Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone
Казалось, что советский принцип книгоиздания, когда произведение какого-то автора выходило тиражом от 50 до 100 тысяч экземпляров, правильно менять в противоположном направлении. В начале 90-х годов возник этот девиз: «Больше авторов (книг) хороших и разных». С появлением новых издательств началась новая эра книгоиздания — количество наименований книг стало расти, а тиражи падать. Сегодня обычный тираж книги серьезного писателя — 3-5 тысяч экземпляров. Некрупные издательства выпускают книги тиражом в лучшем случае 500-1000 экземпляров.
Я не возьмусь оценивать этот процесс. Он объективно закономерен. Но еще раз выскажу мысль, которую высказывал не один раз. На мой взгляд, задача литературы (и вообще культуры) не разделять людей «по интересам», а объединять их в духовном плане. Собственно, это и есть знамя, которое литература (культура) должна была подхватить из рук коммунистической идеологии.
Коллективная идеология никуда не исчезнет. На место советской идеологии пришла диктатура супермаркета. Просто на демонстрации приходить заставляли, а в супермаркет вы пойдете добровольно, но вместо запланированной вашим свободным разумом, допустим, пачки соли купите тележку непонятных продуктов. Вашим сознанием так или иначе, но манипулируют.
Однако жажда того, что я назвал бы «духовным коллективизмом», не исчезла, и — слава богу! Но одна Церковь удовлетворить эту жажду не в состоянии.
И я с радостью замечаю, что в последние годы становятся все более популярными литературные «флэшмобы». Хотя вообще-то flashmob переводится с английского как «миг» + «толпа». Это когда большая группа людей собирается в общественном пространстве, в течение некоторого времени выполняет заранее оговоренные действия и расходится. Советские демонстрации были «флэшмобами», только слова такого еще не было. Сегодня самым массовым «флэшмобом» является «Бессмертный полк», зародившийся как частная инициатива в Томске в 2012 году, а сегодня ставший всенародным движением, в один день собирающим миллионы людей более чем в 80 странах мира.
Если говорить о литературных «флэшмобах», то пальма первенства принадлежит «Тотальному диктанту». Я подчеркну, что это не только акция по стимуляции грамотности, но и литературный проект, потому что тексты диктантов для разных часовых поясов уже десять лет пишут современные российские прозаики.
Также литературным и в то же время педагогическим «флэшмобом» является «Живая классика» — самый масштабный детский проект, в котором ежегодно принимают участие более 2,5 млн школьников из 60 стран и 85 регионов России. Дети и подростки вслух читают отрывки из своих любимых произведений. Лучшие соревнуются уже в финальном конкурсе в «Артеке», а самые-самые талантливые чтецы выступают на Красной площади. В этом проекте активно участвуют учителя словесности и библиотекари. В этом году в Петербурге прошел IV Международный гуманитарный педагогический форум «Живая классика», собравший более 300 учителей и библиотекарей из 85 регионов России и 60 стран мира.