Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » На театральных подмостках в мае

На театральных подмостках в мае

image_pdf

В театре18, 26, 31 мая, Студия театрального искусства – «Кира Георгиевна».

Вдумчивая инсценировка прозы Виктора Некрасова от «женовачей».

«Хотелось бы продолжить искать искренний, камерный театр, где могут существовать новые формы общения со зрителем», — Сергей Женовач.

К сожалению, театр редко обращается к прозе Виктора Некрасова. Повесть «Кира Георгиевна» будет впервые поставлена на российской сцене. В спектакле заняты 5 артистов — представители трех поколений мастерской Сергея Женовача в ГИТИСе.

17, 27 мая, театр «Ленком» – «Князь».

Несколько лет назад режиссер Константин Богомолов соединил в одной постановке «Идиота» Достоевского и «Принцессу Турандот», а в позапрошлом сезоне, обратившись к «Братьям Карамазовым», сделал одну из своих самых монументально-мрачных вариаций на тему «дурного мира». В новой сценической версии «Идиота» заняты знаменитые ленкомовцы – Елена Шанина и Александр Збруев, который в прошлом сезоне превосходно сыграл Годунова в богомоловском «Борисе Годунове». Подробности про «Князя» накануне премьеры недоступны, но понятно, что «романность» театра остается важным режиссерским сюжетом для Константина Богомолова.

 

18 мая, Мастерская Петра Фоменко – «Мамаша Кураж и ее дети».

Эпический театр Брехта в исполнении фоменок. Пьесу Бертольда Брехата в самом любимом театре столицы ставит молодой режиссер Кирилл Вытоптов, до сегодняшнего дня уверенно развивающий традиции психологического театра (одна из самых заметных работ — «ГенАцид» в Современнике). Тем любопытнее, как он справится с театром эпическим (основателем этой теории, как известно, был Брехт). Будут ли светлые «фоменки» петь зонги на немецком? И играть уже не про мир, а про войну? В главной роли — маркитантки Анны Фирлинг по прозвищу мамаша Кураж — Полина Кутепова, ее дочь, немую Катрин, сыграет Ирина Горбачева, прекрасная молодая актриса с миллионом подписчиков в Инстаграмм.

18 мая, Театр п/р Олега Табакова – «Безымянная звезда».

Сюжет «Безымянной звезды» хорошо знаком российской публике благодаря одноименному фильму Михаила Козакова. Написанная в разгар второй мировой войны румынским классиком Михаем Себастианом, эта пьеса по сей день привлекает внимание постановщиков – своей непринужденной легкостью, которая скрывает неоднозначность суждений.

Отправной точкой в истории, разворачивающейся в румынском захолустье, становится внезапная остановка скорого поезда, который неизменно проносился мимо крохотной провинциальной станции. Причиной незапланированной стоянки оказывается странная безбилетница, разодетая в пух и прах, но при этом путешествующая без гроша в кармане. Любезно приютивший столичную даму учитель местной школы, по совместительству – астроном-любитель, и не подозревает, что благородный поступок навсегда изменит его жизнь.

Режиссер Александр Марин воплотил знаменитый текст, прежде всего, как историю о любви и чуде. О случайности, которая сбивает налаженный ход будней и ставит под сомнение все, во что человек верил ранее. История, балансирующая на грани фарса и лирики, комедии положений и психологической драмы, становится ненавязчивым поводом поговорить о вещах существенных и обыденных, одновременно простых и невыносимо сложных: о любви и корысти, счастье и страхе перед переменами, которые стоят на пути человека.

Главные роли играют – Павел Табаков, Анна Чиповская, Вячеслав Чепурченко, Алена Лаптева, Сергей Беляев.

 

18, 31 мая, МТЮЗ – «Плешивый Амур».

Трагикомедия о купидоне, внезапно оказавшемся среди советской действительности. Эта история произошла в далеких 70-х, в стране, которой уже нет, во дворе деревянного дома, который давно снесли, с людьми, которые могли бы быть нашими родителями. Трогательные и нелепые обстоятельства их жизни; коммунальное бытие, и горе, и счастье, и одиночество у всех на виду становятся тканью спектакля. «Двор наш полон безумцев», – говорит один из героев пьесы. «Плешивый Амур» – это комедия про любовь. Комедия в том смысле, в котором Чехов считал «Чайку» и «Вишневый сад» комедиями. Все смешно, глупо, печально, только тут все немного по-советски кондово. Но парадоксально, но внезапно и остро. Это история про любовь, про это извечное «а что, если бы…», про несовпадения и непопадания, про то, что Амур, видимо, частенько бывает пьян, когда роняет свои стрелы на землю. Про то, как маются любящие и любимые, как задаются в который раз вопросом: «А что есть любовь?».

