Бортников: Нет. Подчеркну: это единая система, просто каждый из ее элементов решает конкретные задачи в рамках собственной компетенции на своем «этаже властной вертикали». Работа выстроена точно и логично.

Полностью большое интервью с Александром Бортниковым
читайте ЗДЕСЬ: