Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » ПОРТРЕТЫ ЖЕНЩИН – РУКОВОДИТЕЛЕЙ СМИ

ПОРТРЕТЫ ЖЕНЩИН – РУКОВОДИТЕЛЕЙ СМИ

image_pdf

В Союзе журналистов Москвы на учете состоит более 15 тысяч работников СМИ. Немало среди них женщин-руководителей. Начинаем рассказ о тех из них, кто сегодня стоит у руля наших массмедиа.

 

1__3___33Ядвига Брониславовна ЮФЕРОВА
заместитель главного редактора «Российской газеты»,
лауреат премии Правительства Российской Федерации 2007 года в области СМИ

Как иные используют служебное положение в личных целях, так Ядвига Юферова всех своих друзей использует в служебных целях. Работа для нее – это продолжение дружбы, а дружба – это безупречная публичная работа. Свидетельство тому — многолетние диалоги с кинорежиссером Алексеем Германом, белорусской писательницей Светланой Алексиевич, грузинской артисткой Ирмой Сохадзе (девочка, спевшая «Оранжевое небо», сегодня один из руководителей грузинского телевидения). Она строит «мир без виз» в «кадре и за кадром». Конкурс для педагогов-русистов родился по итогам редакционного «круглого» стола еще в 2000-м году, стал реальным свидетельством возможностей СМИ, гражданского общества по поддержке русской культуры и языка в ближнем зарубежье. Ядвига – автор идеи, организатор и координатор колоссальной работы, за которой нет фондов и ассоциаций. Есть подвижничество, за которое она удостоена премии и Правительства Москвы и Правительства Российской Федерации.

Следует добавить, что не только Пушкинский конкурс, но и другие имиджевые проекты, осуществленные Юферовой (Мир без виз: Москва с грузинским акцентом; Москва с белорусским акцентом, конкурс для журналистов ближнего зарубежья «Русский мир») связали газету с интересными людьми и авторами, стали поводом для целого ряда публикаций по толерантности и терпимости в современном обществе.

Однажды первый президент Киргизии Аскар Акаев, на вопрос, какие российские газеты он читает, ответил: «Те, в которых работает Юферова».

Что это за газеты? «Комсомольская правда» времен перестройки с тиражом, попавшим в книгу рекордов Гиннеса, где Ядвига трудилась первым заместителем главного редактора (для женщины в те времена карьера немыслимая). «Известия», «Труд», «Российская газета»…

Фото Ольги Давыдовой

 

1__11__44Диана Иосифовна БЕРЛИН
директор, учредитель Продюсерского центра «Профи»

Кто из нас может похвастаться, что видел легендарного Иосифа Кобзона в солдатских кирзачах? А может вы прятали Александра Градского от чиновников, совершавших очередной рейс по ночным студиям радио-записи? Слышали, как молодой Лев Лещенко поет классику и джаз? Пытались утешить Юру Антонова, чьи песни не давали в эфир, по причине отсутствия членства в Союзе композиторов? Были свидетелем того, как Микаэла Таривердиева обвиняли в пропаганде творчества «малоизвестного писателя», которым был великий Борис Пастернак? Это всё она — легендарный редактор советского и российского радио, Диана Иосифовна Берлин. В Википедии о ней сказано так: советский и российский радиожурналист, лауреат премии им. Попова («Лучший главный редактор ? 1999»), заслуженный деятель искусств в сфере радиовещания.

Родилась в Москве. В 1963 году окончила среднюю школу № 188. В 1970 году получила диплом Московского полиграфического Института (отделение журналистики).

С 1969 года — в Гостелерадио СССР. Радиостанция «Маяк», редактор (1970—1978). Главная редакция музыкального вещания, комментатор, музыкальный редактор. Главный редактор «Авторадио» (1993—1996 — с момента основания), главный редактор «Радио-1» (1995—2000 — последний главный редактор и генеральный директор в 1998—2000).

2004—2008 годы — заместитель председателя РГРК «Голос России», главный редактор Главной редакции программ.

Ведёт передачи на Русской Службе «Голоса России» и радио «Орфей», «Радио Культура».

В 2014 году вышла в свет книга Дианы Берлин «Неформат, или День радио», в которой журналист рассказывает о знаменитых артистах и музыкантах, об интересных политиках и поэтах и, конечно, о своих коллегах-журналистах. В книге немало строк посвящено личной судьбе, что не случайно, потому что пришла Диана Берлин на радио юной студенткой, когда, по ее словам, «время крепко переплетало личную жизнь и работу».

Член Союза журналистов. Заслуженный Работник Культуры России. Диана Иосифовна — Заслуженный Деятель Искусств России. Обладатель Национальных Премий в области радиовещания. Лауреат премии Союза журналистов Москвы

Дочь – Лилия. Поэтесса. Песни на ее стихи поют Дмитрий Маликов, Галина Беседина. Подготовила альбом для Дмитрия Хворостовского.

Свет в окошке для бабушки – внучка Николь.

Фото Ольги Давыдовой

 

ВАсилюхинаЕлена Геннадиевна ВАСИЛЮХИНА
заместитель главного редактора газеты «Московский Комсомолец»

Творческое сотрудничество с газетой «Московский Комсомолец» Елена начала практически со школьной скамьи: сначала курьером в “МК”, а в 1975 году была принята в редакцию в качестве корреспондента. Работала и одновременно училась на факультете журналистики МГУ имени Ломоносова, который окончила в 1981 году. На протяжении многих лет, занимая различные ведущие посты в издательском доме «МК» — редактор отдела, ответственный секретарь, заместитель главного редактора — была и остается образцом профессионального, творческого, новаторского подхода к делу. Прекрасный организатор, опытный, знающий, современный руководитель. С апреля 1977 г. – член Союза журналистов.

Елена как превосходный редактор и куратор ряда различных направлений журналистской деятельности редакции «способствовала становлению» многих журналистов, имена которых сегодня известны огромному числу российских и зарубежных читателей. Среди них Михаил Ростовский, Ольга Богуславская, Юлия Калинина…

Как заместитель главного редактора газеты, ответственный секретарь редакции, Василюхина осуществляет текущее управление деятельностью редакции. Работает с творческим коллективом, совершенствует модель газеты, организует сложный процесс выхода ряда печатных изданий издательского дома «МК» в свет, вносит большой вклад в преобразование «МК» не только в популярнейшее региональное, но и в общенациональное многотиражное издание, с которым вынуждены считаться крупнейшие центральные СМИ.

Многое Елена сделала в последнее время: основала сайт «МК.RU», в связи с этим перестроив (вместе с командой) работу журналистов. Теперь параллельно с подготовкой газетных текстов они должны уметь работать в онлайн версии. Для этого была разработана и внедрена новая система оплаты гонораров, которая в большой степени складывается из оценки популярности статей у читателей. Именно Василюхина инициировала и возглавила работу по оцифровке большей части архива «МК». Вместе с тем издала интересный компьютерный сборник «Тысяча самых интересных газетных страниц за всю историю «Московского Комсомольца» с комментариями сотрудников «МК».

Кроме того, Елена Василюхина — куратор иллюстрированного глянцевого ежемесячного журнала «Атмосфера», который раскрывает перед журналистами и читателями “МК” совершенно новые горизонты в области СМИ, предлагает читателям высококачественный духовный продукт.

Творческая деятельность журналистки отмечена наградами. Среди них — медаль «В память 800-летия Москвы».

Елена — лауреат премии города Москвы в области журналистики (2009); награждена дипломом Фонда «Правопорядок-Центр» — за активную гражданскую позицию в сфере освещения актуальных социальных проблем общества (2007).

Прежде чем ставить информацию на сайт, мы позвонили в приемную «МК»: «Что можете сказать о Василюхиной?». В ответ услышали: «Всеобщая мама. Все к ней бегут со своими бедами и всем она помогает. Великий трудоголик: уходим – Василюхина в редакции, приходим – Василюхина в редакции. Живет работой. В издательском доме «МК» трудится юристом одна из дочерей Елены – Татьяна».

Фото Ольги Давыдовой

 

Владимирова_2ВЛАДИМИРОВА МАРИЯ БОРИСОВНА,
первый заместитель главного редактора, шеф-редактор журнала «Журналист»

Родилась 30 мая 1982 года, москвичка. Закончила телевизионное отделение факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, Школу журналистики «Интерньюс». Кандидат философских наук, доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ (ведет курсы «Основы бизнес-моделирования СМИ», спецсеминар «Феномен информационного воздействия», спецкурс «Информационные войны»). Тема диссертации: «Трансформация массового сознания под воздействием СМИ (на примере российского ТВ)». Автор книги «Трансформация массового сознания под воздействием СМИ» (2011г.).

Работала в программе «Утро» на НТВ, на телеканале ТВЦ, в пресс-службе правительства Московской области. Сотрудничала с рядом газет и журналов. Член Союза журналистов России.

Награды: лауреат премии «Патриот России», победитель Всероссийского конкурса инновационных проектов аспирантов и молодых ученых в области социально-гуманитарных наук в рамках Всероссийского фестиваля науки (г. Ульяновск), сентябрь 2011г.

Марии часто приходится принимать участие в медиамероприятиях. Она выступает на конференциях, перед студентами российских вузов – будущими журналистами. Одна из тем для обсуждения — профессиональная этика журналиста. «Сегодня профессия журналиста переживает не самые лучшие времена, Раньше работать в СМИ было очень почетно, сегодня отношение к журналистам несколько изменилось. И в этом виноваты порой они сами. «…Будущее журналистики зависит от вас – молодых, от того, насколько проверенную информацию вы будете распространять, ведь проверка фактов – главный принцип журналистики…» — обращается Мария к начинающим журналистам.

В конце 2013 года в рамках программы обмена, организованной Союзом журналистов Москвы, ИТАР-ТАСС и Международным Центром журналистики США (ICFJ), Мария прошла стажировку в американской газете St Louis Beacon. В рамках стажировки она подготовила несколько материалов, опубликованных на сайте: https://www.stlbeacon.org/#!/content/33885/maria_photo_essay?coverpage=4382;

http://news.stlpublicradio.org/post/reflection-russian-expats-note-america-hard-work-really-does-pay

Фото Ольги Давыдовой

 

ПрошутинскаяКира Александровна ПРОШУТИНСКАЯ,
тележурналист, телеведущая, одна из основателей Авторского телевидения (ATV)

Родилась 15 сентября в Москве. С золотой медалью окончила школу. В 1967 году окончила факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова по специальности «Литературный сотрудник радио и телевидения». В этом же году была принята в штат Молодёжной редакции ЦТ Гостелерадио СССР. В общей сложности проработала на ЦТ с 1967 по 1981 год. Начинала свою карьеру с должности корреспондента. Позднее была редактором, старшим редактором, комментатором и заместителем главного редактора Молодёжной редакции.

В сентябре 1990 совместно с Анатолием Малкиным создала Авторское телевидение (АТВ).

Из АТВ вышли такие известные телевизионные деятели, как Леонид Парфенов, Андрей Разбаш, Валерий Комиссаров, Яна Чурикова, Андрей Максимов и др.

В активе телекомпании такие передачи, как «Мы», «Человек в маске», «В поисках утраченного», «Вместе» (ОРТ), «Старая квартира» (РТР), «Пойми меня» (НТВ), «Времечко» и «Пресс-клуб» (ТВ Центр).

Прошутинская и Малкин были авторами самых первых выпусков «Взгляда».

Собственного канала АТВ не имеет, так как на его приобретение требуется огромная сумма денег. Пойти по пути других телекомпаний и приобрести канал на средства коммерческих (читай — политических) структур означает потерю независимости.

Зрителям Кира Александровна больше известна в роли телеведущей и «крестной мамы» многих нынешних телевизионных звезд.

Прошутинская — одна из создателей телевизионных программ «От всей души», «А ну-ка, девушки», «Мир и молодежь», «12 этаж», «Взгляд»; автор и ведущая программ «Мужчина и женщина», «Пресс-клуб» и многих других.

В 2012 году на телеканале ТВ Центр стартовал новый проект Киры Прошутинской – цикл телепрограмм «Жена».

Творчество Киры Прошутинской отмечено многими наградами. Она — лауреат премии Союза журналистов СССР, Союза журналистов Москвы, «Человек-93» (премия Русского биографического института, «Серебряный гонг» за вклад в отечественную тележурналистику (1994). Член-корреспондент Российской академии естественных наук; член Академии российского телевидения.

Прошутинская о себе: «Как говорят, я хорошая хозяйка, люблю принимать гостей, неплохо готовлю. Но больше всего люблю ничего не делать. Поскольку всю жизнь, начиная с 15 лет, работаю, то сейчас полюбила сидеть на качелях на даче, смотреть куда-то в одну точку и думать непонятно о чем. И еще люблю читать — в основном мемуарную литературу, биографические портреты и детективы».

Подробнее: vm.ru/news/2008/04/07/sekreti-uspeha-kiri-proshutinskoj-54954.html

 

Боднарук_ТТатьяна Михайловна БОДНАРУК
директор издательства «Искусство – XXI век»

Издательство, которое возглавляет Татьяна Михайловна, создано в 2002 году. Коллектив так объясняет название: «Это взгляд на искусство из XXI века».

Свою деятельность издательство начало с выпуска иллюстрированных монографий по русскому и зарубежному искусству, дневников и мемуаров известных художников, книг по архитектуре, философии и эстетики. Сегодня такие серии, как «Записки художника», «Художники русской эмиграции» и «Философские тетради», заслужили награды и популярность и имеют своих постоянных читателей.

Каждая книга — результат кропотливых исследований и трудов коллектива издательства, ученых, искусствоведов.

В год издательство выпускает в среднем по 10-12 книг.

За прошедшие годы различными наградами самых престижных конкурсов отмечались как книги, так и само издательство. Среди них Гран При Невского форума, Золотой диплом Союза архитекторов, высшая награда конкурса «Искусство книги», «Лучшая книга года»; «Серебряная литера» и другие. Книги нашли своего покупателя и читателя не только в Москве, Петербурге и других городах России, но и за рубежом. В частности, в Германии.

Конечно же, в том, что издательство сумело занять свою нишу в печатной индустрии, главная заслуга человека, который все эти годы стоит у руля, умело руководит коллективом, чувствует номенклатуру рынка.

По образованию Татьяна Боднарук филолог. О том, что побудило ее «перейти» в издатели, рассказывает так: «Именно потому, что я филолог, все, что связано со страничкой в книге, строчкой, буквой, — родное и близкое. С детства была запойным читателем, и книги были для меня естественной средой обитания. После филфака МГУ (испанское отделение) я несколько лет работала переводчиком, мы учили уму-разуму латиноамериканцев. Потом мы с мужем уехали в Австралию (он – собкором «Комсомольской правды»). Там я увидела (и накупила!) замечательные книги по искусству. И с тоской думала, что эти книги никогда не появятся в России на русском языке. Когда мы вернулись, я поняла, что выросла из своей первой профессии, мне в ней стало скучно. Так получилось, что меня позвали в международный отдел издательства «Искусство». Я проработала там 15 лет. Это были замечательные годы. Поскольку я люблю учиться, то многому там научилась. Было у кого и чему».

Несмотря на огромную занятость, Татьяна Михайловна принимает непосредственное участие в подготовке некоторых изданий; занимается переводом.

Не всегда, правда, удается пообщаться с внуками. Но, пожалуй, именно они способствовали тому, что у издательства появилось еще одно очень важное направление – книги для детей.

Использованы материалы Станислава Сергеева (журнал «Журналист»).