19, 21, 26 мая, Театр.doc – «Молчи, Эдип».
Велением судьбы античный царь Эдип убил, не зная этого, своего отца и женился на своей матери – эта трагическая история бегства от судьбы вдохновляла Софокла и Фрейда. Сегодня, по заказу режиссера Владимира Мирзоева, взяв этот самый знаменитый античный миф, Максим Курочкин перенес его в актуальный контекст, написав одну из своих лучших пьес.

В ролях: Захар Хунгуреев, Евгений Буслаков, Арман Хачатрян, Александр Яцетюк, Ирина Вилкова, Анна Котова-Дерябина, Тамила Нестеренко. 

20 мая, театр «Современник» (на сцене ТКЗ «Дворец на Яузе») – «Скажите, люди, куда идет этот поезд…».
В ролях: Виктория Романенко, Полина Пахомова, Илья Лыков, Никита Ефремов, Инна Тимофеева, Сергей Гирин, Александр Хованский, Иван Забелин, Николай Клямчук, Марина Феоктистова, Дарья Фролова, Дмитрий Смолев, Олег Феоктистов.

Свое шестидесятилетие театр отметит появлением на свет нового спектакля. В его основе пронзительная история любви, сочиненная молодым драматургом из Екатеринбурга Анной Батуриной. Вместе с молодыми артистами театра ее сценическое воплощение придумывают режиссер Марина Брусникина и сценограф Николай Симонов.

И хотя история любви сержантов Марии Небылицы и Матвея Кравчука началась на войне, ее как таковой в этой истории нет. Война – в прошлом. Счастливые, что выжили, задыхающиеся от любви, молодые, переполненные энергией, они вернулись из ада. Казалось, впереди только хорошее, только свет, но все повернулось иначе. Совсем не так, как мечталось. И вовсе не потому, что «быт заел» или властям не угодили. Страсти, мощные разрушительные чувства, послевкусие от которых и горькое, и сладкое одновременно. Может быть, их стоило укротить? И тем самым погубить любовь, которая для этих двоих без страстей и не существует?

 

22 мая, Мастерская Петра Фоменко (Старая сцена) – «Смешной человек».
Моноспектакль Федора Малышева по рассказу Достоевского. Жанр спектакля определён как «концертданеконцерт». Здесь очень много музыки, она живёт, конфликтует с героем, выходит из-под контроля. Звякает крохотной звездочкой, скрипит несмазанными петлями. Мечется, как безумная, от крестьянского танца к Тому Уэйтсу, заглушает исповедь этого «смешного человека». А он как будто нарисован Брейгелем – гримасничающий калека, карнавальный дурак, вдруг ставший главным героем мистерии.

История падения и излечения души, сон нелепого героя накануне самоубийства играется как зонг воспалённого нерва. Музыкальные инструменты, едва заметная лесенка, световой обруч (не то Луна, не то разросшееся в сонном больном сознании дуло пистолета) – это бруковское «пустое пространство». Герой в космосе. Герой в Нигде. За закрытыми веками, как в могиле, во тьме и пустоте себя самого. Что принесёт пробуждение.

 

22 мая, МХТ именит А.П. Чехова – «Макбет».

Ян Клята, польский мэтр и главный режиссер Старого театра в Кракове, ставит Шекспира.

Пьесы Шекспира не раз ставились на сцене Художественного театра, но «Макбет» появился в репертуаре впервые. Трагедию о жажде власти, толкающей к преступлению, предательству и безумию, представит в МХТ один из ведущих польских режиссёров Ян Клята, называемый критиками «возмутителем спокойствия» и «театральным революционером».

Я.Клята: «Макбет убил сон. Он вынужден блуждать во тьме, погружаться во зло полностью, до самого конца. Солдат-герой, которого свели с истинного пути предсказания ведьм. Эдип – великий предшественник Макбета в шедеврах драматургической литературы – делал все, чтобы избежать осуществления пророчества. Макбет делает все, чтобы воплотить предсказание в жизнь. Ведомый своими болезненными амбициями, он, человек, привыкший исполнять приказы короля, став королем, сам исполняет приказы – приказы Вещих сестер. И у него, и у Эдипа финал одинаково страшен – наступает темнота. Темнота внутри, темнота снаружи. В конце неотвратимой дороги в ад слуга Макбета Сейтон говорит господину: „Все донесенья подтвердились“. Это правда. Трагическая как для Макбета, так и для его жертв, трагическая для их государства».

