Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Ожившие кадры военной операции: На уникальной выставке «РГ» герои снимков рассказали свои истории.

Ожившие кадры военной операции: На уникальной выставке «РГ» герои снимков рассказали свои истории.

image_pdf
Розы — и пушки. Горе — и надежда. Радость встреч — и беда потерь. Разруха — и возрождение. Бездушие металла — и тепло глаз. От этих документальных фотографий невозможно отвести взгляд. Каждая из них — это отдельная история живого человека, его дома и его родного города, история, которая сегодня вершится на наших глазах.
На уникальной фотовыставке «Военная операция глазами журналистов Ростовского филиала «Российской газеты», которая торжественно открылась в минувшую пятницу в Донской государственной публичной библиотеке, представлены десятки работ с фронтов Донецкой и Луганской республик, из городов и сел, где идет сейчас специальная военная операция.

Они сделаны не профессиональными фотографами, а журналистами, оказавшимися в эпицентре событий, зачастую с камер обычных мобильников. И тем ценнее сегодня каждый из этих кадров.

— C первых дней конфликта, с июля 2014 года военкоры Ростовского филиала оказались в гуще событий. О том, насколько самоотверженно и честно работали они там эти восемь лет, свидетельствует тот факт, что пятеро из них награждены за это время государственными орденами и медалями. Там застали они и начало специальной̆ военной̆ операции. За это время они выпустили сотни репортажей, опубликовали десятки документальных видеороликов и, конечно, тысячи фотографий. Так в итоге и родилась эта уникальная фотовыставка говорящих фотоисторий: посетители наводят свои смартфоны на любой из этих снимков, точнее на QR-код под ним, и перед ними разворачивается история фотографии и ее героев в тексте и видео — на сайте RG.RU, — говорит директор Ростовского филиала «Российской газеты» Владимир Ладный. Кстати, его снимки тоже представлены на фотовыставке, ведь он всегда одним из первых выезжает в горячие точки: «Как я могу отсиживаться в Ростове, когда мои ребята — там».

Выставка получила широкий резонанс, о ней много пишут и говорят — неслучайно в церемонии открытия приняли участие руководство Ростовской области, Южного федерального округа, Южного военного округа, депутаты Госдумы.

«В этих фотографиях вся правда. Там отражена и война, и боевые действия, и связанные с этим и боль, и ужас. С другой стороны, показаны и ростки мирной жизни, и человеческие взаимоотношения, и сострадание, и любовь, и надежда на мирную жизнь. Документальные свидетельства страшных событий соседствуют с душераздирающими историями спасенных. Все это стало доступно нам благодаря самоотверженности ростовских военных корреспондентов «Российской газеты». Большое им спасибо и низкий поклон», — сказал первый заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов.

На презентации некоторые фотографии оживали даже без QR-кода. Кто эта счастливая красавица на фотографии под названием «Любовь и Габи», рядом с которой парень и симпатичный хаски? Это кубинка Габриэла Гомес. Боевые действия застали ее одну, с собакой — муж, артист мариупольского театра, был далеко на гастролях. Хрупкая девушка, не знающая языка, недели провела под бомбежками в подвале — без еды, воды, без связи и отопления. Ее нашли российские военные, отогрели, переправили в Таганрог. Она столкнулась с проблемой: не успела оформить гражданство, и ее чуть было не депортировали. Журналист «РГ» Александр Гавриленко поднял все службы, федеральные органы, добившись оформления гражданства Габриэлы в особом порядке. Сейчас Габи и Игорь живут в Ростовской области.

И внезапно фотография словно ожила: живая и сияющая Габи вышла из толпы зрителей и встала возле своего портрета.

— Русские солдаты помогли мне, они вывезли меня из того ада. А «Российская газета» не только собрала доказательства того, что делали украинские войска с Мариуполем, но и нашла время и силы помочь нам, — говорит Габи, и по ее щекам текут слезы. — Благодаря вам я жива и я дома. Я очень, очень благодарна!

Рядом с другой фотографией — «Одна в поле» — появляется героиня одноименной публикации «РГ» Даша Власюк, приехавшая на выставку из донецкого села Многополье. Узнав о том, что на Донбассе работает единственная девушка-тракторист — все мужчины ушли добровольцами на фронт — корреспондент Елена Мелихова помчалась через границу на своей машине (две редакционные в это время уже работали на передовой).