 

Брушлинская_ООльга Тимофеевна БРУШЛИНСКАЯ
главный редактор ежемесячного массового научно-популярного журнала «Наука и религия»

Вот что она рассказывает о себе:

– В 1956 году я окончила факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. Настоящая журналистская жизнь началась, когда меня взяли разъездным корреспондентом в журнал «Наука и религия». Было это в 1970 году. До этого работала нормально, культурно (городская газета, Московское радио, массовый профсоюзный журнал «Строитель»), но как-то все было не слишком интересно. И вот попадаю в среду классных журналистов, умных профессионалов, вокруг которых постоянно «клубились» интересные люди. Писатель Камил Икрамов заведовал отделом литературы и искусства, типичный «выходец из оттепели», обаятельный, остроумный рассказчик. Не было дня, чтобы к нему не приходил кто-то из его друзей, а в их числе были Владимир Тендряков, Фазиль Искандер, Зиновий Юрьев, Владимир Войнович, Наум Коржавин, Игорь Губерман…

Первое, что сказал мне Камил, когда я пришла в редакцию: «Надеюсь, ты не из тех шустрых журналисток, которые думают, что легко могут писать обо всем на свете? Работаешь в отделе ислама, значит, должна знать о нем в объеме медресе…» И вот я буквально «прописываюсь» в Институте востоковедения, хожу на семинары, слушаю наших замечательных востоковедов и читаю, читаю, читаю… И меня с уважением встречали в «мусульманских» районах, куда я несколько раз в год ездила в командировки – я могла и о Коране слово сказать, и о мусульманских праздниках и обычаях, и имена представителей исламской культуры знала. Через несколько лет меня назначили заведующей отделом ислама, вопреки неписаному требованию: на этом месте должен быть мужчина, желательно из мусульманской среды. Работать было интересно, публикации по исламу читатели воспринимали очень хорошо.

В редакции было правило: «Вокруг хороших авторов совершать ритуальные танцы, без них нет настоящего журнала». Их надо искать повсюду и заманивать на страницы издания. Вспоминается случай с Валерией Пороховой, которая начала переводить Коран на русский язык «просто так», по известной причине — восприимчивости русского человека ко всем культурам, а благодаря первой публикации в «Науке и религии» (для нас тут был немалый риск, знающие поймут), которая была встречена «на ура», продолжила перевод и скоро стала знаменитой. Тираж журнала в то золотое время был около миллиона экземпляров.

Одно из самых ярких впечатлений – поездка в Иран с группой журналистов, по-моему, в 2003 году. В результате с участием Иранского культурного центра в Москве мы сделали специальный выпуск «Науки и религии», посвященный этой потрясающе интересной стране. Он получил высокую оценку и в Иране, и у нас.

Что сама считаю одним из своих серьезных дел: узнала о неопубликованной рукописи Михаила Леоновича Гаспарова «Занимательная Греция» (начало 1990-х, никто не хотел печатать, сейчас странно слышать) и предложила ему опубликовать труд на наших страницах (тогда я была уже ответственным секретарем). Предисловие написал Сергей Сергеевич Аверинцев. Какие имена! И вот тут нас с главным редактором В.В. Правоторовым и пригласил на прямой эфир А. Венедиктов, почитатель Гаспарова. Первое, что спросил Венедиктов: «Ольга Тимофеевна, а что такое ответственный секретарь в редакции?» И я ответила, не задумываясь: «Прислуга «за всё», если вы понимаете, о чем я говорю». Он прекрасно понял. То есть в редакции надо было уметь делать все, заменить любого, кроме, конечно, гениев и особо талантливых.

В Союз журналистов Москвы я вступила только в 1981 году, хотя были к тому времени уже десятки публикаций, но считала, что надо еще что-то сделать интересное.

Книг у меня нет, хотя из публикаций можно было собрать не одну. Времени не хватает. Правда, под давлением редакторов «Аванты» сделала несколько статей по исламу для их потрясающих энциклопедических изданий. Все силы уходят на выживание журнала, которому в сентябре 2014 года исполнится 55 лет.

Наш журнал – долгожитель. Все эти годы мы стараемся дать читателям то, что больше всего волнует их в данный момент. Помогаем разобраться в больших философских вопросах. Каждый находит на наших страницах что-то свое: кто-то успокоение души, кто-то практический совет. Человек – это самая большая тайна, и человеку нужно знание о самом себе.