 

22 мая, Мастерская Петра Фоменко – «Волемир».

Евгений Каменькович поставил спектакль по одноименной пьесе Фридриха Горенштейна, которая имеет репутацию «современной версии «Идиота» Достоевского».

Это ещё одно название из «портфеля Фоменко» – списка произведений, о работе над которыми говорил Пётр Наумович в разные годы. Одну из пьес Горенштейна – «Детоубийца» – Фоменко поставил в 1991 году в театре имени Евг. Вахтангова. У «Волемира» странная судьба – пьеса, написанная в 1965 году, ни разу не была поставлена, хотя репетировать её начинали во многих театрах, в том числе и в «Современнике». Однажды Горенштейн назвал свое творчество местью – местью тоталитарной системе, погубившей его родителей и отправившей мальчика в детский дом, местью своей несложившейся жизни. А ещё – местью возлюбленному русской классикой «маленькому человеку», в злобе и ослеплении творившему в XX веке чудовищные злодеяния. Горенштейн разрушает стереотип бедного, но благородного героя. Человек у Горенштейна несовершенен, недостоин бытия Божьего, он зол, грешен, слаб и слеп изначально, он не способен различать добро и зло, и его надо карать и укрощать.

Это история о том, как человек, уверенный в своей праведности и непорочности, обнаруживает, что он дурен, и, ужаснувшись себе, взрослеет. Волемиру открылась непобедимая тяга человека к злу, иррациональному поведению и пошлости, жестокости, мелочности, физиологии и рационализму – такая бездна мерзости в самом себе, что иначе как крушением мира это трудно передать.

 

25 мая, Театр сатиры – «Собака на сене».
Эффектная мелодрама в постановке Павла Сафонова с Еленой Подкаминской в главной роли.

25 мая, Театр имени Евг.Вахтангова – «Мнимый больной».

Комедия в постановке Сильвиу Пуркарете с Сергеем Маковецким в главной роли.

Первое представление этой пьесы состоялось 343 года тому назад в 1673 году в Théâtre du Palais-Royal в Париже. Роль Аргана сыграл автор. Пьесе была уготована счастливая сценическая судьба. «Мнимый больной» – комедия-балет, где фарсово-бытовые сюжеты щедро приправлены интермедиями, рассчитанными на актерскую импровизацию, объединяющую традиции французского фарса с итальянской комедией масок. Пространство для игры воображения, яркая комедийность, позволили «Мнимому больному», шагнув через века, покорить современных зрителей.

 

26 мая, Театр им. Моссовета – «Вишневый сад».

Андрей Кончаловский снова ставит Чехова. Юлия Высоцкая играет Раневскую.

Над чеховской трилогией Андрей Кончаловский работал восемь лет. «Вишневый сад» – заключительная часть. Все три спектакля идут в одних и тех же декорациях. И мечта режиссера – чтобы три постановки шли в один день.

 

27 мая, театр «Около дома Станиславского» – «Магадан».

Печальное кабаре Юрия Погребничко о крае снегов и тоски.

В спектакле много песен. Поет их гордость театра — Наталья Рожкова, рядом с ней — ее постоянный аккомпаниатор Николай Косенко. Его аккордеон в «Магадане» — одна из главных красок спектакля. Одетый в вязанную женскую кофту и валенки, герой играет мелодию за мелодией, не произнося ни слова. При этом на него смотришь, не отрываясь. Не отвести взгляд и от странной женщины в шляпке и с чемоданами, ищущей смысл жизни (актриса Лилия Загорская). Остальные персонажи тоже по-своему интересны и загадочны. Весь спектакль — сложносочиненное высказывание об удивительном крае, где ветры и «снега километры», где кино крутят раз в неделю, от чего тоска становится сильнее. Тем не менее есть люди, нежно к нему привязанные. И мы их понимаем.

 

27 мая, Театр имени Вл.Маяковского – «Русский роман».

Долгожданный спектакль Миндаугаса Карбаускиса о Льве Толстом.

В основе спектакля – одноименная пьеса одного из лучших современных драматургов Марюса Ивашкявичюса. В 2013 году в Театре Маяковского уже была поставлена его пьеса «Кант». На этот раз в центре внимания драматурга – один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей.