— Я восхищаюсь Дашей. И когда в первый раз услышала про нее, то сразу поняла — мне нужно ехать туда и рассказать о ее подвиге, — рассказала автор репортажа.

Когда Лена возвращалась — рядом разорвался снаряд и осколками разворотило ее машину. Лена чудом осталась жива, вышла за минуту до обстрела.

Студентки журфака расспрашивают Елену: разве девушек тоже посылают в «горячие точки»? Та отвечает: никого из журналистов не посылают. Едут только добровольцами.

Бессменный военкор Николай Грищенко стал настоящей звездой со своей фотографией — студенты буквально осадили его, снимая на камеры и фотоработу, и самого Николая. Еще шли бои на «Азовстали», когда неподалеку журналист увидел совершенно мирную картину: мужчина на инвалидной коляске пас коз. Один козленок убежал, Николай кинулся помочь, нашел козленка и вернул хозяину. Момент — военкор в камуфляже и беззащитный козленок — и запечатлел фотограф. «У козы от стресса и голода пропало молоко, и мужчина выкармливал козленка сгущенкой. А когда она закончилась, разводил сахар в воде и давал ему. Мы отдали козленка и несколько буханок хлеба хозяину, а потом на память Володя Аносов нас и сфотографировал», — рассказал Николай.

Замдиректора филиала Анна Ковалева, автор многих фронтовых репортажей. Привезла из Донецка на выставку работу умельца Виктора Михалева. Он создает из обломков снарядов и оружия настоящие шедевры, буквально «переплавляет мечи» на цветы. И специально для фотовыставки «РГ» Виктор создал одну из самых впечатляющих своих работ — пулемет, который превращается в прекрасный куст розы. «Даже после самых страшных событий обязательно наступает мирная жизнь», — убежден мастер. За этим экспонатом Анна рванула за рулем в Донецк и успела привезти пулемет на выставку, за что получила прозвище Анка-пулеметчица.

Боевые бронежилеты и каски военкоров с надписью PRESS тоже стали экспонатами выставки и тоже — «интерактивными». Желающие могли попробовать надеть на себя 20-килограммовую броню (самостоятельно получалось не у всех), сфотографироваться и даже пробежать десяток метров, чтобы почувствовать себя настоящим репортером.

 

А ведь ростовский филиал «РГ» за время военной операции потерял уже два автомобиля — их изрешетили украинские снаряды. И все равно сразу после презентации журналисты снова отправляются на передовую.

…Новый год — близко, и зажигаются уже в арт-пространстве библиотечного комплекса вокруг нашей выставки огни елок. И хорошо, говорили военкоры, желая счастливого Нового года всем посетителям: пусть будет больше счастья в новом году, и пусть счастье рано или поздно воцарится во всем мире.

Может быть, для этого и работают на передовой военные корреспонденты «РГ».

 

За кадром

Н

а открытии выставки не было одного из ее главных авторов. Руслан Мельников, который провел на Донбассе не один год и написал оттуда не одну сотню репортажей, и в этот день «горел» на работе. Одна из его фотографий — «Сжигая мосты». Вот его рассказ о том, как получился этот снимок.

«Мариуполь, разбитый мост на «Азовсталь», где еще звучали взрывы. Отсюда, с близкого расстояния удалось сделать снимок завода, похожего на огромный индустриальный замок Дракулы. Груды бетона, кирпича и металла, смятые машины, разбитые корпуса и цеха, над которыми поднимались трубы. Зияющий дырами мост и дорога по нему.

Сотрудники МЧС предупредили, что мост заминирован и передвигаться тут следует с максимальной осторожностью. Показали пару неприметных цилиндриков с почти невидимыми тоненькими лесками. Перешагивая через эти шевелящиеся на ветру паутинки смерти поневоле поднимаешь ноги повыше. Уже позже я узнал, что цилиндры с проводками — это мины ПОМ 2 «Отек». Радиус сплошного кругового поражения — до 16 метров.

Снимок сделан на краю обрушенного пролета. В кадр не попало лежащее в паре шагов тело погибшего. Одежда гражданская: свитер, джинсы. Рядом на торчащей железке висел рюкзачок, под ним — так и не развернутые рыбацкие снасти. Возможно, это житель ближайших кварталов, куда сложно было во время боев завести гуманитарку. Возможно, мужчину привели сюда голод и надежда наловить рыбу себе и близким».