Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Легенды фабрики грез

Легенды фабрики грез

image_pdf

Увидев на экране «Рабочего и колхозницу» — эмблему «Мосфильма», советские люди целыми семьями застывали в креслах кинотеатров и перед телевизорами, завороженно внимая сюжетам исторических и приключенческих фильмов, драм и комедий. Огромное количество признанных шедевров было создано на знаменитой киностудии. Съемки многих сопровождались курьезами и неожиданными ситуациями, а впоследствии обросли мифами и легендами.

Нам удалось заглянуть за кулисы знаменитой фабрики грез.
А помогла в этом директор музея киноконцерна «Мосфильм» Елена Морозова.

Здание самого музея, построенное одним из первых в 1936 г., имеет по-настоящему героическую историю. Во время Великой Отечественной войны здесь находились механические мастерские и было жарко в прямом смысле. В кузнечных горнах днем и ночью ковались детали для различных военных нужд. Спали здесь же — в съемочных павильонах. Киностудия вовсю помогала фронту. После победы в залах оборудовали реставрационные мастерские. А с 2000 года открыли музей. Экспозиция музея — любимое детище генерального директора киноконцерна «Мосфильм» Карена Шахназарова, сделавшего очень много для популяризации московской фабрики грез.

К абсолютно фантастической реальности можно отнести декорации старой Москвы и Санкт-Петербурга, расположенные на территории киноконцерна. Подобного нет ни в Голливуде, ни где-то еще. На большой территории, практически вручную, выстроены кварталы старинных домов, с причудливыми скульптурами и барельефами, колоннами и витиеватыми изгородями. И все, на сто процентов все сделано из… картона и гипса! Здесь снимались десятки фильмов. Иногда — по два-три-четыре в одно и то же время. Фабрика волшебства, мир грез. Наш с вами московский чудесный мир.

Много необычного в зале, посвященном комбинированным съемкам. Это был удивительный процесс, на грани анимации и волшебства.

На стендах этого зала располагаются… игрушки. Паровозы, цистерны, под потолком висит макет самолета. И это все неспроста. В кинокартинах они оживали, вовлекая зрителя в настоящее приключение.

…Железнодорожная цистерна. Черная, облитая маслом, помятая и повидавшая виды. Но на экране кинотеатра она стала частью настоящего состава. В фильме «Неуловимые мстители» она со страшным скрежетом падала с моста. В картине «Экипаж» на охваченном пламенем полу- острове рухнула с горы в пропасть. Представить сложно, какое должно быть мастерство оператора, чтобы очень правдоподобно снять игрушку и заставить зрителя поверить в реальность происходящего. Ведь в середине прошлого века не было компьютерных технологий и виртуальных «примочек». Все снимали обычной кинокамерой. Кадры с игрушкой накладывали на кадры реальности. И еще надо было сделать все максимально правдоподобным. Настоящее чудо!

Вернемся еще раз к популярному среди старшего поколения фильму А. Митты «Экипаж». Все помнят кадры, когда самолет «Аэрофлота», приняв на борт советских работников в одной из заморских стран, где проснулся вулкан и началось землетрясение, пытается взлететь с горящей полосы. Самолет едет по «взлетке», а его догоняют языки пламени. Причем в фильме для большей интриги момент этот показан в замедленном темпе. Знаете, как снимали этот сюжет? Прелюбопытно!

Взяли большой деревянный стол. Поставили на него модель Ту-154 (ту самую, на фото). По бокам модели тонкой полоской налили бензин. И подожгли его. Представляете, с какой скоростью бензин загорелся? Да! С невероятной! А ведь еще надо было, чтобы самолет в движении опережал ненадолго огонь. Модель толкнули с большой силой вперед по столу. А еще у оператора должна была быть поистине боксерская реакция, дабы снять все действо! По секрету скажем — на этом сюжете повредили не одну модель самолета. Повторимся — настоящее чудо!

К чести наших кинематографистов надо сказать, что именно они открыли эру 3D-технологий, которая началась с комбинированных съемок. Наш вклад в этой области признают даже в Голливуде.

Вениамин Протасов. Фото Михаила Бибичкова
№3 (003) 14 августа 2908 г.