Спектакль станет продолжением работы Миндаугаса Карбаускиса с творческим наследием Л.Н. Толстого. После постановки спектакля «Плоды просвещения» на творчество Толстого в Театре Маяковского взглянут через призму драматургического таланта Ивашкявичюса. В течение нескольких лет драматург изучал биографию, жизнь и творчество писателя, собирал уникальные факты, общался со многими исследователями творчества Л.Н.Толстого. В результате получилось произведение, в котором переплетается жизнь и творчество великого русского писателя.

М.Ивашкявичюс, драматург: «Русский роман» – это своеобразная семейная сага, вариация на тему романа «Анна Каренина», в которой Лев Николаевич Толстой выступает не только как автор своего шедевра, но и как автор своей же семейной драмы. Бывают романы, построенные на жизни автора. Но бывают и такие, которые в будущем строят жизнь автора. Либо ее ломают. И тогда в этом слиянии реального и художественного автор становится самой трагичной фигурой своих творений». Автором сценографии бессменно станет художник Сергей Бархин.

27-28 мая, Театр им. А.С. Пушкина – «Дом, который построил Свифт».

В роли Свифта на сцену выйдет Андрей Заводюк.

В пьесе вымышленные персонажи книг Свифта – великаны, лилипуты, гуигнгнмы, лапутяне – становятся неотъемлемой частью реальности, в которой живет объявленный сумасшедшим декан, и часто невозможно понять, где настоящие события, а где его фантазии и вымыслы. Прибывшему к Свифту доктору Симпсону вместе со зрителями предстоит пережить все удивительные события в этом доме для того, чтобы понять и постичь гениальность одинокого художника.

 

28 мая, Театр имени Вл.Маяковского – «Кавказский меловой круг».

В основе пьесы Бертольта Брехта – притча царя Соломона, повествующая о споре двух матерей. Когда мир превращается в войну и каждый ищет только свою правду, Груше спасает жизнь чужого ребенка и отправляется с ним в долгий путь вопреки законам здравого смысла, наперекор опасности и мнению окружающих. Спектакль Никиты Кобелева о ценности бескорыстного поступка и в то же время о том, какую цену приходится за него заплатить. Джазовое роуд-муви по просторам Грузии, созданное по законам эпического театра Брехта, полное азарта и музыки Пауля Дессау в живом исполнении квартета «Круглый бенд», заканчивается в суде. Спор двух матерей предстоит разрешить пройдохе, жуликоватому писарю Аздаку, заодно дав свой ответ на вопрос, что такое истинная справедливость.

Одна из самых культовых пьес Бертольта Брехта, «Кавказский меловой круг», уже шла в репертуаре Театра Маяковского. В 1964 году в спектакле Владимира Дудина в роли Груше блистала Галина Анисимова, а в роли Аздака – Лев Свердлин. Сейчас Никита Кобелев отдал главные роли молодой актрисе театра Юлии Соломатиной и народному артисту России Игорю Костолевскому.

Кобелев: «Как писал Брехт: «Дурные времена делают человечность опасной для человека». Для меня один из главных вопросов сегодня: почему добрый поступок обязательно должен обернуться страданиями? Как выжить в эпоху перемен? В трудные времена не спасает ни закон, ни привычная справедливость, спасти может только такое человеческое проявление, как поступок Груше, только внутренняя свобода. Аздак – воплощение этой внутренней свободы, это абсолютно карнавальный персонаж. Придумать жизнь, придумать роли – единственная возможность выжить в этом хаосе и помочь выжить кому-то еще».

28-29 мая, МХТ им.А.П. Чехова – «Dreamworks».
За постановку пьесы Ивана Вырыпаева взялся режиссер Виктор Рыжаков, которого часто называют вырыпаевским режиссером, т.к. пьесы этого драматурга он ставил не раз. Критики отмечают: верно передать его тексты Рыжакову удаётся всегда. Cам драматург определяет текст как «постмодернистскую конструкцию».

30-31 мая, Гоголь-центр – «Машина Мюллер».
Константин Богомолов играет в спектакле Кирилла Серебренникова.

В основе нового спектакля Кирилла Серебренникова — произведения выдающегося немецкого драматурга Хайнера Мюллера «Гамлет-машина», «Квартет», а также письма и дневники писателя. Сам спектакль объединит разные жанры искусства: танец и музыку, перформанс и видеоарт. Главной темой станут размышления о времени и художнике, о взаимоотношениях женского и мужского начал в современном мире, о насилии и хрупкости тела. Музыку написал композитор Алексей Сысоев. Хореограф Евгений Кулагин поставил балет с участием обнаженных перформеров. Но главная интрига — актерский состав. В главных ролях заняты Сати Спивакова, режиссер Константин Богомолов и Александр Горчилин.

 

Премьеры сезона

16, 26, 29-30 мая, Мастерская Петра Фоменко – «Сон в летнюю ночь».

Сказочно красивый Шекспир в исполнении суперзвезд фоменковской труппы.

Первым спектаклем, с которого (25 лет назад!) началась «взрослая жизнь» актерско-режиссёрского курса Петра Наумовича Фоменко, ставшего впоследствии «Мастерской…», была «Двенадцатая ночь» Шекспира (режиссёр – Евгений Каменькович). Алексей Бартошевич писал, что этот спектакль был полон «юного обаяния и сокрушительной энергии» – артисты заражали собой, своей игрой, бесконечной импровизацией.

Первым спектаклем, с которого началась «взрослая жизнь» первого набора стажёрской студии при «Мастерской…» (всего 6 лет назад), была «Сказка Арденнского леса» ШексКима – «музыкальное представление по канве пьесы Шекспира «Как вам это понравится». Фоменко и Юлий Ким переписали Шекспира на свой лад ещё в конце 1960-х гг. Это было третье обращение Петра Наумовича к ШексКимовскому театральному «хулиганству»: «Сказку…» он ставил в Театре на Малой Бронной и в ленинградском Театре Комедии им. Акимова. Хулиганство в «Мастерской…» получилось с горьким привкусом «меланхолической печали по ушедшему миру, культуре и театру, его [Фоменко] тоски и «памяти смертной».

После долгого перерыва «Мастерская» вновь обращается к комедии Шекспира.

Здесь всё игра – театральная, любовная, иногда немного наивная, иногда похожая на сложнейшую шахматную партию. Бывает острая, даже опасная – за такой игрой лучше наблюдать издали. Бывает по-детски простая – в такую включаешься вольно или невольно. Но вся она в этом спектакле невероятно витальна, невероятно азартна. В хаосе игры, в ночном мороке раздвигаются границы мира – огромного, непостижимого. Где герцогский дворец, да и сами Афины, лишь маленькая точка, не больше светляка в траве. Где «моховая постель» манит своей свежестью, как прохладные простыни. Где взрослые мужчины теряются перед чарами маленьких эльфов, а влюблённые путают друг друга, сплетаются в живой клубок, дышащий ревностью, молодостью, страхом и – любовью. Ею, как музыкой, как волшебным соком, здесь пропитан самый воздух, ею и только ею движется «и море, и Гомер»…

19 мая, театр «Современник» – «Потанцуем…».

Пьеса Улицкой «Потанцуем…» родилась из рассказа «Женщины русских селений». Женщины-тетеньки-дамочки Улицкой встречаются при этом не в деревенской глуши посреди Среднерусской возвышенности и даже не в центре российского города. Судьба сводит их… в Нью-Йорке. Где-то в середине 90-х. Их трое. Практически ровесницы. Встреча, застолье, напиток, без которого настоящие посиделки не в радость, – все это и приводит к тому, что каждая готова не только к собственной исповеди, но и к состраданию, к тому, чтобы не только услышать, но и понять другую – сестру, подругу, случайную знакомую…Они веселые, страстные, темпераментные, вздорные, послушные… Состоявшиеся женщины. Красавицы. Судьба сталкивает их в то мгновение, когда многое уже позади, но есть, еще есть время любить, радоваться и просто жить.

Людмила Улицкая написала яркую, смешную, теплую и светлую пьесу, исполненную радости за человека и веры в него. Первая ее часть была написана несколько лет назад, вторую же Улицкая сделала специально для «Современника».

На сцене театра «Современник» ее поставил режиссер Анджей Бубень с актрисами Яниной Романовой, Инной Тимофеевой, Дарьей Фроловой.

 

19-20 мая, Театр Наций – «Идиот».

Несмотря на то, что сценическая версия романа, написанная Константином Федоровым, включает 20 персонажей, в спектакле заняты всего четыре исполнителя — вместе с неподражаемой Ингеборгой Дапкунайте, которой отведена роль князя Мышкина, на сцену выйдут Евгений Ткачук, Павел Чинарев и Роман Шаляпин. Режиссер Максим Диденко поставил перед собой парадоксальную задачу — решить «Идиота» в эстетике черной клоунады. Он говорит, что «в нашем мире, среди всего прочего, утеряно две вещи: культура клоунады и восприятие Достоевского как живого ироничного человека». Все события будут разворачиваться в пространстве, созданном художником Павлом Семченко из театра «АХЕ», который зачастую прибегает в своих работах к сложному видеомэппингу, взаимодействующему с реальными объектами.

Для Диденко на первый план романа выходят любовный треугольник «Мышкин — Настасья Филипповна — Рогожин» и те парадоксальные события, остроту которых мы часто не замечаем, погрузившись в «проклятые вопросы» и безвыходные ситуации, описанные в романе.

 

24 мая, МХТ имени А.П. Чехова – «Бунтари».

Александр Молочников снова не разменивается по мелочам. Успех своего режиссерского дебюта, постановки «19.14», он собирается повторить и преумножить: написанное им сочинение о бунтарском духе в самых разных его проявлениях обещает рассказать историю государства Российского, соединив исторических и литературных героев под песни Бориса Гребенщикова – а они обо всех нас говорят действительно немало.

 

26 мая, МТЮЗ – «По дороге в …».

Сцены из «Преступления и наказания» в мрачной режиссуре Камы Гинкаса.

К.Гинкас: «Я неоднократно зарекался ставить Достоевского. Слишком долго и много им занимался. Ставил в Финляндии («Идиот», «Преступление и наказание»), в Германии (опера «Н.Ф.Б.» по «Идиоту»), и, конечно, в Москве («Записки из подполья», «К.И. из «Преступления», «Нелепая поэмка»). 25 лет назад спектаклем «Играем Преступление» мы открыли новую сцену под названием «Игры во флигеле». И вот опять! Опять «Игры во флигеле». И опять Достоевский. Спектакль, который я сейчас репетирую, называется «По дороге в…». Опять сцены из «Преступления и наказания». Опять, конечно, Раскольников. Но главное действующее лицо – Свидригайлов. Это он все рвется куда-то. Может, в Америку, а может быть совсем не туда. Во всяком случае, он и Раскольникову предлагает отправиться туда. Куда «туда»? Свидригайлова не поймешь. Он все время то ли шутит, то ли говорит серьезно. То ли страдает, то ли юродствует. То ли сходит с ума, то ли прикидывается. Он – шулер, но врет редко. Он – убийца, но доказать это невозможно. Он – соблазнитель малолетних, но отчаянно любит Дуню. Свидригайлов – философ. Он, как и все герои Достоевского, жаждет правды и справедливости. Он не согласен жить, если нет и как-то не предвидится эта справедливость. Это русские сны. Русские сны по Ф.Достоевскому».

 

27, 29 мая, театр Et Cetera – «Утиная охота».

Что это за русское явление «зиловщина»? Кто этот русский тип со своей неизбывной русской тоской? Почему он всегда существует за пределами нормальной жизни нормальных людей? Откуда берется этот плохой хороший человек и почему его все любят, а он не может любить никого?

Режиссер Владимир Панков: «Мне интересно увидеть Вампилова в мистическом ракурсе. Меня интересует, где в образе Зилова, с его огромными внутренними противоречиями, проходит грань между реальностью и нереальностью, жизнью и смертью. В пьесе речь идет о целом брошенном поколении, людях, которые не смогли приспособиться. В нашем спектакле Зилов – не спивающийся интеллигент, как это было в фильме с Олегом Далем. Главную роль играет Антон Пахомов, но образ Зилова распадается на несколько составляющих Зиловых много. Но для меня главный – даже не Зилов, а женские персонажи Вампилова. Я восхищаюсь женщинами. Не понимаю и задаю себе вопрос: почему женщины любят нас? Мы – противоречивые, бегаем направо и налево, нам все время нужно отвоевывать новые территории. А женщина по своей природе – мать, она воспитывает, строит, именно она движет нами».

 

28 мая, РАМТ – «Кот стыда».

Ни с кем мы не бываем так безжалостны, как с самыми родными, самыми близкими людьми. Стена отчуждения вырастает внезапно, разделяя детей и родителей, мужа и жену, сестру и брата. Где искать спасение от глухоты души и слепоты сердца, которые мешают нам слушать и слышать, понимать и принимать? Ответ на этот вопрос режиссер и мастер психологического театра Марина Брусникина пытается найти в пьесах «Кот стыда» Таи Сапуриной, «Март» Ирины Васьковской и «Ба» Юлии Тупикиной.

Молодые драматурги – яркие представительницы «новой драмы» – отразили душевные недуги современных семей, которые, что бы ни утверждал классик, оказываются несчастливы одинаково. Но если есть болезнь, должно быть и лекарство. Главное, знать, где искать…

 

31 мая, Театр имени М.Н.Ермоловой – «Счастливчики».

Владимир Андреев в радикальном спектакле про возраст.

Три женщины и двое мужчин. Не друзья, не коллеги, не родственники. Очень взрослые люди, они оказались в этом месте и в это время по одной причине: все должны пройти тест. И остаться жить. Или не пройти тест. И красиво умереть. Потому что в 2076 году все граждане планеты, достигшие 80 лет, в обязательном порядке проходят этот экзамен, пытаясь опровергнуть утверждение о своей беспомощности и доказать, что возраст – не заслуга, но и не преступление. И они еще на многое способны.

Жить или не жить? Ответ все узнают на грандиозном шоу, которое транслируется по всей планете, шоу, главным спонсором которого является Госкомиссия по оптимизации населения, шоу, которое собирает рекордное количество зрителей, тех, кому когда-нибудь тоже предстоит пройти этот тест.

 

БольшойМУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР

21-23 мая, Театр танца Тайваня «Клауд Гейт» (на сцене Театра имни Моссовета) – «Белая вода. Пепел».

Лучшие тайваньские балеты в Москве.

В то время как «Белая вода» проистекает из прославления жизни, «Пепел» появляется из покрова ночи, вызывая в памяти «Мрачные картины» Гойи. Две части, контрастные по стилю и содержанию, создают сильный спектакль. Струнный квартет № 8 до минор Дмитрий Шостакович посвятил памяти жертв фашизма и войны. Лин Хвай-мин впервые услышал это музыкальное произведение пятнадцать лет назад и был потрясен его глубочайшим трагизмом. Удрученный политическими репрессиями, геноцидом и разрушениями окружающей среды, Лин объяснил танцорам, что это будет реквием. Позже, исследуя литературу об этом произведении, хореограф удивился, что Шостакович целенаправленно собирался написать его как реквием. Назвав работу «Пепел», Лин оплакивает то, что перед лицом жестокости люди становятся беспомощными и жалкими, как дрейфующий пепел. Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова посвящает показы спектакля в России 110-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича.

24-25 мая, Большой театр (Историческая сцена) – творческий вечер Светланы Захаровой «Amore».

В программе: Чайковский — Франческа да Римини (балет в одном действии, хореограф-постановщик — Юрий Посохов); Гендель/Респиги/Пена-Кинтана — Пока не пошел дождь (балет в одном действии, хореограф-постановщик — Патрик де Бана); Моцарт — Штрихи через хвосты (балет в одном действии, хореограф-постановщик — Маргерит Донлон).

22, 24-29, 31 мая, Театр мюзикла – «Преступление и наказание».

Рок-опера, приуроченая к 150-летию выхода романа Достоевского.

Но произведение это отнюдь не «датское» — либретто было написано Андреем Кончаловским еще в 70-е годы, а Эдуард Артемьев работал над партитурой целых 30 лет. В 2007-м был записан студийный альбом, но никто не решался перенести эту сложнейшую по музыкальному материалу и философскому содержанию вещь на сцену. Театр Михаила Швыдкого, начав с легких ностальгических ревю и получив семь номинаций на «Маску» за оригинальный мюзикл «Всё о Золушке», решил, что уже готов взять этот «тяжелый вес».

Для постановки рок-опера была значительно переработана и получила новые аранжировки, так что история Достоевского, положенная на стихи Юрием Ряшенцевым, звучит вполне современно, а выглядит вообще с иголочки. Британский сценограф Мэтт Дилли, которому доверили визуальный ряд, привез в Россию 6D-видеомэппинг, позволяющий проецировать изображения на любой движущийся предмет. Такие технологии раньше использовались разве что на концертах Мадонны и в Cirque du Soleil. Но для постановщика Андрея Кончаловского на первом месте стоит, конечно, не эффектное шоу, а погружение в пучину психологии Достоевского.

 

19-22 мая, Большой театр (Новая сцена) – «Каменный гость» А.Даргомыжского.

Большой театр дважды обращался к этой опере Даргомыжского — в 1906 и в 1976 годах. С самого начала опера вызывала много споров из-за своей оригинальности. Эту оперу называют первой русской музыкальной драмой.

На историю Пушкина-Даргомыжского наложена реальная история реального человека, прототипа Дон Жуана — севильского аристократа, друга короля Дона Хуана Тенорио, с которым после убийства им Командора, расправились францисканцы. «Спектакль — стилизация под XVI век. Это находит отражение и в костюмах, и декорациях. Наш спектакль — это наш взгляд на ту эпоху», — говорит молодой режиссер постановки Дмитрий Белянушкин.

 

27 мая, театр «Новая опера» (на сцене ММДМ) – «Белое».

Режиссер Алексей Вэйро развивает начатую в спектакле «Черное» тему иных людей. Герои «Черного» — иные в силу цвета кожи, герои же «Белого» оказываются вне общества по другим причинам (рабочее название и тема вечера — «Пир, время, чума»). Главная идея спектакля — стремление человека к идеальному, прекрасному вопреки обыденности, которая ждет его за стенами театра и которая равноценна смерти.

В спектакле звучит светская музыка эпохи Возрождения: вокально-хоровые миниатюры Орландо ди Лассо, Адриано Банкьери, Пьера Пассеро, Томаса Морли, Пьера Сертона, Жоскена Депре, Хуана дель Энсины, Джона Фармера.

 

19, 21-22, 24-26, 28 мая, на сцене Театра «Россия» – «Поющие под дождем».

Вдохновляющая история голливудских актеров, оказавшихся на рубеже смены эпох немого и звукового кино, история непростого выбора и головокружительного успеха.

«В годы Великой депрессии Голливуд и Бродвей спасли миллионы людей от социальной подавленности. Яркие, жизнерадостные, зрелищные мюзиклы и музыкальные фильмы отвлекали от серых будней реальности, — говорит продюсер мюзикла, глава «Стейдж Энтертейнмент» Дмитрий Богачев. – Сейчас самое время для таких постановок в России. В ситуации нынешнего экономического спада нам всем нужен источник оптимизма, хорошего настроения и уверенности в будущем. Это и обусловило выбор главной постановки следующего сезона. Мюзикл «Поющие под дождем» — это романтическая музыкальная комедия, которая заряжает своим оптимизмом. Особый шик блистательной бродвейской хореографии, фирменный виртуозный степ, веселый сюжет и отличные музыкальные номера не оставляют равнодушными никого! Не зря фильм, который лег в основу мюзикла, уже много десятилетий занимает первое место в мире среди всех музыкальных фильмов за всю историю кинематографа!»

В основе мюзикла — фильм кинокомпании MGM 1952-го года, признанный Американским институтом киноискусства лучшим американским фильмом-мюзиклом за последние 100 лет.

 

21 мая, Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко – «Волшебная лампа Алладина».

Оперу «Волшебная лампа Аладдина» написал выдающийся итальянский композитор XX века Нино Рота. Его имя особенно хорошо известно любителям кино — композитор много лет сотрудничал с Федерико Феллини, писал музыку к фильмам Лукино Висконти, Франко Дзеффирелли, Фрэнсиса Форда Копполы.

Композитору принадлежат несколько опер. Одной из его самых популярных работ стала детская опера «Волшебная лампа Аладдина» на сюжет сказки из сборника «Тысяча и одна ночь». Увлекательный сюжет, живая и яркая музыка делают оперу «Волшебная лампа Аладдина» прекрасным вариантом для первого знакомства юных слушателей с оперным искусством.

Над спектаклем работали режиссер Людмила Налетова (лауреат премии «Золотая маска»), художник Семен Пастух (лауреат премий «Золотая маска» и «Золотой софит»), художник по костюмам Галина Соловьева (лауреат премии «Золотой софит»). Музыкальный руководитель постановки — Вячеслав Волич.

 

21-22 мая, Большой театр (Бетховенский зал) – «Байки о лисе, утенке и Балде».

Сергей Прокофьев — «Гадкий утенок»; Игорь Стравинский — «Байка про лису, петуха, кота да барана»; Александр Праведников — «Сказка о попе и его работнике Балде».

 

23 мая, Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко – Балеты Фредерика Аштона.

Музыка балета «Рапсодия: Рахманинов — Рапсодия на тему Паганини.

Музыка балета «Вальс»: Равель — Вальс. Хореографическая поэма для оркестра.

Музыка балета «Маргарита и Арман»: Лист — Соната для фортепиано си минор, S.178.